Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл. 2). [1]
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (тыс.руб)
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Абсолютный прирост | В % к пред. году |
Выручка от продажи продукции | 43404 | 58054 | 14650 | 33,8 |
Себестоимость продукции | 40914 | 54195 | 13281 | 32,5 |
Коммерческие и управленческие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль от продажи продукции | 2490 | 3859 | 1369 | 55 |
Индекс изменения цен | 1 | 1,15 | 0,15 | 15 |
Объем реализации в сопоставимых ценах | 43404 | 50482 | 7078 | 16,3 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму:
1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.
В нашем случае объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 50482 тыс. руб. (58054/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 87% (50482/58054*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 16,3%.
За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг также увеличилась: 2490 * 0,163 = 405,87 тыс. руб.
2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 50482;
- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (40914*0,87) = 35595;
- коммерческие и управленческие расходы базисного периода 0;
- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (50482–35595) = 14877.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
14877 – (2490*0,87) = -12711 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.
3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:
54195 – (40914*0,87)= 18600 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4. Влияние коммерческих и управленческих расходов на изменения прибыль нет.
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:
58054 – 50482 = 7572 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж 405,87;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции -12711;
- изменение себестоимости - 18600;
- изменение цен реализации 7572;
- общее влияние факторов 1369.
Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. К увеличению прибыли привело увеличение объема продаж. Отрицательное воздействие удорожания себестоимости было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции. [9]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.