Россия и ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) ведет свою историю с 1948 года, когда была первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.
Важнейшими функциями ВТО являются:
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными специализированными организациями.
Основной проблемой развития ВТО стало противостояние богатых стран и новичков. Речь идет о конфликте интересов и несовместимости позиций различных сторон переговорного процесса.
Противоречия внутри организации приводят к следующим последствиям:
Первое, к увеличению количества разбирательств между странами.
Второе, к росту антидемпинговых процедур. Так, например, под видом защиты от демпинга американское правительство фактически осуществляет протекционистскую защиту своих неконкурентоспособных отраслей.
Третье, в рамках ВТО развитые страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные правила, условия сертификации продукции, специфические технические стандарты.
Таким образом, богатые страны, прикрываясь принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. В частности, недавно принятое в ВТО королевство Тонго не сможет устанавливать размер ввозных пошлин выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350 процентов, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300 процентов.
По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов пресловутого «золотого миллиарда».
Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:
- Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;
- Обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
- Получение недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;
- Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта .
Угрозы и риски для России при вступлении в ВТО:
-В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств;
- Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы;
- России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности;
- Отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов;
- ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма;
- По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов;
- Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета;
- Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы;
- Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно;
- Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.
Выгоды и преимущества для России от вступления в ВТО:
- Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке;
- В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров;
- Ослабление дискриминации России на международных рынках, распространение принципа наибольшего благоприятствования;
- Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции;
- Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты;
- Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам.
Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.
С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду причин, в том числе политических, а также чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада – поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.