Экономические и неэкономические последствия безработицы. Влияние безработицы на ВВП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработи­цы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы — это социальные, психоло­гические и политические последствия потери работы [9, c.253].

• На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство соб­ственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, от­чаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть че­ловека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

• На уровне общества они выступают в форме:

роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов.
Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя
причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из
Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждым четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революции отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квали­фикации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их при­менить, а следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы проявляются в следующем [2, c.254].

• На индивидуальном уровне они заключаются:

в потере дохода или части дохода в настоящем;

в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей ква­лификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэто­му уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

• На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактическо­го ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означа­ет, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отклонение (разрыв) ВВП ( GDP gap ) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ВВП ( Y ) и потенциальным ВВП ( Y *) к вели­чине потенциального ВВП:

                           (6)

Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от по­тенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпири­чески, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (Arthur Okun). Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена.

,                         (7)

где u – фактический уровень безработицы, u * - естественный уровень безработицы, ( ) – уровень циклической безработицы, - коэффициент Оукена ( >1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Таким образом, коэффициент Оукена — это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак "минус" перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным. Отклонение фактического ВВП ( Yt ) любого года можно подсчитать так­же по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yt -1,) Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

                                      ,                                 (8)

где  - фактический уровень безработицы данного года,  - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3 % - среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением ко­личества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом; 2 — ко­эффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительно­сти изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы. Это оз­начает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2%. Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпириче­ских (статистических) данных для американской экономики, поэтому для дру­гих стран он может быть иным.

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов [14, c.213]. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административ­ных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» [1].

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость [5, c. 158]. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось, прежде всего, как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.