Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическая работа №1.

Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов.

1. Накопление знаний о конфликтах.

2. Становление конфликтологии как научной дисциплины.

3. Современные концепции конфликта.

4. Методология и методы конфликтологии.

5. Функции конфликта.

6. Классификация конфликтов.

7. Методы диагностики конфликтов.

 

Литература:

1. Конфликтология: Учебник /Под ред.А.Я. Кибанова. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 302  

2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

3. Григорьев В.И. Социальные конфликты: Учебно-методические пособие для самоподготовки студентов всех специальностей и форм обучения. Методические указания. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2007. – 32 с.

 

Накопление знаний о конфликтах.

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельства тому — мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук. Конфликтам уделяли внимание Платон и Аристотель, жившие в V—IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого — общества; заложенное в человеке общественное нача­ло придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

 Термин конфликт (от лат. conflictus – столкновение) по-разному трактуется в различных отраслях знания. Многие ученые понимают конфликт в широком смысле слова, когда противоречия могут быть уже имеющимися или только предполагаемыми, существуют в действительности или только в ощущениях – в любом случае они охватываются аналитическим пространством.

В общественных науках (истории, политологии, социологии, психологии) социальный конфликт – это процесс развития и разрешения противоречий в обществе, состоящем из групп. Несовпадающие интересы этих групп периодически вступают в фазу конфликта, предполагающего противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Социальный конфликт – это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников.

2. Становление конфликтологии как научной дисциплины.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. ХХв. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта. Конфликтология—теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания:

1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий;

2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Общая для всех смежных наук цель—выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

Функции конфликта.

 В существующей литературе высказываются две точки зрения: одна – о вреде социального конфликта, другая – о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов:

. Позитивные функции. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. Еще одна позитивная функция конфликта, проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

 Негативные функции. Однако социальные конфликты нередко носят негативный, разрушительный характер. Они могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Но какие бы ни существовали точки зрения относительно функций социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются необходимыми элементами развития общества, без них не может быть движения вперед.

 

Классификация конфликтов.

Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом.

Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт – конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.

Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Практическая работа №2

Факторы поведения человека.

 Уже отмечалось, что описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Человек — существо социальное, обладающее самосознанием (разумом), активно деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Сущность человека заключена в диалектически противоречивом единстве его потребностей и способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность. Между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку ими определяются разные стороны сущности человека.

Индивид — это живой организм, субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления, который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования. Характеризуют индивида, утверждая, что «любой человек есть "дитя природы", живое существо, отличающееся от других высших животных тем, что обладает развитой психикой, разумом, способностью к творчеству, совместному с себе подобными труду и общежитию».

Личность - совокупность качеств человека, которые складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов. В отличие от индивида личность — не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект социальных связей. Черты личности, характеризующие в первую очередь общественные качества человека, приобретаются в процессе и результате разносторонней деятельности, осуществляемой каждым совместно с другими людьми.

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств.

Характер человека проявляется в первую очередь в отношениях к обязанностям перед обществом, к другим людям и к самому себе. Это может быть трудолюбие и праздность, бережливость и мотовство, честолюбие, тщеславие и т.п.

 

Групповые интересы и цели.

Понятие «социальная группа» определяют по-разному, в зависимости от того, на что делается акцент, особый упор. Но непременно фиксируются схожие признаки: призвание действовать сообща, учет устремлений каждого, без чего группы, как таковой, просто не может быть.

Отечественные специалисты считают социальной группой объединение людей, имеющих общий социальный признак, выполняющих необходимую функцию в общественном разделении труда. Они, следовательно, обращают внимание больше на совместную деятельность, направленную на реализацию единой цели, утверждая, что социальная группа — это относительно устойчивое взаимодействие двух или более лиц, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.

По размерам социальные группы различаются как малые (семья, рабочая бригада, кружок друзей и т.п.), средние (объединение людей в пределах крупного предприятия или отдельного региона), большие (в масштабах отрасли, страны). В плане управления персоналом в первую очередь привлекают внимание малые группы, которые образуются на основе кооперации труда и служебной деятельности, отличаются небольшой численностью (от 2 до 15—20 че­ловек), непосредственной возможностью всех членов группы постоянно общаться друг с другом, а также тем, что они неделимы и первичны, т.е. могут входить в более широкую общность в качестве ее структурной части. Нужно считаться с тем, что отношения между людьми изначально имеют социальный, общественный характер, различаясь, естественно, по степени значения социальных факторов — экономических, политических, культурных.

