Правильная оценка ситуации, предвидение опасности, всесторонний расчет, своевременное принятие обоснованных решений в области финансов, инвестиций, трудовых отношений, техники и технологии — таковы предпосылки поддержания устойчивого положения предприятия на рынке. Необходимо отметить, что финансовый анализ не является самоцелью. Он призван подсказать менеджерам направление поиска эффективных управленческих решений по выходу предприятия из кризисного состояния. Среди множества управленческих решений, принимаемых менеджерами на предприятиях, главным является решение об объемах производства новой и освоенной продукции, так как от объема выпуска непосредственно зависит прибыльность производства.
При освоении нового вида продукции возникает необходимость определить критический объем производства (продаж), т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Критический объем производства необходимо оценивать и тогда, когда предприятие вынуждено сокращать выпуск продукции в силу тех или иных причин: падение спроса, сокращение поставок сырья, ужесточение экологических требований и др. Для решения данной задачи все затраты на производство и реализацию продукции делятся на два вида — переменные и постоянные. Переменные затраты находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема производства (затраты на основные материалы, зарплату основных рабочих и т.д.). Постоянные затраты сохраняют свое значение в некотором интервале изменения объемов производства, при этом технология, организация производства, состав оборудования, система управления производством остаются практически неизменными, а изменяется загрузка оборудования (амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит и др.)
Чистая прибыль предприятия от реализации продукции:
П = ( p — v )*Q — S , где
р — цена изделия (единицы продукции),
v — переменные затраты на одно изделие,
Q — объем производства в натуральном выражении,
S — постоянные затраты.
В точке критического объема производства имеем нулевую чистую прибыль, отсюда при П=0 получаем выражение для критического объема производства:
Qкритич = S/(p — v).
Для практики предпринимательства важным является также определение минимально допустимого объема производства, при котором уровень рентабельности продукции находится на нижнем приемлемом уровне. Для расчета этого показателя применяется следующая формула:
Qдоп = S/ [(1 — Rпр)*р — v ] , где
Rпр — нижний приемлемый уровень рентабельности.
Чем больше разница между фактическим и критическим объемом производства, тем выше финансовая устойчивость предприятия.
Приведенные выше зависимости позволяют проанализировать степень влияния изменения объема производства на изменение прибыли. При этом возникает эффект производственного левериджа. Производственный леверидж — это степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при колебаниях объема производства. Этот показатель демонстрирует, на сколько процентов изменяется прибыль (убытки) при изменении выручки на 1%. Формула для расчета производственного левериджа имеет вид:
Лпроизв = (В — V)/П = (S + П)/П , где
В — выручка от реализации;
V — переменные затраты на весь объем продукции;
П — балансовая прибыль от реализации (до выплаты налогов);
S — постоянные затраты.
Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем большая опасность подстерегает предприятие при сокращении производства.
Большие постоянные издержки имеют место на предприятиях, оснащенных дорогостоящим оборудованием. Это неликвидные активы и сократить их без потерь при сворачивании производства нельзя. Поэтому, чем больше доля постоянных расходов, тем больше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем позволяют себе только те предприятия, которые обеспечивают значительные объемы производства и сбыта и уверены в перспективе устойчивого спроса на свою продукцию.
Предприятия, которые наряду с собственными средствами используют заемные, испытывают не только предпринимательский, но и финансовый риск. Считается, что наибольший доход обеспечивается тогда, когда на долю собственных средств приходится 60-70%, а на долю заемных 30-40% всех активов предприятия. При этом структура капитала зависит также от объема продаж. Если он небольшой, предприятие может обойтись только собственными средствами. Если же объем продаж превышает определенный уровень, то необходимо и целесообразно привлекать заемный капитал. Привлечение заемных средств повышает рентабельность собственного капитала, и в этом заключается эффект финансового левериджа. