Для стимулирования работников руководство предприятия использует экономические и социальные методы, не забывая при этом и про административные.
К экономическим методам можно отнести:
1. оплату труда различной категории работников. Так, должностной оклад руководителю предприятия устанавливается контрактом соответствующим органом в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии (в качестве минимальной для дифференциации тарифных ставок должностных окладов работников признается тарифная ставка слесаря 1 разряда, занимающегося ремонтом и обслуживанием подвижного состава, и составляет 83 рубля 40 копеек), в зависимости от численности работников предприятия. [49] Оплата труда руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов в размере не ниже предусмотренного коллективным договором. [13] Например, оклад главного составляет 2100 рублей. Оплата труда других работников устанавливается повременно-премиальной и сдельной системе.
2. Премирование работников. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности; премирование водителей, рабочих столярного цеха, РММ, электриков устанавливается в размере до 40 % от тарифной ставки; премирование работников по содержанию дороги (водители, механизаторы, дорожные рабочие) осуществляется в зависимости от оценки качества дороги в размере до 50 % от тарифной ставки. Премирование осуществляется ежемесячно.
3. Вознаграждения и доплаты.
Например, установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет, которое выплачивается в следующих размерах (таблица 7).
Данное вознаграждение выплачивается рабочим, руководителям и служащим, состоящим в штате ДРСУ – 4, имеющих общий стаж работы в строительно-монтажных организациях и проработавших на данном предприятии полный календарный год.
Таблица 2 - Единовременное вознаграждение за выслугу лет
Стаж работы | Размер вознаграждения, % от тарифной ставки |
От 1 до 3 лет | 0,6 |
От 3 до 5 лет | 0,8 |
От 5 до 10 лет | 1 |
От 10 до 15 лет | 1,2 |
Свыше 15 лет | 1,5 |
Так же выплачиваются вознаграждения по итогам годовой работы. Размеры устанавливаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от наличия средств на эти цели.
Работникам выплачиваются следующие доплаты и надбавки:
А) оплата за все время сверхурочной работы и в выходные дни производится в двойном размере;
Б) доплата за работу в ночное время на ГУП ДРСУ – 4 выплачивается в размере 40 % часовой тарифной ставки;
В) доплата за работу с вредными условиями труда от 2 до 12 % к тарифным ставкам (машинист бульдозера и погрузчики на дробилке -–2 %, кочегары, зольщики – 12 % и т. д.);
Г) надбавка за классность, выплачиваемая водителям 2 класса, водителям 1 класса 25 % тарифной ставки за все время работы в качестве водителя;
Д) надбавки за разъездной характер работ в размере 50 % нормы командировочных расходов в сутки за каждый день нахождения на линии.
К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые на данном предприятии:
1. Привлечение рабочих и служащих к управлению производством – проведение не менее 1 раза в полгода общего собрания коллектива с информацией о результатах и задачах, организация и учета выдвинутых на собрании предложений и контроль за их своевременным рассмотрением и реализацией принятых предложений;
2. Повышение квалификации сотрудников предприятия – учеба производится за счет предприятия;
3. Воспитание, обучение и организация труда молодежи. Администрация, профсоюзный комитет обязуются воспитывать молодых рабочих в лучших традициях коллектива, систематически заниматься повышением их квалификации. [49]
4. Оказание помощи женщинам-работницам. Строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей, обеспечение женщин-матерей по возможности путевками в санатории, дома отдыха, пансионаты; сокращение рабочего дня женщинам на 1 час.
5. На предприятии существует профсоюзный комитет, который следит за соблюдением коллективного договора и защитой работников. [49]
Для анализа на предприятии ДРСУ – 4 главным инструментом исследования был выбран социологический опрос. В нем участвовало 40 человек. В качестве респондентов выступали руководители высшего звена (директор, главный инженер, главный бухгалтер, инспектор по кадрам, начальник ПЭО), среднего звена (бухгалтера, экономисты, главный механик и т. д.), низового звена (диспетчер, механики, мастера механических участков и РММ, прораб и т. д.) и исполнители, то есть рабочие предприятия ДРСУ – 4. Данные смотреть в таблице 4. [7]
Таблица 4 - Анализ респондентов на предприятии ДРСУ – 4
Высшее управленческое звено | Среднее управленческое звено | ||||
Че ло век | % к числу опрашиваемых | % к общему числу работников | Че ло век | % к числу опрашиваемых | % к общему числу работников |
5 | 12,5 | 3,7 | 10 | 25 | 7,4 |
Низовое управленческое звено | Исполнители | ||||
Че ло век | % к числу опрашиваемых | % к общему числу работников | Че ло век | % к числу опрашиваемых | % к общему числу работников |
10 | 25 | 7,4 | 15 | 37,5 | 11,1 |
Всего было опрошено 40 человек, что составило 29,62 % от общего числа работников предприятия. Из них опрошенных управленческого звена было опрошено 25 человек – 62,5 % от числа опрашиваемых и 18,31 % от общего числа работников. И самих рабочих 15 человек – 37,5 % от числа опрашиваемых и 11,11 от общего числа работников предприятия. Таким образом, основной упор делался на анализ управленческого звена. [22]
Социологический опрос показал, как распределяются мотивационные тенденции у сотрудников предприятия (см. таблицу 10).
