Конспект занятия «Грибная полянка»»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ: научить собирать грибы в технике китайского модульного оригами.

Задачи: учить выполнять шляпку гриба, развивать навык прибавления модулей, показать новый способ сборки основания; развивать умение составлять композицию. Воспитывать умение работать в коллективе, развивать творческие способности.

Материал и оборудование: треугольные модули оригами, , цветная офисная бумага, лист ватмана с изображением паровозика из Ромашково, иллюстрации грибов, деревьев, ножницы, клей ПВА, фанерная основа для композиции , ранее выполненные поделки деревьев, корзинок.

 

Ход занятия.

 На ватманском листе нарисована железная дорога, вдоль которой расположены остановки.

I. Орг. Момент.

II. Вводная беседа

Цель: активизация внимания.

• Сегодня я предлагаю вам отправится в небольшое путешествие на нашем веселом паровозе . Согласны? Тогда в путь!

Путешествие по железной дороге- играет музыка, открываю первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Загадочная».

Предлагаются загадки:

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает - повезло. ( Гриб.)

 

2. В роще у берёзки

Повстречались тёзки. (Подберёзовик.) 

 

3. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - ... (Подосиновик.)

 

4. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опёнки.)

 

5. Вдоль лесных дорожек

Стоят на крепких ножках

В шляпках разноцветных

издали заметных

Собирай не мешкай

Это... (Сыроежки.)

6. А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (мухомор)

 

Вы уже догадались, что сегодня мы будем собирать грибы . на ваших столах- треугольные модули разных цветов. Какое модули вы будете брать? ( для ножки- белого, для шляпки – в зависимости от того, какой гриб будем делать).

 

Отправляемся дальше. Следующая остановка- «Мозговой штурм»

• Как мы сможем оформить свою работу? (Ответы детей- сделать из них грибную полянку, собрать дерево и под ним приклеить гриб, собрать пенек и на него прикрепить грибы, сделать корзинку и в нее сложить получившиеся грибы)

• Что вы знаете о грибах?

• Почему несъедобные грибы лучше не рвать и не сбивать, не топтать?

• Подумайте, какие грибы и растения вы можете собрать из треугольных модулей. Для этого я приглашаю вас в «примерочную». (примерочная- названия грибов)

Дети определились, что они будут собирать мухоморы, сыроежки, подосиновики.

• Подумайте, как лучше расположить модули для ножки- короткой или дли стороной наружу, чтобы она получилась «гладкой»

• Какие грибы можно будет положить в корзину, а какие оставить в лесу?

• Раз вы решили сделать и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю оформить две композиции- грибную поляну и корзину с грибами. А для этого давайте разделимся на две команды- вагончика.

• Какие из ранее сделанных поделок мы можем использовать для сегодняшней композиции? (корзину, деревья)

 

III. Ну раз мы определились, что будем сегодня собирать из волшебных треугольничков, предлагаю продолжить свой путь. Следующая остановка «Схематичная».

• Перед вами схемы. Внимательно их рассмотрите, сколько модулей нам понадобиться для первого и второго рядов?

• На какую сторону ставятся модули первого ряда, второго? Нужно ли выворачивать заготовку шляпки? Почему? ( она должна получится круглая, поэтому заготовку не выворачиваем).

• Подумайте, как сделать манишку и ножки мухомора.

• Сколько модулей в третьем ряду. В каких еще рядах сделаны прибавления? Сколько модулей должно получиться после всех прибавлений?

• В каких рядах меняется положение модулей у сыроежки? Для чего это нужно? (чтобы шляпка получилась плоская)

• А сейчас я покажу вам , как надо прибавлять модули в грибах, вед нам нужно их удвоить уже в третьем ряду. (показ способа прибавления).

 

IV. Самостоятельная работа (оказывается индивидуальная помощь )

Ну что ж, пора отправляться дальше, следующая остановка- мастерская. Приступаем к работе.

Дети самостоятельно собирают грибы, опираясь на схемы. После выполнения заготовок ножки и шляпки повторяются правила безопасной работы с клеем. Детали склеиваются между собой.

Подумайте, чем можно дополнить ваши поделки ( сделать из комочков бумаги букашку, вырезать лист дерева, сложить бабочку в технике классического оригами)

После этого делают эти дополнения, бабочек выбирают из тех, что были выполнены ранее.

