Международная экономическая интеграция: сущность, цели и факторы развития, этапы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Международная экономическая интеграция: сущность, цели и

факторы развития, этапы…………………………………………………………….5

2. Международное разделение труда. ……………………………………….9

3. Роль и место России во всемирном хозяйстве……………………………14

3.1 Россия и ВТО…………………………………………………………...…14

3.2 Геоэкономические направления международного

сотрудничества России………………………………………………………….….17

3.3 Россия в мировых инвестиционных потоках……………………….….23

3.4 Вариативные сценарии развития внешней торговли России

 до 2025 г ……………………………………………………………………….…..25

Заключение…………………………………………………………………..31

Список  использованных источников ………………...………………….…33

 

 

Введение

Понятие международной экономической интеграции глубоко неоднозначно, местами противоречиво и двусмысленно. Из-за всей её многогранности довольно трудно понять, с точки зрения какой экономической проблемы международного масштаба её рассматривать. Учитывая интеграцию сугубо как объективное явление, складывающееся десятилетиями, возникает вопрос: как именно можно использовать знания общемировых интеграционных процессов на благо какой-либо одной отдельно взятой страны, только-только пробирающейся к вершинам экономического благополучия? Под такой страной я подразумеваю Россию.

Целью экономики, как известно, являются социальное благополучие нации, стабильность во всех сферах общественных отношений и многое, многое другое. Поэтому важно знать, что предпринимается в этих целях за рубежом, пытаться применить достижения мировой экономики у нас с учётом специфических объектно-субъектных особенностей, уметь обнаружить ошибки, совершаемые в первую очередь развитыми странами с целью предотвращения их повторения в нашей стране.

Принципиально важно для любой страны иметь стабильный экономический потенциал, который реализовывался бы средствами производства, воплощёнными в национальное богатство страны. При соблюдении условия примерного равенства экономического потенциала интегрируемых стран вполне осязаемым результатам наступает идеал благополучия. Однако, в зависимости от неравномерности развития регионов и отдельных стран, различия технологий и т. д., возникают неблагоприятные факторы, мешающие достижению идеала.

Международная экономическая интеграция позволяет проводить взаимовыгодную политику для стран-участниц интеграционной группировки. Экономические границы как бы уничтожаются.

Однако, реальность мира жестока, сурова и противоречива – лишь та страна сможет воспользоваться всеми преимуществами интеграции и партнёрства, которая уже играет довольно значительную роль и относится к развитым.

Для приобщения России к общемировым интеграционным достижениям не только формально, необходимо пытаться достичь равномерности развития во всех сферах общественных отношений – уродливая «кособокость» нам ни к чему, а также достаточного уровня экономического развития, чтобы избежать участи мировой кладовой ресурсов.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда.

Цели курсовой работы: Рассмотреть явление международной экономической интеграции и обозначить место России в структуре всемирного хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Исследовать явления международной экономической интеграции и международного разделения труда;

2. Рассмотреть основные геоэкономические направления международного сотрудничества России;

3. Обозначить вариативные сценарии развития внешней торговли России до 2025г.

 

 

Роль и место России во всемирном хозяйстве

Россия и ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) ведет свою историю с 1948 года, когда была первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Основной проблемой развития ВТО стало противостояние богатых стран и новичков. Речь идет о конфликте интересов и несовместимости позиций различных сторон переговорного процесса.

Противоречия внутри организации приводят к следующим последствиям:

Первое, к увеличению количества разбирательств между странами.

Второе, к росту антидемпинговых процедур. Так, например, под видом защиты от демпинга американское правительство фактически осуществляет протекционистскую защиту своих неконкурентоспособных отраслей.

Третье, в рамках ВТО развитые страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные правила, условия сертификации продукции, специфические технические стандарты.

Таким образом, богатые страны, прикрываясь принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. В частности, недавно принятое в ВТО королевство Тонго не сможет устанавливать размер ввозных пошлин выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350 процентов, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300 процентов.

По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов пресловутого «золотого миллиарда».

Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

- Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

- Обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

- Получение недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;

- Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта .

Угрозы и риски для России при вступлении в ВТО:

-В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств;

- Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы;

- России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности;

- Отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов;

- ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма;

- По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов;

- Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета;

- Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы;

- Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно;

- Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

Выгоды и преимущества для России от вступления в ВТО:

- Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке;

- В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров;

- Ослабление дискриминации России на международных рынках, распространение принципа наибольшего благоприятствования;

- Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции;

- Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты;

- Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам.

Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.

С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду причин, в том числе политических, а также чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада – поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.

 

Заключение

К сожалению, на данный момент времени можно констатировать, что Россия по большей части продолжает следовать инерционному сценарию, за исключением некоторых отраслей промышленности, в основном производящей продукцию военного назначения. Если ситуация не изменится, то уже к 2025г. нас может ожидать окончательное закрепощение в качестве сырьевого придатка Запада. Для России не может быть актуальным даже путь, по которому следуют страны ЮВА – размещение на нашей территории западных высокотехнологичных производств, т. к. произведенная таким образом продукция выйдет более дорогой, чем азиатские аналоги (исключение – т.н. «отверточная сборка» автомобилей). Поэтому России жизненно необходим переход на инновационный сценарий развития.

В настоящее время в России достаточно мало конкурентоспособных отраслей экономической деятельности, без учета сырьевого сектора. По моему мнению, вступление в ВТО на предлагаемых условиях в данный момент может вызвать окончательный крах таких секторов российской экономики, как автопром, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и др. в связи с резким снижением их конкурентоспособности. Но даже в тех сферах, в которых мы могли бы успешно конкурировать, честной конкуренции со стороны Запада ожидать не приходится. Поэтому на данный момент мне представляется верным ведение четкой протекционистской политики по отношению к российским промышленным товарам.

Да, это вызовет ответные санкции со стороны ЕС и США, но так ли много мы теряем? На Западе и сейчас к России зачастую подходят с мерками времен «холодной войны». В этом свете представляется наиболее перспективным освоение рынков АТР (в первую очередь, Индии и стран Юго-Восточной Азии), Ближнего Востока и Латинской Америки. Сегодня мы можем видеть, что Россия действительно предпринимает реальные шаги в этом направлении.

О высокотехнологичном секторе. Сегодня мы можем видеть, что правительство РФ начинает предпринимать действия по возрождению высокотехнологичного сектора промышленности и освоению новых технологий, в т.ч. информационных, и это радует. В России достаточно как современных, так и сохранивших актуальность советских разработок в данных сферах. К тому же, при достаточном уроне инвестиций (в первую очередь государственных) в «высокие технологии» Россия и сейчас могла бы достойно конкурировать с Западом в этой отрасли (что и делает в частности, в сфере вооружений).

Также, Россия могла бы занять достойное место на рынке услуг – в первую очередь услуг инженеров-разработчиков  и программистов, чьи школы в России традиционно сильны. Сейчас правительство говорит о необходимости создания на территории России «технополисов», по типу знаменитой Силиконовой долины в США.

Хотелось бы закончить свою работу словами директора Института проблем глобализации, доктора экономических наук М.Делягина:

«В настоящее время человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития.

С одной стороны, заканчивается эпоха изменения природы: антропогенная нагрузка приблизилась к объективному пределу, и человек начинает решать эту проблему путем приспособления себя к окружающей среде. С другой стороны, технологии вырвутся из-под общественного контроля, как это было при переходе от феодализма к капитализму, неся "на плечах" уже не просто новые общественные отношения, но и новый облик всего человечества.

То, что для слабого и глупого является проблемой, для сильного и умного становится возможностью.

Сегодня в силу объективных причин глобализация является проблемой для России.

Из этого следует только один вывод: нам пора исправляться».

