Адаптация на предприятии ДРСУ - 4
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для стимулирования работников руководство предприятия использует экономические и социальные методы, не забывая при этом и про административные.

К экономическим методам можно отнести:

1. оплату труда различной категории работников. Так, должностной оклад руководителю предприятия устанавливается контрактом соответствующим органом в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии (в качестве минимальной для дифференциации тарифных ставок должностных окладов работников признается тарифная ставка слесаря 1 разряда, занимающегося ремонтом и обслуживанием подвижного состава, и составляет 83 рубля 40 копеек), в зависимости от численности работников предприятия. [49] Оплата труда руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов в размере не ниже предусмотренного коллективным договором. [13] Например, оклад главного составляет 2100 рублей. Оплата труда других работников устанавливается повременно-премиальной и сдельной системе.

2. Премирование работников. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности; премирование водителей, рабочих столярного цеха, РММ, электриков устанавливается в размере до 40 % от тарифной ставки; премирование работников по содержанию дороги (водители, механизаторы, дорожные рабочие) осуществляется в зависимости от оценки качества дороги в размере до 50 % от тарифной ставки. Премирование осуществляется ежемесячно.

3. Вознаграждения и доплаты.

Например, установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет, которое выплачивается в следующих размерах (таблица 7).

Данное вознаграждение выплачивается рабочим, руководителям и служащим, состоящим в штате ДРСУ – 4, имеющих общий стаж работы в строительно-монтажных организациях и проработавших на данном предприятии полный календарный год.

Таблица 2 - Единовременное вознаграждение за выслугу лет

 

Стаж работы Размер вознаграждения, % от тарифной ставки
От 1 до 3 лет 0,6
От 3 до 5 лет 0,8
От 5 до 10 лет 1
От 10 до 15 лет 1,2
Свыше 15 лет 1,5

 

Так же выплачиваются вознаграждения по итогам годовой работы. Размеры устанавливаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от наличия средств на эти цели.

Работникам выплачиваются следующие доплаты и надбавки:

А) оплата за все время сверхурочной работы и в выходные дни производится в двойном размере;

Б) доплата за работу в ночное время на ГУП ДРСУ – 4 выплачивается в размере 40 % часовой тарифной ставки;

В) доплата за работу с вредными условиями труда от 2 до 12 % к тарифным ставкам (машинист бульдозера и погрузчики на дробилке -–2 %, кочегары, зольщики – 12 % и т. д.);

Г) надбавка за классность, выплачиваемая водителям 2 класса, водителям 1 класса 25 % тарифной ставки за все время работы в качестве водителя;

Д) надбавки за разъездной характер работ в размере 50 % нормы командировочных расходов в сутки за каждый день нахождения на линии.

К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые на данном предприятии:

1. Привлечение рабочих и служащих к управлению производством – проведение не менее 1 раза в полгода общего собрания коллектива с информацией о результатах и задачах, организация и учета выдвинутых на собрании предложений и контроль за их своевременным рассмотрением и реализацией принятых предложений;

2. Повышение квалификации сотрудников предприятия – учеба производится за счет предприятия;

3. Воспитание, обучение и организация труда молодежи. Администрация, профсоюзный комитет обязуются воспитывать молодых рабочих в лучших традициях коллектива, систематически заниматься повышением их квалификации. [49]

4. Оказание помощи женщинам-работницам. Строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей, обеспечение женщин-матерей по возможности путевками в санатории, дома отдыха, пансионаты; сокращение рабочего дня женщинам на 1 час.

5. На предприятии существует профсоюзный комитет, который следит за соблюдением коллективного договора и защитой работников. [49]

Для анализа на предприятии ДРСУ – 4 главным инструментом исследования был выбран социологический опрос. В нем участвовало 40 человек. В качестве респондентов выступали руководители высшего звена (директор, главный инженер, главный бухгалтер, инспектор по кадрам, начальник ПЭО), среднего звена (бухгалтера, экономисты, главный механик и т. д.), низового звена (диспетчер, механики, мастера механических участков и РММ, прораб и т. д.) и исполнители, то есть рабочие предприятия ДРСУ – 4. Данные смотреть в таблице 4. [7]

 

 

Таблица 4 - Анализ респондентов на предприятии ДРСУ – 4

 

