Слово организация латинского происхождения organizo – «делать сообща».
Организация – это функция управления, целью которой является достижении миссии, задачей - формирование структур организации из множества элементов, обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – материалами, оборудованием, денежными средствами, знаниями, персоналом и др. Понятие организация имеет множество смысловых нагрузок: 1.Организация как объект – объединение людей является элементом или частью общества и выполняющие определенные функции (предприятие, орган власти, добровольный союз). 2.Организация как процесс – это совокупность мероприятий обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее функционирования. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это значение подразумевается в понятиях "формальная" и "неформальная" организации. 3.Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание функционирование какого-либо объекта, т.е. определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.
Основные признаки организации: 1) обособленность, обозначает замкнутость внутренних процессов.2) наличие внутреннего центра, который координирует деятельность членов организации, а также обеспечивает единство действий людей. 3) саморегулирование деятельности, которая обозначает, что организация принимает самостоятельные решения, а также по-своему реагирует на внешние события.4) наличие целей, цель объединяет участников организации, а также придает смысл к совместной деятельности. 5) организационная культура – совокупность норм, традиций, которые определяют поведение людей в организации.
Закон- это отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Общие – действуют во всех материальных системах: 1)Закон синергии: для любой системы существует такой набор ресурсов, при которой ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологии, персонал, компьютеры и т.д.) либо существенно меньше. Положительная синергия реализуется за счет совпадения набора ресурсов и оптимальным сочетанием характеристик. Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального подхода к полученной деятельности. Признаки достижения положительной синергии в организации: хорошее настроение в коллективе, интерес работников к карьерному росту. 2)Закон самосохранения: каждая система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал. 3)3акон стратегии поведения фирмы на рынке (по М.Портеру): 1. достижение лидерства в минимизации издержек производства; 2. специализация производства продукции; 4)3акон концентрация усилий фирмы в выбранном рыночном сегменте. 5)Закон развития: каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие – необратимое и направленное изменение материи: эволюционное, революционное, прогрессивное, регрессивное. Прогресс (регресс) – составные части процесса достижения гармонии; сопутствуют развитию любой организации. 6)Закон учета системы потребностей: индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. 7)Объективный закон приоритета целого над частью: во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части, части подчинены целому, движутся, развиваются в его границах и сообразуются с ними в реализации своих функций.
Частные – действуют в одной из сфер общества: 1)Закон непрерывности, ритмичности движения производственных фондов: непрерывность и ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализация изготовленной продукции, обновление основных производственных фондов предприятия. 2)Закон состязательности кадров управления: каждая социально-экономическая система должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.
Специфические – действуют в конкретных ситуациях и определенных видах деятельности; базируются на эффективном использовании составляющих их законов в области функционирования организации и людей. 1)Закон информированности, упорядоченности: каждая система стремится получить как можно больше достоверной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования, самосохранения. 2)Закон единства, анализа и синтеза: стремится настроиться на более экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемой функции. Анализ – разделение целого на части: 1. разделение целого на части; 2. улучшение функционирования каждой их этих частей. Синтез – соединение, объединение обновленного набора простых составляющих объектов в единое целое. 3)Закон пропорциональности и композиции: каждая система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданной относительности или заданной подчинении (пропорции). 4)Закон дифференциации и универсализации функций: в организационных системах действуют противоположно направленные процессы – разделение, специализация функций, реализуемых ее элементами и их интеграция. 5)Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. 6)Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличит производительность труда работников за счет повышения эмоционального уровня работника и также активизации его трудовой деятельности. 7)Закон оптимальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работы, при которой в полной мере раскроются его способности возможности. 8)Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации человека, если они приближены к процессу его мышления.
Сущность и принципы статической организации. Статика – это уравновешенное состояние организации независимо от изменений, происходящих во внешней среде. Статический статус организации свидетельствует о том, что организация удовлетворена достигнутыми результатами и стремится их сохранить. Статическому состоянию соответствует закон самосохранения. Главной особенностью статической организации являются низкие рефлексивные качества организации. Рефлекс – это реакция системы на возмущающие воздействия; это устойчивая реакция организации на изменение во внешней и внутренней среде. Принципы статической организации: 1. принцип приоритета целей, означает, что сначала выбирается общая цель, далее происходит определение частных целей (декомпозиции целей), затем определяется организационная структура и происходит подбор персонала. 2. принцип приоритета субъекта управления над объектом, означает, что при создании организации либо новых структурных подразделений приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников.
Сущность и принципы динамической организации. Динамика – развитие организации, ее покупательное движение к новым целям. Для динамической организации характерно: рост масштабов организаций; освоение новых технологий; быстрая смена направлений деятельности. Динамическому состоянию организации соответствует два закона: закон развития и закон синергии. Можно выделить главную особенность динамической организации – гибкая организационная структура. Организационная структура меняется не хаотично, а в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды. Принципы динамической организации: 1. принцип приоритета объекта управления над субъектом, означает, что замена одного руководителя на много большей вероятности замена всего коллектива, либо всего подразделения. 2. принцип приоритета функции над структурой, означает, что в динамической организации наиболее важно выполнение функции, а вторичным фактором является реализация функции.
При анализе реальной организации можно ее отнести только к одному классу или статической организации или динамической организации. Большинство организаций на протяжении всего цикла жизни обладают как статической, так и динамической.
Принципы рационализации: 1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. 2. принцип прямоточности, означает, что производственные, информационные процессы должны идти по кратчайшему пути. 3. принцип последовательного подключения: 1) общий замысел преобразований в организации должен разрабатываться специалистами с повышенной чувствительностью к изменениям в обществе.2) основные принципы преобразований должны разрабатываться специалистами с иррациональной организацией мышления. 3) непосредственное проектирование и реализация изменений должно осуществляться специалистами с рациональным мышлением. Достижение рациональности (оптимальности) в работе организации является сложной долговременной процедурой и в некоторых случаях является не достижимой задачей: 1.большинство принимаемых решений имеют многокритериальный характер. 2.существенным фактором, влияющим на рациональность в деятельности организации является кадровый ресурс, который вносит не малую субъективность принятия решений, постановке целей, в выборе структуры.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.