V. Оформление композиций.

VI. Отчет о проделанной работе и самоанализ полученных работ.

VII. Вот и закончилась наша прогулка по лесу, мы «собрали урожай грибов» в корзинку, а некоторые грибы оставили на поляне для зверей.

VIII. А сейчас предлагаю вам оставить свое настроение в виде цветных кружков на нашем «дереве настроений» (дети наклеивают цветные кружки на ствол дерева: красный- понравилось, я очень доволен занятием и своей работой, зеленый- было не очень интересно, я не доволен, синий- было совсем не интересно)

(Практика показывает, что ушедших с плохим настроение детей и недовольных своей работой не бывает).

Задание: А на следующее занятие поищите сказки и легенды о грибах

До свидания, спасибо за работу. Пусть ваше хорошее настроение сохранится до следующего занятия.

 

Коллективная работа «Лето»

Цель: развивать умение составлять композицию, применять полученные умения в изготовлении базовой формы «водяная бомбочка» применительно к другим образам; расширять кругозор детей, воспитывать умение трудиться в коллективе.

 Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей, дырокол

 

Ход занятия

1. Орг. Момент.

2. Вводная беседа: игра «Времена года»- детям демонстрируются на доске репродукции летних пейзажей. Воспитатель предлагает посетить художественный музей «Времена года». В этом музее находится его самая любимая картина о лете. Детям нужно узнать ее по словесному описанию. До игры детям выдаются сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4,5( по количеству пейзажей). По сигналу воспитателя дети поднимают карточку с номером опознанной картины.

• Чем художники пишут свои картины?

• А мы сегодня будем создавать свою картину, но из бумаги. А потом эта картина отправится на интернет-конкурс «Наше лето».

• Что можно изобразить на такой картине? (солнце, цветы, , бабочек, траву и т.д.)

3. Прежде чем начать работать, повторим правила безопасной работы с ножницами, клеем.

4. Актуализация знаний.

• Давайте вспомним, как складывается базовая форма «водяная бомбочка». ( дети выполняют базовую форму)

• Какие поделки мы делали на основе этой базовой формы (бабочек, рыбок, цветы- гвоздики).

• Давайте попробуем немного изменить форму, размеры, цвет заготовок и создать другие образы. Посмотрите, я делаю заготовку как для гвоздики

 

Сгибаю оставшиеся два уголка

Отгибаю уголочки

Приклеиваю зеленый чашелистик и получаю …василек.

 

Попробуйте из своих заготовок сложить какой - нибудь другой цветок

(дети складывают ромашку, закруглив край заготовки пр помощи ножниц)

• А еще из «водяной бомбочки» можно сложить колоски, подумайте, как это сделать (дети экспериментируют, в случае необходимости педагог оказывает небольшую помощь.

В какой технике можно было бы сделать траву, листья цветов (вырезать из мятой бумаги, из гофрированной, из гофротрубочек сделать стебли цветов).

5. А теперь – за работу. Выполняем цветы, колоски, вырезаем листья и траву.

6. А для того, чтобы узнать, кто что будет делать, я предлагаю тянуть жребий. Что кому выпадет, тот то и собирает. (в шкатулке- бумажки с заданиями, которые дети вытягивают)

7. Самостоятельная работа детей.

8. Отчет о выполненных деталях будущей композиции. А теперь давайте все вместе скомпонуем наши заготовки на картонной основе, составим красивую композицию. (учащиеся составляют композицию.)

9. Я думаю, что чего не хватает нашей картине. Посмотрите внимательно, что можно было бы добавить? (дети решают, что можно сделать бабочек, выполняют их и приклеивают).

• Посмотрите, какая у нас получилась яркая, солнечная картина. Шелестят колосья, склонили головки васильки, гордо поднял свою головку подсолнух. А над всем этим великолепием порхают бабочки. Вы молодцы, ребята. Я думаю, что мы смело можем отправлять фото своей поделки на интернет - конкурс.

10. Итог работы

• Что вам сегодня понравилось?

• Какие затруднения вы испытывали. Что вам помогло в работе?

11. Уборка рабочих мест.

