Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.
Товарная продукция - это стоимость выработанной предприятием готовой продукции, полуфабрикатов, готовых к реализации и находящихся на конечных складах, продукции вспомогательных и подсобных производств и законченные работы промышленного характера в соответствии с заказами для сторонних организаций.
К товарной продукции лесопромышленного предприятия относят:
1. стоимость круглых лесоматериалов (на конечных складах для реализации);
2. стоимость продукции деревообрабатывающих цехов;
3. стоимость продукции вспомогательных цехов, направляемой (а в последствии - реализуемой) на сторону (пар, энергия и т. п.);
4. стоимость капитальных ремонтов, выполняемых на предприятии собственными силами собственным машинам и оборудованию и машинам и оборудованию сторонних организаций.
На лесопромышленном предприятии товарная продукция (ГП) рассчитывается по лесозаготовкам, перерабатывающим производствам и другим производствам, работам и услугам; их сумма указывает общий объём:
(1.1)
где n- количество видов выполненных продукции, работ и услуг,
Цi - цена единицы i-ro вида продукции, работ и услуг, руб.;
Oi- объём i-ro вида выполненных продукции, работ и услуг в натуральном выражении.
Единица измерения объёма должна отражать специфику производства и потребления продукции (работ, услуг) и быть обязательной для всех участков, цехов, служб на предприятии для выполнения производственной программы, планов и сроков поставок, увязки программы с качеством [1].
Значимость товарной продукции заключается в том, что позволяет определить состав и структуру продукции, работ и услуг, производительность труда и темпы её роста, фондоотдачу, фондоёмкость и другие экономические показатели работы предприятия.
Наибольший интерес представляет выпуск товарной продукции с единицы площади (с 1 га вырубленной площади) или с одного кубомета заготовленной древесины. Этот показатель зависит от эксплуатационного запаса на единице лесопокрытой площади, а также от рационального использования всей биомассы дерева, структуры производств лесоэксплуатации на предприятии, спроса на производимую продукцию и политики ценообразования. Уровень использования древесного сырья (Уд) на предприятии может определяться по формуле
, руб./га ; или , руб./м3 , (1.2)
где S - площадь лесосек, на которых осуществлялась заготовка древесины,
Оз - объём заготовленной древесины, м3 .
Однако товарная продукция не определяет всего объёма производства. Для учета в стоимостном выражении всего объёма производства, включающего в себя, кроме товарной продукции, стоимость незаконченных работ вводят показатель валовой продукции. Это вызвано тем, что в процессе изготовления продукции в течение производственного цикла она находится в виде незавершенного производства полуфабрикатов. На отдельных предприятиях ввиду специфических условий их работы возникает необходимость создания в определенных размерах продукции, незаконченной обработки. Так, в лесозаготовительном производстве, имеющем сезонный характер работы, для обеспечения бесперебойной деятельности в период весенней распутицы, когда лесовозные дороги не обеспечивают требуемого производственной мощностью и программой грузооборота, создаются межсезонные запасы древесины (хлысты или сортименты) на промежуточных складах. Конечно, это объективные причины, не зависящие от деятельности предприятий. Обеспечение эффективной их работы должно поддерживаться государством выдачей, например, ссуд под разумные проценты для увеличения величины оборотных средств в период межсезонья. Наличие незавершенного производства возможно и в других цехах лесопромышленного предприятия. Таким образом, валовая продукция (ВП) - это общий объём производства, включающий товарную продукцию и незавершенное производство; она может быть определена по формуле:
, (1.3)
где n- количество видов незавершенного производства по соответствующим видам продукции;
НПнпi, НПкпi - величина незавершенного производства в натурально выражении по i- му виду продукции соответственно на начало и конец года;
К - поправочный коэффициент к цене, учитывающий стадию готовности продукции; принимается, например, при оценке остатков в лесу равным 0,3, на нижнем складе - 0,7 (условно).
Реализованная продукция (РП) - это стоимость готовой продукции, отправленной потребителю и оплаченной им, продукции, отгруженной предприятием-изготовителем и стоимость выполненных работ и услуг. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на расчетный счет, при расчетах наличными деньгами - в кассу), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В состав реализованной продукции включается также стоимость остатков готовой продукции прошлых лет по её видам. Общий объём реализованной продукции (РП) можно представить в виде формулы
, (1.4)
Где n - количество видов готовой продукции, включенных в объём реализации, по которым имеются остатки прошлых лет;
Онгi, Окгi - объём остатков готовой продукции по i-му виду в натуральном выражении соответственно на начало и конец года.
Объём реализованной продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние и величин у оборотных средств, размер платежей и отчислений в бюджет. После реализации продукции предприятие имеет возможность возместить все затраты на производство и сбыт, приобрести необходимое количество производственных запасов, осуществить выплаты по заработной плате, решил вопросы расширения производства и социальной направленности развития коллектива.
При разработке производственной программы как в натуральных, так и в стоимостных показателях особое внимание уделяется повышению качества продукции и выполненных работ и услуг. В условиях рыночных отношений качество по своим технико-экономическим показатели должно отвечать наилучшим достижениям отечественной и зарубежной практики на различных этапах производства продукции или выполнения работ и услуг. В связи с этим следует своевременно снимать с изготовления (выполнения) и реализации устаревшие виды (не соответствующие современным требованиям экономики) и осуществлять совершенствование показателей выпускаемых видов продукции (работ, услуг) с соблюдением требований стандартов, условий, ГОСТов и другой документации или замену их новыми.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.