Особенности методики – развития творческого мышления младших школьников на занятиях по художественному конструированию.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из задач уроков трудового обучения — развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления и воображения. В методической литературе приводятся некоторые виды творческих заданий, предлагаемых на уроках труда. Они могут быть связаны, например, с изменением конструкции изделия, а именно: формы, размеров, количества, способов соединения комплектующих деталей; с заменой материалов и с различным оформлением изделия.

В настоящей статье мы хотим рассмотреть задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графическими картами, а также предложить в помощь учителю возможные способы разметки к некоторым изделиям.

Обратимся к самому распространенному на уроках труда виду работы с бумагой и картоном — аппликации из геометрических фигур. Эти работы выполняются учащимися начальной школы в разных классах в зависимости от дидактических целей и сложности конструкции изображения.

При изготовлении аппликаций из геометрических фигур у детей совершенствуются навыки разметки, приемы работы с ножницами и клеем; решаются задачи сенсорного развития учащихся, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме, величине, цвету, пространственному расположению. Кроме того, эти уроки дают возможность знакомить младших школьников с различными техническими объектами (машинами, орудиями труда), их применением в народном хозяйстве, устройством, принципом действия, а также с технической терминологией. Занятия с элементами плоскостного конструирования способствуют в дальнейшем изготовлению объемных моделей технических устройств. Таким образом, эти занятия открывают возможность для развития творческого конструкторского мышления.

Изображения в данном случае носят силуэтный характер. Однако аппликации можно сделать и цветными, если организовать работу в парах, т.е. обменяться какой-либо деталью (деталями) другого цвета с соседом по парте. Возможен и другой вариант — перевернуть деталь неокрашенной стороной (рис. 2).

 

 

Парусник (рис. 1а) — одна из первых аппликаций из геометрических фигур, которую можно изготовить с первоклассниками. Необходимо организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы она развивала воображение детей. В данном случае у них должен возникнуть образ парусника на основе предложенного графического изображения его деталей.

Для первоклассников эту работу лучше организовать в игровой форме. Учитель может создать ситуацию с любимым героем какой-либо сказки или мультфильма. Например: у Айболита, который в Африке лечит обезьян, кончились лекарства, и ему нужно помочь — отвезти новые.

— Кто помнит, как добирался Айболит до Африки? (Плыл на корабле)

— Значит, и нам предстоит плыть. Какие средства передвижения по воде вы знаете? (Плот, лодка, корабль, катер, водный велосипед и др.)

— У вас на столах лежат квадраты цветной бумаги, из которых нужно будет построить то, на чем мы поплывем.

— Посмотрите на доску. Какая фигура здесь изображена? (Квадрат)

— На какие фигуры разделен квадрат? (На два треугольника и четырехугольник). Это детали будущего изделия.

— Сколько всего геометрических фигур в квадрате, т. е. в заготовке изделия? (Три). Есть ли одинаковые? Какие? (Треугольники). Чем они отличаются друг от друга? (Размером)

— На части какого плавающего средства похожи эти геометрические фигуры? Посмотрите на четырехугольник. Что он вам напоминает? (Лодочку)

— На что похожи треугольники? (На паруса)

Далее следует выставить готовый образец аппликации или техникой мокрых деталей собрать на доске изображение парусника (смочить в воде заранее заготовленные детали из бумаги и приклеить на доску)

— Покажите на аппликации и назовите части парусника (Корпус, большой парус и маленький парус). Какую форму они имеют?

— Покажите на рисунке большой парус. Маленький парус. Корпус.

Таким образом, анализ чертежа и соотнесение геометрических форм с частями реальных технических объектов позволили создать образ парусника.

В любой работе учителю важно выделить то главное, что поможет детям воссоздать необходимый образ. В данной работе таким ключевым моментом является вопрос о том, на что похож четырехугольник. При этом существенным может оказаться даже пространственное расположение чертежа, отражающее более или менее естественное положение фигуры в пространстве (четырехугольника) и помогающее увидеть в этой фигуре образ будущего объекта (лодочку).

К тому же оба варианта разметки квадрата могут быть использованы на уроке как задание на развитие воссоздающего воображения. Например: какая лодочка — на берегу, а какая — в море? Почему?

Заготовка деталей аппликации начинается с разметки. Разметка — исходная, основная операция при изготовлении любого изделия. От того, насколько точно и правильно она выполнена, зависит качество работы. При этом нужно отметить, что разметка — одна из сложнейших операций как для учащихся, в силу их возрастных особенностей, так и для учителя, поскольку в литературе, где предлагаются конкретные практические работы, дается только чертеж и в лучшем случае указывается порядок изготовления изделия. А то, каким способом выполнять разметку по данному чертежу, — решать учителю.

Очень важно знать все способы разметки и владеть ими, чтобы выбрать наиболее рациональный, приемлемый, доступный.

Рассмотрим возможные способы разметки деталей аппликации парусника.

