Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
В 2009 году в экономическом развитии страны были достигнуты значительные успехи, что отчасти было связано с проводившейся бюджетной политикой.
В исполнении федерального бюджета сохранилось действие положительных тенденций, наметившихся с 2007 года. Рост бюджетных доходов в 2009 году позволил полностью ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой, дополнительно профинансировать ряд важных государственных и социальных программ. В полном объеме и без задержек осуществлялось финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике. Исполнение бюджетных обязательств способствовало повышению уровня политической и социальной стабильности в стране, несмотря на кризисную ситуацию в мире.
Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2009 год, разработка федерального бюджета на 2010 год осуществлялись в соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2010 год, - поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы. Вместе с тем положительные тенденции в бюджетной сфере пока не стали устойчивыми. Они во многом явились результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Как следует из послания, важнейшей задачей бюджетной политики в 2011 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности [15].
Профицит федерального бюджета в 2009 году составил 2,5 процента ВВП. На 2010 год также была предусмотрена бездифицитность федерального бюджета. Президент РФ отметил, что такая политика должна быть продолжена в 2011 году и в последующие годы.
Более подробно остановимся на определении Президентом РФ первоочередных задач бюджетной политики в области доходов.
Отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.
Президентом РФ определены следующие основные направления дальнейшего развития налоговой реформы:
- продолжение снижения ставок единого социального налога;
- сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов;
- продолжение реформы налогообложения пользования природными ресурсами.
Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. По словам Президента РФ, целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.
Что же касается области расходов, то Президент РФ выделил следующие первоочередные задачи бюджетной политики:
- установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
- завершение формирования механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;
- овладение современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств для того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей;
- продолжение оптимизации сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;
- разработка в текущем году Правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;
- осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе;
- осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере;
- обращение особого внимания на реформирование государственной службы и судебной системы.
Таким образом, на основании вышесказанного следует, что анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы мы сделаем общий вывод и кажем, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.