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Международная экономическая интеграция: сущность, цели и

факторы развития, этапы…………………………………………………………….5

2. Международное разделение труда. ……………………………………….9

3. Роль и место России во всемирном хозяйстве……………………………14

3.1 Россия и ВТО…………………………………………………………...…14

3.2 Геоэкономические направления международного

сотрудничества России………………………………………………………….….17

3.3 Россия в мировых инвестиционных потоках……………………….….23

3.4 Вариативные сценарии развития внешней торговли России

 до 2025 г ……………………………………………………………………….…..25

Заключение…………………………………………………………………..31

Список  использованных источников ………………...………………….…33

 

 

Введение

Понятие международной экономической интеграции глубоко неоднозначно, местами противоречиво и двусмысленно. Из-за всей её многогранности довольно трудно понять, с точки зрения какой экономической проблемы международного масштаба её рассматривать. Учитывая интеграцию сугубо как объективное явление, складывающееся десятилетиями, возникает вопрос: как именно можно использовать знания общемировых интеграционных процессов на благо какой-либо одной отдельно взятой страны, только-только пробирающейся к вершинам экономического благополучия? Под такой страной я подразумеваю Россию.

Целью экономики, как известно, являются социальное благополучие нации, стабильность во всех сферах общественных отношений и многое, многое другое. Поэтому важно знать, что предпринимается в этих целях за рубежом, пытаться применить достижения мировой экономики у нас с учётом специфических объектно-субъектных особенностей, уметь обнаружить ошибки, совершаемые в первую очередь развитыми странами с целью предотвращения их повторения в нашей стране.

Принципиально важно для любой страны иметь стабильный экономический потенциал, который реализовывался бы средствами производства, воплощёнными в национальное богатство страны. При соблюдении условия примерного равенства экономического потенциала интегрируемых стран вполне осязаемым результатам наступает идеал благополучия. Однако, в зависимости от неравномерности развития регионов и отдельных стран, различия технологий и т. д., возникают неблагоприятные факторы, мешающие достижению идеала.

Международная экономическая интеграция позволяет проводить взаимовыгодную политику для стран-участниц интеграционной группировки. Экономические границы как бы уничтожаются.

Однако, реальность мира жестока, сурова и противоречива – лишь та страна сможет воспользоваться всеми преимуществами интеграции и партнёрства, которая уже играет довольно значительную роль и относится к развитым.

Для приобщения России к общемировым интеграционным достижениям не только формально, необходимо пытаться достичь равномерности развития во всех сферах общественных отношений – уродливая «кособокость» нам ни к чему, а также достаточного уровня экономического развития, чтобы избежать участи мировой кладовой ресурсов.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда.

Цели курсовой работы: Рассмотреть явление международной экономической интеграции и обозначить место России в структуре всемирного хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Исследовать явления международной экономической интеграции и международного разделения труда;

2. Рассмотреть основные геоэкономические направления международного сотрудничества России;

3. Обозначить вариативные сценарии развития внешней торговли России до 2025г.

 

 

Международная экономическая интеграция: сущность, цели и факторы развития, этапы

Прежде чем говорить о сущности международной экономической интеграции необходимо дать определение понятию интеграции.

Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление субъектов, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется прежде всего в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Факторы развития международной экономической интеграции:

- Социально-экономическая однородность национальных предприятий;

- Близкие уровни экономического развития субъектов;

- Тесное переплетение национальных экономик на микроуровне;

- Общие границы и условия развития;

- Развитие коммуникационных возможностей;

- Общность культурных и исторических традиций;

- Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов.

Цели международной экономической интеграции:

- Использование преимуществ экономии за счет расширения размеров рынка, сокращения транзакционных издержек;

- Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды;

- Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития;

- Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок;

- Достижение наиболее высокой эффективности производства;

- Насыщение рынка товарами.

Преимущества экономической интеграции:

- Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

- Обеспечение лучших условий торговли;

- Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

- Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

- Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров;

- Возможность олигопольного сговора между транснациональными стран - участниц , что приводит к повышению цен;

- Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;

Этапы экономической интеграции.

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных этапов, каждый из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

- Преференциальные торговые соглашения, в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам;

- Зона свободной торговли, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;

- Таможенный союз, предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;

- Общий рынок, при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы;

- Экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной.

Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель, согласно которой взаимодействие происходит на следующих уровнях:

- На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы.

- На межгосударственном уровне целенаправленная деятельность государств (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

- На национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают друг другу  ряд политико-экономических функций.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.