Шкала состоит из 10 вопросов, в которой предполагается сравнить пары вопросов. Например, первое предложение и второе, первое и третье и т. д., затем сравнить второе и третье и т. д. В конце выбираются в приоритете которым был отдан выбор. [23]
Таблица 5 - Ценностные ориентации руководителей, специалистов и работников предприятия ДРСУ – 4
Вопрос | Высшее звено | Среднее звено | Низовое звено | |||
Количество выбо ров | % вы бора | Количество выбо ров | % вы бора | Количество выбо ров | % вы бора | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Зарабатывать себе на жизнь | 15 | 33,3 | 21 | 23,3 | 19 | 21,1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Обеспечить свое будущее | 7 | 15,5 | 8 | 8,9 | 9 | 10 |
3. Обеспечить себе положение влияния | 2 | 4,4 | 6 | 6,7 | 7 | 7,8 |
4. Завоевать достойное место в жизни | 6 | 13,3 | 12 | 13,3 | 11 | 12,2 |
5. Развивать свои способности | 0 | 0 | 4 | 4,4 | 8 | 8,9 |
6. Быть уверенным в завтрашнем дне | 4 | 8,9 | 19 | 21,1 | 11 | 12,2 |
7. Иметь постоянных собеседников | 1 | 2,2 | 4 | 4,4 | 5 | 5,5 |
8. Завоевать признание и уважение | 3 | 6,7 | 5 | 5,5 | 7 | 7,8 |
9. Обеспечить себе материальный комфорт | 6 | 13,3 | 9 | 10 | 8 | 8,9 |
10. Быть при деле | 1 | 2,2 | 2 | 2,2 | 5 | 5,5 |
Итого | 45 | 100 | 90 | 100 | 90 | 100 |
Из таблицы 5 видно, что у служащих предприятия важнейшее значение приобретают: зарабатывать себе на жизнь выбрало 25 % опрошенных, быть уверенным в завтрашнем дне 13,9 % и завоевать достойное место в жизни 12,8 %. Так например, разброс по ценности работы, как средство существования колеблется от 21,1 % до 33,3 %. В то же время эта ориентация для всех категорий работников получила приоритет.
Второй приоритет получила такая ценность работы как уверенность в завтрашнем дне (13,9 %). Это обусловлено, по видимому, увеличивающейся в городе безработицей, ожидаемому сокращению численности работников предприятия и боязнью потерять работу. [33]
Таблица 6 - Мотивы труда руководителей, специалистов предприятия ДРСУ – 4 (в % к числу опрошенных)
Вопросы | Категории работников | |||
Высшее звено (7) | Среднее звено (10) | Низовое звено (10) | Исполнители (15) | |
Мотивы труда: Постановка четких целей | 40 | 50 | 50 | 86,7 |
Вознаграждения соразмерные труду | 60 | 60 | 70 | 93,3 |
Возможность профессионального роста | 0 | 20 | 50 | 46,7 |
Безопасная среда | 20 | 30 | 20 | 26,7 |
Удовлетворенность работой | 60 | 60 | 70 | 46,7 |
Доверие руководителя | 60 | 70 | 60 | 66,7 |
Имидж предприятия | 100 | 80 | 60 | 33,3 |
Третий приоритет получила такая ценность работы, как завоевать достойное место в жизни (12,8 %), что говорит о существенном значении для работников предприятия о их социальной значимости желания продвижения по службе, разброс по предприятию незначителен – от 12,2 % в низовом звене до 13,3 % в высшем звене.
Четвертый приоритет получил критерий обеспечить себе материальный комфорт. Он оценивается в 10, 3, а колебание его по предприятию составляет от 8,9 % до 13,3 %.
