Анализ развития малого предпринимательства в Республике Казахстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На современном этапе реформирования экономики Казахстана для развития переживающего кризисные процессы сектора малого и среднего бизнеса и кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях.

Сегодня малые предприятия составляют 4/5 общего количества хозяйствующих субъектов в республике, однако, количество действующих малых предприятий - 47,6 тыс. единиц ( 40 процентов от числа зарегистрированных ).

На начало 2001 года общая численность работающих в секторе малого предпринимательства составляла 949,0 тыс. человек, или 15 процентов общей численности занятого населения. По итогам за 2000 год доля субъектов малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции не превышала 8 процентов. В отраслевой структуре объема производства субъектов МП продолжает преобладать торговля. Удельный вес малых предприятий в различных секторах экономики дает следующие показатели. В промышленности он занимает - 10 процентов, в сфере торговли - 68 процентов, в сфере услуг - 2 процента, в строительстве - 6 процентов, на транспорте - 1 процент, в общественном питании - 2 процента, в переработке сельскохозяйственной продукции - 3 процента процента, в прочих отраслях - 10 процентов.

Снизилась доля малого бизнеса и в налоговых поступлениях в государственный бюджет: в 1-ом квартале 2001 года сумма налогов и платежей от МП составила 7,1 процентов (против 10,3 процентов в 2000 году ) всех налоговых поступлений государственного бюджета.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Казахстане находится в кризисной ситуации, решение которой, без государственного вмешательства представляется невозможным.

До сих пор республиканские программы поддержки развития малого предпринимательства не имели достаточного эффекта, по причине того, что не была выработана оптимальная государственная стратегия в этой области, не были выявлены соответствующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг происходящих процессов.

Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы и т.д.

 В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства.

Исходя из зарубежного опыта, поддержка и развитие МСБ ( малого и среднего бизнеса) в Казахстане является приоритетной сферой государственной экономической политики.

Одним из магистральных направлений, по которому идет прямое государственное содействие - это законодательное обеспечение деятельности малых и средних предприятий. В 1997 году в Казахстане была значительно активизирована деятельность правительства в совершенствовании законодательной базы для МСБ. Приняты: два указа Президента РК, четыре закона, одно распоряжение Премьер - Министра, девять постановлений правительства и ряд нормативных актов министерств и ведомств. Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства , малый бизнес сталкивается с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носят чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно - правовые акты не реализовываются в полном объеме и не могут обеспечить реальной конкурентной среды в экономике.

Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживают развитие малого и среднего бизнеса. То есть, МСБ, не имея сильных внутренних резервов и объективно находящийся на слабой позиции в системе отношений с государственными органами и местными властями, крупным бизнесом, нуждается в защите и опеке государства.

В настоящее время предпринят ряд мер, способствующих упорядочению взаимоотношений между МСБ и местными властями: с 1.09.97 г. введена обязательная статистическая отчетность субъектов малого предпринимательства; осуществлена оптимизация структуры государственных органов, выполняющих контрольные и надзорные функции. В то же время отдельные законы и административные меры недоработаны, остаются некоторые упущения и пробелы. Например, по вопросу доступа к кредитным ресурсам залоговое законодательство нуждается в совершенствовании, так как существующая система кредитования тормозит развитие предпринимательства. Это обусловлено рядом обстоятельств:

- отсутствием стимулов у банков второго уровня;

- отсутствием государственной поддержки выделения кредитов,

- должной системы гарантий;

- не ликвидностью имущества у большинства предприятий МСБ;

- краткосрочностью кредитов;

- высокой стоимостью кредитов.

Налоговое законодательство и налоговая система в определенной мере препятствуют развитию МСБ. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, следует сосредоточить внимание не на нормах отдельных видов налогов, пошлин, лицензионных и других запретах и ограничениях, а на ряде общих положений, препятствующих текущему законодательному произволу.

Одним из элементов государственной политики в сфере малого предпринимательства, для более глубоких сдвигов в структуре МСБ, должна стать система адресной государственной поддержки, которая предусматривает стимулирование производственно - инновационной направленности, интеграцию малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово - промышленные группы. В качестве организационных форм подключения могут выступить франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Положительным моментом такого варианта промышленной организации является появление гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

В рамках одной статьи представляется невозможным охватить и проанализировать все аспекты развития малого предпринимательства. Можно сделать вывод: фундамент развитой системы государственной поддержки предпринимательства должны составлять:

- оптимальная законодательная и нормативная база, определяющая цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности;

- разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, кадрового содействия;

- сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства;

- система специализированных институтов по поддержке малого бизнеса, как на уровне государства, так и на уровне крупных общенациональных общественных организаций;

- гибкость системы приоритетов и разнообразие форм государственной поддержки при наличии согласованности и непротиворечивости мер;

- взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей;

- существенное улучшение системы учета и государственной статистики субъектов малого предпринимательства;

- проведение образовательной и пропагандистской компании.

Продолжение курса реформ в Казахстане требует, чтобы развитие малого предпринимательства и частной инициативы стало общегосударственной доктриной проводимых социально - экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением.

Именно такая политика способна создать приемлемые условия для развития предпринимательства в Казахстане, поднять его до уровня цивилизованности, что коренным образом может сказаться на экономике, благосостоянии народа.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоря­жаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следую­щие варианты:

Субъект организации одновременно является производителем и владельцем фактор­ов производства;

Субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;

Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.

Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.

Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организаци­онно-правовыми формами функционирования.

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотрен­ные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Согласно ГК РК (глава вторая, параграф второй) основными организационно-правовыми формами хозяйствова­ния юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, комман­дитное товарищество), хозяйственные общества (товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государствен­ные и коммунальные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, дочерние организации и зависимые акционерные общества.

Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литерат­уры по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Всё зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране.

К сожалению, нельзя предложить какую-либо математическую модель оценки эффективности использования любой собственности или их совокупности, так как процессы хозяйствования при той или иной собственности не поддаются строгому описанию из-за сложности содержания и количественной неопределённости.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.