Высшее управленческое звено

Среднее управленческое звено

Че ло век % к числу опрашиваемых % к общему числу работников Че ло век % к числу опрашиваемых % к общему числу работников
5 12,5 3,7 10 25 7,4

 

Низовое управленческое звено

Исполнители

Че ло век % к числу опрашиваемых % к общему числу работников Че ло век % к числу опрашиваемых % к общему числу работников
10 25 7,4 15 37,5 11,1

 

Всего было опрошено 40 человек, что составило 29,62 % от общего числа работников предприятия. Из них опрошенных управленческого звена было опрошено 25 человек – 62,5 % от числа опрашиваемых и 18,31 % от общего числа работников. И самих рабочих 15 человек – 37,5 % от числа опрашиваемых и 11,11 от общего числа работников предприятия. Таким образом, основной упор делался на анализ управленческого звена. [22]

Социологический опрос показал, как распределяются мотивационные тенденции у сотрудников предприятия (см. таблицу 10).

Шкала состоит из 10 вопросов, в которой предполагается сравнить пары вопросов. Например, первое предложение и второе, первое и третье и т. д., затем сравнить второе и третье и т. д. В конце выбираются в приоритете которым был отдан выбор. [23]

 

Таблица 5 - Ценностные ориентации руководителей, специалистов и работников предприятия ДРСУ – 4

 

Вопрос

Высшее звено

Среднее звено

Низовое звено

Количество выбо ров % вы бора Количество выбо ров % вы бора Количество выбо ров % вы бора
1 2 3 4 5 6 7
1. Зарабатывать себе на жизнь 15 33,3 21 23,3 19 21,1
1 2 3 4 5 6 7
2. Обеспечить свое будущее 7 15,5 8 8,9 9 10
3. Обеспечить себе положение влияния 2 4,4 6 6,7 7 7,8
4. Завоевать достойное место в жизни 6 13,3 12 13,3 11 12,2
5. Развивать свои способности 0 0 4 4,4 8 8,9
6. Быть уверенным в завтрашнем дне 4 8,9 19 21,1 11 12,2
7. Иметь постоянных собеседников 1 2,2 4 4,4 5 5,5
8. Завоевать признание и уважение 3 6,7 5 5,5 7 7,8
9. Обеспечить себе материальный комфорт 6 13,3 9 10 8 8,9
10. Быть при деле 1 2,2 2 2,2 5 5,5
Итого 45 100 90 100 90 100

 

Из таблицы 5 видно, что у служащих предприятия важнейшее значение приобретают: зарабатывать себе на жизнь выбрало 25 % опрошенных, быть уверенным в завтрашнем дне 13,9 % и завоевать достойное место в жизни 12,8 %. Так например, разброс по ценности работы, как средство существования колеблется от 21,1 % до 33,3 %. В то же время эта ориентация для всех категорий работников получила приоритет.

Второй приоритет получила такая ценность работы как уверенность в завтрашнем дне (13,9 %). Это обусловлено, по видимому, увеличивающейся в городе безработицей, ожидаемому сокращению численности работников предприятия и боязнью потерять работу. [33]

Таблица 6 - Мотивы труда руководителей, специалистов предприятия ДРСУ – 4 (в % к числу опрошенных)

 

Вопросы

Категории работников

Высшее звено (7) Среднее звено (10) Низовое звено (10) Исполнители (15)
Мотивы труда: Постановка четких целей 40 50 50 86,7
Вознаграждения соразмерные труду 60 60 70 93,3
Возможность профессионального роста 0 20 50 46,7
Безопасная среда 20 30 20 26,7
Удовлетворенность работой 60 60 70 46,7
Доверие руководителя 60 70 60 66,7
Имидж предприятия 100 80 60 33,3

 

Третий приоритет получила такая ценность работы, как завоевать достойное место в жизни (12,8 %), что говорит о существенном значении для работников предприятия о их социальной значимости желания продвижения по службе, разброс по предприятию незначителен – от 12,2 % в низовом звене до 13,3 % в высшем звене.

Четвертый приоритет получил критерий обеспечить себе материальный комфорт. Он оценивается в 10, 3, а колебание его по предприятию составляет от 8,9 % до 13,3 %.