Пятый приоритет – обеспечение своего будущего (9,4 %). Это очень важный критерий, который определяет внутреннюю мотивацию работы, наиболее сильную и эффективную. Наиболее низок он у исполнителей и составил 7,4 %, что говорит о трудовой пассивности, результат отчужденности труда, возможно вызванный низкой заработной платой и задержками ее выплаты на многие месяцы. [24]
Ценности труда (см. таблицу 6) обуславливают и его соответствующие мотивы. Так с ценностью труда как средство существования (25 %) тесно связан мотив вознаграждения сотрудников труду (70,825), который в целом по предприятию получил первый приоритет. Материальная заинтересованность безусловно является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда. Это находит подтверждение и в данном социологическом исследовании. Отдельные категории работников отдали первый приоритет другим факторам мотивации: имиджу предприятия – высшее звено и среднее звено. [11]
Значимость работы – важный фактор мотивации
Важным фактором является сознание удовлетворенности выполняемой работы, он получил в среднем четвертый приоритет. О важности работы говорит и ее масштабность, то есть на какой уровень она направлена (смотреть таблицу 7). Ответы представлены руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления и исполнителей. [12]
Таблица 7 - Удовлетворенность выполняемой работы
Высказывания | Вполне удовлетворен | Удовлетворен | Не удовлетворен | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
1. Ваше удовлетворенность предприятием, где Вы работаете | 21 | 52,5 | 16 | 40 | 3 | 7,5 |
2. Ваша удовлетворенность физическими условиями труда | 18 | 45 | 15 | 37, 5 | 7 | 17, 5 |
3. Ваша удовлетворенность работой | 15 | 37,5 | 16 | 40 | 9 | 22,5 |
4. Ваша удовлетворенность слаженностью действий работников между собой | 22 | 55 | 8 | 20 | 10 | 25 |
5. ваша удовлетворенность стилем руководства Вашего начальника | 28 | 70 | 8 | 20 | 4 | 10 |
6. Ваша удовлетворенность заработной платой в смысле соответствия ее с Вашими трудозатратами | 16 | 40 | 11 | 27,5 | 13 | 32,5 |
7. Ваша удовлетворенность служебным продвижением | 12 | 30 | 9 | 22,5 | 19 | 47,5 |
8. Ваша удовлетворенность тем, что на своей работе вы можете использовать свой опыт и способности | 16 | 40 | 11 | 27, 5 | 13 | 32, 5 |
9. Ваша удовлетворенность требованиями Вашей работы к интеллекту человека | 14 | 35 | 12 | 30 | 14 | 35 |
10. Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня | 40 | 100 | - | - | - | - |
11. В какой степени Ваша удовлетворенность работой повлияла бы на Ваше решение, если бы ВЫ искали работу в настоящее время? | 21 | 52,5 | 15 | 37,5 | 4 | 10 |
Как видно из таблицы 7 работники удовлетворены своим предприятием, где они работают 52 % из ниже опрошенных и 7,5 % неудовлетворены.
В целом же по предприятию видно, что более 50 % работников предприятия удовлетворены своей работой, что является положительным моментом в работе предприятия в целом. Это и характеризует чувство гордости у работников за свою работу. [35]
Мотивы труда, определяемые руководителем.
Почти все приоритеты отданы мотивам труда, так или иначе связанным с руководителем.
Третий приоритет отдан высокому доверию руководителя (64, 175 %); пятый – четко поставленным целям (56, 7 %); шестой – возможности роста (34, 175 %); седьмой – возможности учиться и совершенствоваться (29, 175 %). Взаимодействие с руководителем имеет для подчиненного очень важное значение. Вовлеченность личности в работу всегда опосредовано тем, как руководитель относится к работникам. Если он видит в них только исполнителей подчеркивая при этом, что они обязаны подчиняться его распоряжениям, и мало считается с их мнением, то они быстро охладевают к работе. Если же он видит в них партнеров по совместной работе и подчеркивает при этом важность личного вклада каждого в эту работу и проявляет постоянное внимание к мнениям, то работники отвечают заинтересованностью в выполнении работ. Что по этому поводу показало социологическое исследование представлено в таблице 13. Таблица состоит в виде анкеты включающая 24 вопроса, выявляющих отношения подчиненного или группы подчиненных к руководителю по трем параметрам: гностическому (демонстрирующему уровень компетентности начальника как специалиста), эмоциональному (помогающему выявить, на сколько руководитель симпатичен подчиненному как личность) и поведенческому (показывающему, как складываются реальные взаимоотношения младшего и старшего).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.