Во-первых, можно использовать разметку сгибанием с последующим разрезанием заготовки по линиям сгиба. В I классе, особенно в первом полугодии, дети еще не умеют пользоваться чертежными инструментами и не владеют необходимым математическим материалом. Поэтому разметка сгибанием, где вычерчивание линий заменяется линиями сгибов, часто используется уже в начале учебного года (рис. 2).

 

 

Однако нужно помнить, что данный прием несколько снизит качество аппликации, так как резать по сгибу неудобно, ровный разрез получить трудно.

Во-вторых, для разметки можно использовать и линейный шаблон (полоску картона нужной ширины). Шаблоном может служить также обычная линейка. В этом случае несколько изменятся пропорции деталей (корпус лодочки уменьшится, т.е. будет уже, а маленький парус соответственно увеличится), но для данной аппликации это несущественно.

В-третьих, разметку можно выполнить и с помощью линейки. Однако для учащихся I класса это будет самый сложный вариант. Разметка диагонали сама по себе не вызовет у детей затруднений, так какие требует разметки точек — достаточно только провести по линейке линию из угла в угол. Сложнее разметить вторую линию, так как нужно найти и отметить точками середину сторон квадрата, а затем по линейке соединить найденные точки. Важно учитывать размер заготовки, чтобы при делении стороны квадрата пополам получилось целое количество сантиметров.

Далее рассмотрим задание творческого характера на примере изготовления аппликации ракеты. В этом случае задание требует от детей деятельности на восстановление недостающих линий чертежа. На начало работы учащимся предлагается образец изделия и неполная схема деления квадрата .

Анализ данного образца и построение чертежа к нему можно организовать следующим образом.

— Ребята, для того чтобы вы смогли собрать такую ракету (показ образца), я сделала на доске чертеж ее деталей. Но злая колдунья Ундина решила вам помешать и испортила его: стерла несколько линий. Перед нами встала задача восстановить их.

Посмотрите на аппликацию. Из каких геометрических фигур построен корпус ракеты? (Из квадрата и прямоугольника) Покажите их.

— Какую форму имеет нос ракеты? (Форму треугольника) Ступени? (Тоже треугольники) Чем они отличаются друг от друга? (Размером) Сколько всего треугольников использовано в аппликации? (Три)

— Посмотрите на рисунок. Какую форму имеет заготовка, из которой будем собирать ракету? (Форму квадрата)

— На какие фигуры разделен квадрат? (На прямоугольники) Сколько их? (Два) Сколько прямоугольников нужно для изготовления ракеты? (Один)

— Значит, из второго прямоугольника мы можем получить недостающие детали. Какие? (Нос, ступени и верхнюю часть корпуса ракеты) Какую геометрическую форму они имеют? (Форму квадрата и треугольников)

— Как получить квадрат? (Прямоугольник разделить пополам) Сколько квадратов получилось? (Два) Сколько нам нужно? (Один)

— Какой формы детали нам нужно еще заготовить? (Треугольники) Сколько? (Три) Какие? (Один большой и два маленьких)

— Как из второго квадрата разметить треугольники? (Разделить по диагонали) Сколько треугольников получили? (Два)

— Какую часть ракеты можем оформить? (Нос) Что осталось разметить? (Ступени) Покажите, как вы это сделаете. Целесообразно, чтобы всю работу по разметке линий чертежа дети выполняли на доске сами.

Работа по разметке деталей ракеты немного сложнее парусника, так как квадрат нужно разделить на большее количество деталей, но способы разметки аналогичны. Разметка сгибанием.

Порядок разметки и раскроя деталей указан в графической инструкционной карте.

 

     
 

2. Разметка с помощью линейного шаблона.

Если в качестве шаблона, как и в предыдущей работе, использовать линейку, то нужно знать ее ширину. Она может быть 25 мм и 30 мм. При ширине квадрата в 10 см нам нужна узкая линейка (25 мм). Чтобы найти середину стороны заготовки, линейку нужно будет приложить дважды. При разметке первая линия будет вспомогательной, а вторая уже рабочей — линией разреза. Порядок разметки и раскроя показан на графической карте.

Если используется другой размер квадрата, то нужно заготовить полоску картона, ширина которой будет равна половине ширины квадрата. При помощи такого линейного шаблона можно будет сразу размечать рабочую линию.

3. Разметка по линейке.

При данном способе порядок разметки фигур сохраняется: прямоугольник, квадрат, треугольники. Сначала удобнее сделать всю разметку, а затем выполнить раскрой деталей. Такая организация работы (когда это возможно) является наиболее целесообразной, так как повторение одинаковых операций (сначала разметка по линейке, а затем разрезание ножницами) больше способствует формированию трудовых умений. Кроме того, это позволяет экономить время на уроке.

Итак, мы рассмотрели задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графическими картами, а также предложили возможные способы разметки на примере лишь двух аппликаций из квадратов цветной бумаги. Однако существует много работ подобного типа.

Таким образом, в качестве особенностей методики развития творческого мышления учащихся при обучении их художественному конструированию и дизайну можно назвать следующее: задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графическими картами, с различными способами разметки; организация деятельности учащихся в игровой форме; знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.