Выводы по ГЛАВЕ II: Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании данной дипломной работы нами был изучен большой объем научной литературы, были использованы материалы центральных библиотек; теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.

В ходе работы мы сделали попытку выявить эстетико-педагогические условия, при которых формируется творческое мышление младших школьников.

В результате проделанной работы мы выяснили, что значение творчества в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Главный принцип формирования мышления учащихся — системность. Все основные компоненты мыслительного развития (целевой, содержательный, операционный, мотивационный и контрольно-коррекционный) неразрывно связаны между собой: знания — основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний, тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положительных качеств личности. Если, пользуясь аналогией, целенаправленно добытые знания можно представить в виде фундамента здания, то способы мыслительной деятельности — это орудия труда, а мотивы деятельности — это энергия, которая движет строителями. А если в данной системе не будет какого-то компонента, то не будет и «здания».

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П.П. Блонский). И вместе с тем бывает, что ученик десять лет лихорадочно заполнял «емкости» своей памяти самой разнообразной информацией, а самостоятельно применять знания не умеет. По выражению академика А. Л. Минца, такой человек напоминает фаршированную рыбу, которая плавать неспособна.

Известно, что если у ребенка нет желания учиться, отсутствует интерес к знаниям, к способам их освоения, то и нет надежды воспитать из него человека-творца. Вот почему содержательная сторона обучения, являясь ведущей, не должна умалять роли мотивационной и операционной сторон. Поэтому не случайно, как подчеркивал П.П. Блонский, развитое мышление проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. И только низким уровнем развития мышления, его операционных структур можно объяснить те случаи, когда ученики заучили материал, но не умеют выделить в нем главное, сопоставить факты, явления, обобщить, доказать свою мысль и т. п. Наряду с этим нельзя развивать мышление вне мотивацнонного аспекта. С какой целью, для чего учится школьник? С каким настроением? Каковы мотивы и потребности учащегося? Все это есть своеобразный движитель мысли, ее пытливости, глубины, широты и т. п. В этой связи следует заметить, что принцип сознательности в обучении иногда трактуется упрощенно: понимают учащиеся материал, уверенно отвечают на вопросы учителя,—значит, и усваивают сознательно. Истинная же сознательность заключается в том, что ученик убежден, знает, почему ему необходимо учиться, зачем нужны те или иные знания, умения, навыки, как и где применить.

Школьник учится, думая и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Однако думает, мыслит каждый ученик по-своему. Поэтому, изучая характер мышления ученика, важно выяснить, как он преимущественно мыслит: понятиями или образами? Известно, что И.П. Павлов на этой основе различал «мыслителей», «художников» и смешанный тип людей. На практике нетрудно и среди учащихся отличить «мыслителя» от «художника» по приемам его работы. Например, составляя план, ученики с развитым понятийным мышлением кратко, обобщенно формулируют пункты, делают пометки в виде вопросов, выводов и др. Ученики с образным типом мышления делают план в рисунках, цитатный план. При этом надо учитывать, что развитие мышления школьников в возрастном аспекте осуществляется от наглядно-действенного в дошкольном возрасте к образно-речевому в младшем и к понятийному, теоретическому в среднем и старшем школьных возрастах. Конечно, границы эти подвижны, динамичны; многое тут зависит от характера и качества процесса обучения, которое «ведет за собой развитие». Данное положение Л.С. Выготского имеет методологическое значение для понимания детского мышления.

Таким образом, учить мыслить школьников в процессе обучения — это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном учете операционного и мотивационного аспектов учения.

В работе была сделана попытка выделить необходимую информацию из большого объема изученного материала, сделать его приемлемым для дальнейшего изучения в школе на уроках технологии, факультативах.

Список используемой литературы

 

1. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста (сб. статей) .-Свердловск, 1983.

2. Альтов Г.С. …И тут появился изoбрeтaтeль. - М.: Дeт. лит., 1984.

3. Андрeeв В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития. - 2-e изд. - Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000.

4. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности //Начальная школа. – 1994. - №11.

5. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2000.

6. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.-М.: Просвещение, 1992.

7. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения/ В.А. Вакуленко. - М, 2003.

8. Воронов В.А. Воспитание красотой //Начальная школа. – 1992. - №5-6.

9. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент, 1988.

10. Гaфитулин М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми. - Фрунзe, 1990.

11. Геронимус Т.М. Урок труда (комплект для начальной школы).-

М.:Просвещение, 1997.

12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1982.

13. Гин С.И. Мир Фaнтaзии: Мeтoд. пoсoбиe для учитeлeй нaч. кл. / Систeмa прoф. рaзрaбoтчикoв, кoнсультaнтoв и прeпoдaвaтeлeй ТРИЗ. - Гoмeль, 1995.

14. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7.

15. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1974.

16. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа.97.2.//.

17. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.-

М.: Педагогика, 1976.

18. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука, 1994.

19. Дьяченко О.М. Пути активизации дошкольников //Вопросы психологии.87.1//.

20. Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников (диссертация).-Екатеринбург, 1998.

21. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.-М.: Просвещение, 1985.

22. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда

//Начальная школа.89.9//.

23. Кирнос Д.И. Индивидуальность, творческое мышление.-

М.:Педагогика, 1992.

24. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна.-М.: "Меджибок" и

"Русские словари".

25. Конышева Н.М. Секреты мастеров.-М.:LINKA-PRESS, 1997.

26. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир.-М.:LINKA-PRESS, 1997.

27. Конышева Н.М. Умелые руки. Тетрадь-учебник по художественному труду/ Н.М. Конышева// Школа и производство. - М, 2003

28. Конышева Н.М. Чудесная мастерская.-М.:LINKA-PRESS, 1997.

29. Конышева Н.М. Художественный труд (программа дизайнообразования)

//Начальная школа.98.10//.

30. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов /Н.М. Конышева.-М, 2000.

31. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 1999.

32. Комаров В.В. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся //Школа. – 1997. - №2.

33. Крафт Н.Н. Сравнительный анализ мыслительных операций младших школьников /Н.Н. Крафт// Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. - Сб. науч. тр. Вып. 2. - Майкоп: Изд-во АТУ, 2005.

34. Крафт Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности /Н.Н. Крафт// Вестник АТУ- Майкоп: Изд-во АТУ, 2004.

35. Крафт Н.Н. Система обучающих самостоятельных работ в младшем школьном возрасте /Н.Н. Крафт// Актуальные проблемы современной науки: Тезисы докл. международной конф. молодых ученых и студентов. - Ч. 6. - Самара: СамГТУ, 2004.

36. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе — М.: Педагогика, 1991.

37. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003.

38. Куликов П.В. Введение в психологическое исследование.-Санкт-

Петербург, 1994.

39. Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда /В.П. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2003.

40. Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск: Пеленг, 1992.

41. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения //Сов.педагогика №3, 1990г.

42. Лиштван З.В. Конструирование/ З.В. Лиштван. - М.: Просвещение, 2002.

43. Лук А.Н. Мышление и творчество.-М.: Политиздат, 1976.

44. Лук А.Н. Психология творчества.-М.: Наука, 1978.

45. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать.-

Чебоксары.: Клио, 1994.

46. Майорова И.Г. Трудовое обучение в средней школе /И.Г. Майорова. - М.: Просвещение, 2003.

47. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-Пашаев. - М, 2003.

48. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству /А.А. Мелик-Пашаев// Искусство в школе. - М, 2005.

49. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание.-

М.: Знание, 1985.

50. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.-

М.: Просвещение, 1985.

51. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-

М.: Педагогика, 1976.

52. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Творческая мастерская». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006.

53. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006.

54. Развитие у школьников конструкторского творчества на уроках труда

(метод. рекомендации под ред. Качнева В.И.)

55. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.-

Ярославль, 1996.

56. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду.-М.: Просвещение "Владос", 1994.

57. Технология : Трудовое обучение: 1-4 кл. - Просвещение , 2001.

58. Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.) -

М.: Просвещение, 1989.

59. Трудовое воспитание младших школьников.-Свердловск, 1964.

60. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования.-Киев, 1978.

61. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования (сост. Калинина Г.П.).-

Свердловск, 1984.

62. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: [учеб. пособие] /А. В. Хуторской. - СПб. [и др.]: Питер: Питер принт, 2004.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 330.