Причины конфликтов.

Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.

Причины конфликта — это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

Социальное партнерство.

 Термин «социальное партнерство» означает цивилизованные методы регулирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов на разных уровнях. В словосочетании «социальное партнерство» «социальное» выражает общественное, относящееся к жизни людей, а «партнерство», происходя от французского «партия», — группу людей, товарищей по устремлениям. Следовательно, социальное партнерство — это определенный вид деятельности, относящийся к жизни людей и, прежде всего к их социально-экономическим интересам; система мероприятий, призванных обеспечивать сотрудничество наемных работников, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.

Содержание социального партнерства характеризуют:

Ÿ преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;

Ÿ согласование социально-экономической политики, в первую очередь политики доходов;

Ÿ согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;

Ÿ утверждение системы общечеловеческих ценностей в сфере
общественного труда;

Предметами социального партнерства являются: занятость, условия труда, заработная плата, социальные гарантии (отпуска, рабочее время, разного рода доплаты), экология, трудовые споры. При этом субъекты социального партнерства руководствуются принципами добровольности вступления в партнерские отношения и принятия обязательств; равноправия сторон; самоограничения при выдвижении требований и взаимных уступок в ходе переговоров; соблюдения норм законодательства и правил, согласованных сторонами.

В свою очередь, соглашения и коллективные договоры выполняют три функции:

1 защитную (для наемных работников), состоящую в том, чтобы работодатель не мог, используя свою власть и силу, изменить условия труда в ущерб работникам;

организационную, означающую стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов;

2 антиконфликтную, направленную на то, чтобы не допустить трудовых конфликтов и выдвижения новых требований по тем вопросам, которые уже включены в соглашения и коллективные договоры (на период их действия).

Сам по себе процесс заключения коллективного договора - это цепочка микроконфликтов по вопросам установления и применения условий труда, по различным социальным вопросам и т.д. Фактически конфликты возникают уже на стадии ведения коллективных переговоров, суть которых — разработка, заключение и (или) изменение коллективного договора. Инициатором таких переговоров может выступать любая из сторон: а) работники в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; б) работодатели или непосредственно уполномоченные ими представители.


Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Политический конфликт

1. Понятие политического конфликта.

2. Типы политических конфликтов.

3. Международный политический конфликт.

4. Понятие и типология политических кризисов.

5. Кризисы политического развития.

 

Литература:

1. Конфликтология: Учебник /Под ред.А.Я. Кибанова. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 302

2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

3. Григорьев В.И. Социальные конфликты: Учебно-методические пособие для самоподготовки студентов всех специальностей и форм обучения. Методические указания. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2007. – 32 с.

 

Практическая работа № 8

Этнополитический конфликт

1. Природа этнополитического конфликта.

2. Сущность и эволюция этнополитических конфликтов.

3. Типология этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР.

 

Литература:

1. Конфликтология: Учебник /Под ред.А.Я. Кибанова. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 302

2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

3. Григорьев В.И. Социальные конфликты: Учебно-методические пособие для самоподготовки студентов всех специальностей и форм обучения. Методические указания. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2007. – 32 с.

 

Практическая работа № 9

Правовой конфликт

1. Природа правового конфликта.

2. Разновидности правовых конфликтов.

3. Разрешение правовых конфликтов

4. Основные социальные проблемы современного российского общества.

5. Роль государства в разрешении конфликтов.

 

Литература:

1. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998

2. Основы конфликтологии/Под ред. В.Н.Кудрявцева М 1997

3. Кудрявцев В. Юридический конфликт //Государство и право. 1995. №9

Практическая работа №1.

Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов.

1. Накопление знаний о конфликтах.

2. Становление конфликтологии как научной дисциплины.

3. Современные концепции конфликта.

4. Методология и методы конфликтологии.

5. Функции конфликта.

6. Классификация конфликтов.

7. Методы диагностики конфликтов.

 

Литература:

1. Конфликтология: Учебник /Под ред.А.Я. Кибанова. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 302  

2. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

3. Григорьев В.И. Социальные конфликты: Учебно-методические пособие для самоподготовки студентов всех специальностей и форм обучения. Методические указания. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2007. – 32 с.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.