Стоимостные показатели производственной программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция - это стоимость выработанной предприятием готовой продукции, полуфабрикатов, готовых к реализации и находящихся на конечных складах, продукции вспомогательных и подсобных произ­водств и законченные работы промышленного характера в соответствии с заказами для сторонних организаций.

К товарной продукции лесопромышленного предприятия относят:

1. стоимость круглых лесоматериалов (на конечных складах для реали­зации);

2. стоимость продукции деревообрабатывающих цехов;

3. стоимость продукции вспомогательных цехов, направляемой (а в по­следствии - реализуемой) на сторону (пар, энергия и т. п.);

4. стоимость капитальных ремонтов, выполняемых на предприятии соб­ственными силами собственным машинам и оборудованию и маши­нам и оборудованию сторонних организаций.

На лесопромышленном предприятии товарная продукция (ГП) рас­считывается по лесозаготовкам, перерабатывающим производствам и дру­гим производствам, работам и услугам; их сумма указывает общий объём:

                                                                       (1.1)

                                                        

где n- количество видов выполненных продукции, работ и услуг,

Цi - цена единицы i-ro вида продукции, работ и услуг, руб.;

Oi- объём i-ro вида выполненных продукции, работ и услуг в нату­ральном  выражении.

Единица измерения объёма должна отражать специфику производства и потребления продукции (работ, услуг) и быть обязательной для всех участков, цехов, служб на предприятии для выполнения производственной программы, планов и сроков поставок, увязки программы с качеством [1].

Значимость товарной продукции заключается в том, что позво­ляет определить состав и структуру продукции, работ и услуг, производительность труда и темпы её роста, фондоотдачу, фондоёмкость и другие экономические показатели работы предприятия.

Наибольший интерес представляет выпуск товарной продукции с единицы площади (с 1 га вырубленной площади) или с одного кубомета заготовленной древесины. Этот показатель зависит от эксплуатационного запаса на единице лесопокрытой площади, а также от рационального ис­пользования всей биомассы дерева, структуры производств лесоэксплуатации на предприятии, спроса на производимую продукцию и политики це­нообразования. Уровень использования древесного сырья (Уд) на пред­приятии может определяться по формуле

, руб./га ; или  , руб./м3 ,           (1.2)

где S - площадь лесосек, на которых осуществлялась заготовка древесины,

Оз - объём заготовленной древесины, м3 .

Однако товарная продукция не определяет всего объёма производст­ва. Для учета в стоимостном выражении всего объёма производства, вклю­чающего в себя, кроме товарной продукции, стоимость незаконченных ра­бот вводят показатель валовой продукции. Это вызвано тем, что в процессе изготовления продукции в течение производственного цикла она находит­ся в виде незавершенного производства полуфабрикатов. На отдельных предприятиях вви­ду специфических условий их работы возникает необходимость создания в определенных размерах продукции, незаконченной обработки. Так, в ле­созаготовительном производстве, имеющем сезонный характер работы, для обеспечения бесперебойной деятельности в период весенней распути­цы, когда лесовозные дороги не обеспечивают требуемого производствен­ной мощностью и программой грузооборота, создаются межсезонные запа­сы древесины (хлысты или сортименты) на промежуточных складах. Ко­нечно, это объективные причины, не зависящие от деятельности предпри­ятий. Обеспечение эффективной их работы должно поддерживаться госу­дарством выдачей, например, ссуд под разумные проценты для увеличения величины оборотных средств в период межсезонья. Наличие незавершен­ного производства возможно и в других цехах лесопромышленного пред­приятия. Таким образом, валовая продукция (ВП) - это общий объём про­изводства, включающий товарную продукцию и незавершенное производ­ство; она может быть определена по формуле:

 ,                                                (1.3)

где n- количество видов незавершенного производства по соответствую­щим видам продукции;

НПнпi, НПкпi - величина незавершенного производства в натурально выражении по i- му виду продукции соответственно на начало и конец года;

К - поправочный коэффициент к цене, учитывающий стадию готовно­сти продукции; принимается, например, при оценке остатков в ле­су равным 0,3, на нижнем складе - 0,7 (условно).

Реализованная продукция (РП) - это стоимость готовой продукции, отправленной потребителю и оплаченной им, продукции, отгруженной предприятием-изготовителем и стоимость выполненных работ и услуг. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на расчетный счет, при расчетах наличными деньгами - в кассу), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг и предъявления покупате­лю (заказчику) расчетных документов. В состав реализованной продукции включается также стоимость остатков готовой продукции прошлых лет по её видам. Общий объём реализованной продукции (РП) можно предста­вить в виде формулы

 ,                                                   (1.4)

Где n - количество видов готовой продукции, включенных в объём реали­зации, по которым имеются остатки прошлых лет;

Онгi, Окгi - объём остатков готовой продукции по i-му виду в нату­ральном выражении соответственно на начало и конец года.

 Объём реализованной продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние и величин у оборот­ных средств, размер платежей и отчислений в бюджет. После реализации продукции предприятие имеет возможность возместить все затраты на производство и сбыт, приобрести необходимое количество производствен­ных запасов, осуществить выплаты по заработной плате, решил вопросы расширения производства и социальной направленности развития коллек­тива.

При разработке производственной программы как в натуральных, так и в стоимостных показателях особое внимание уделяется повышению качества продукции и выполненных работ и услуг. В условиях рыночных отношений качество по своим технико-экономическим показатели долж­но отвечать наилучшим достижениям отечественной и зарубежной прак­тики на различных этапах производства продукции или выполнения работ и услуг. В связи с этим следует своевременно снимать с изготовления (вы­полнения) и реализации устаревшие виды (не соответствующие современным требованиям экономики) и осуществлять совершенствование показа­телей выпускаемых видов продукции (работ, услуг) с соблюдением требо­ваний стандартов, условий, ГОСТов и другой документации или замену их новыми.

     

Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.