Деньги в первом представлении представляют товар особого рода, способный обмениваться на все др. товары, следовательно, деньги - это всеобщий товарный эквивалент. Основной формой приобретения денег является выручка от продажи товаров, приобретаются они для осуществления покупок. Поэтому деньги являются посредником в обмене товаров. Первоначально, когда продукты труда только начинали приобретать товарную форму, круг товаров был весьма и весьма ограничен и товары обменивались непосредственно Т - Т. При значительном нарастании товарной массы и не менее значительном расширении их ассортимента обмен Т - Т стал весьма затруднителен, а затем практически невозможным. В таких условиях непосредственный обмен товаров трансформируется в опосредствованный обмен Т - Тэкв. - Т. При этом роль товарного эквивалента могли выполнять только такие товары, которые пользовались наибольшим спросом и потому были легко отчуждаемы. В различное время и в различных местах Тэкв. выступали зерно, скот, шкуры, соль, железо, серебро, золото. Это уже были локальные, региональные или временные деньги. Но действительными деньгами стали золото и серебро, как товары, за ними прочно на многие века во всех странах закрепилась роль посредника. Золото и серебро являются благородными металлами, т.к. наиболее трудоемки в производстве, легко транспортабельны, химически инертны и качественно сохраняемы и экономически делимы. Эти качества позволили выполнять функции денег. Деньги как стоимость - это средство и мера осуществления торговых отношений между товаропроизводителями. С возникновением денег обмен начал осуществляться по схеме Т-Д-Т, и по существу распался на два самостоятельных акта: акт продажи и акт купли. На протяжении первых 70 лет ХХ ст. на смену золоту и серебру пришли бумажные денежные знаки, цифровые записи (электронные деньги).
Сущность денег: мера стоимости, средство обмена, средство платежа, средство накопления, средство международного обмена.
Инфляция (лат. Inflation – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Первопричина инфляции - это диспропорция между различными сферами народного хозяйства: спросом и предложением, накоплением и потреблением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях. Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени. Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары. Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета; чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Виды инфляции: 1.Открытая инфляция - она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит. 2.Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют инфляции: Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. 3.По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную (цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными,) и несбалансированную (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях). 4.С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую (инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее) и неожидаемую инфляцию.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: 1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП. 2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от поставки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.