Пятый приоритет – обеспечение своего будущего (9,4 %). Это очень важный критерий, который определяет внутреннюю мотивацию работы, наиболее сильную и эффективную. Наиболее низок он у исполнителей и составил 7,4 %, что говорит о трудовой пассивности, результат отчужденности труда, возможно вызванный низкой заработной платой и задержками ее выплаты на многие месяцы. [24]

Ценности труда (см. таблицу 6) обуславливают и его соответствующие мотивы. Так с ценностью труда как средство существования (25 %) тесно связан мотив вознаграждения сотрудников труду (70,825), который в целом по предприятию получил первый приоритет. Материальная заинтересованность безусловно является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда. Это находит подтверждение и в данном социологическом исследовании. Отдельные категории работников отдали первый приоритет другим факторам мотивации: имиджу предприятия – высшее звено и среднее звено. [11]

Значимость работы – важный фактор мотивации

Важным фактором является сознание удовлетворенности выполняемой работы, он получил в среднем четвертый приоритет. О важности работы говорит и ее масштабность, то есть на какой уровень она направлена (смотреть таблицу 7). Ответы представлены руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления и исполнителей. [12]

 

Таблица 7 - Удовлетворенность выполняемой работы

 

 

Высказывания

Вполне удовлетворен

Удовлетворен

Не удовлетворен

Чел. % Чел. % Чел. %
1. Ваше удовлетворенность предприятием, где Вы работаете 21 52,5 16 40 3 7,5
2. Ваша удовлетворенность физическими условиями труда 18 45 15 37, 5 7 17, 5
3. Ваша удовлетворенность работой  15 37,5 16 40 9 22,5
  4. Ваша удовлетворенность слаженностью действий работников между собой 22 55 8 20 10 25
5. ваша удовлетворенность стилем руководства Вашего начальника 28 70 8 20 4 10
6. Ваша удовлетворенность заработной платой в смысле соответствия ее с Вашими трудозатратами 16 40 11 27,5 13 32,5
7. Ваша удовлетворенность служебным продвижением 12 30 9 22,5 19 47,5
8. Ваша удовлетворенность тем, что на своей работе вы можете использовать свой опыт и способности 16 40 11 27, 5 13 32, 5
9. Ваша удовлетворенность требованиями Вашей работы к интеллекту человека 14 35 12 30 14 35
10. Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня 40 100 - - - -
11. В какой степени Ваша удовлетворенность работой повлияла бы на Ваше решение, если бы ВЫ искали работу в настоящее время? 21 52,5 15 37,5 4 10  

 

Как видно из таблицы 7 работники удовлетворены своим предприятием, где они работают 52 % из ниже опрошенных и 7,5 % неудовлетворены.

В целом же по предприятию видно, что более 50 % работников предприятия удовлетворены своей работой, что является положительным моментом в работе предприятия в целом. Это и характеризует чувство гордости у работников за свою работу. [35]

Мотивы труда, определяемые руководителем.

Почти все приоритеты отданы мотивам труда, так или иначе связанным с руководителем.

Третий приоритет отдан высокому доверию руководителя (64, 175 %); пятый – четко поставленным целям (56, 7 %); шестой – возможности роста (34, 175 %); седьмой – возможности учиться и совершенствоваться (29, 175 %). Взаимодействие с руководителем имеет для подчиненного очень важное значение. Вовлеченность личности в работу всегда опосредовано тем, как руководитель относится к работникам. Если он видит в них только исполнителей подчеркивая при этом, что они обязаны подчиняться его распоряжениям, и мало считается с их мнением, то они быстро охладевают к работе. Если же он видит в них партнеров по совместной работе и подчеркивает при этом важность личного вклада каждого в эту работу и проявляет постоянное внимание к мнениям, то работники отвечают заинтересованностью в выполнении работ. Что по этому поводу показало социологическое исследование представлено в таблице 13. Таблица состоит в виде анкеты включающая 24 вопроса, выявляющих отношения подчиненного или группы подчиненных к руководителю по трем параметрам: гностическому (демонстрирующему уровень компетентности начальника как специалиста), эмоциональному (помогающему выявить, на сколько руководитель симпатичен подчиненному как личность) и поведенческому (показывающему, как складываются реальные взаимоотношения младшего и старшего).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.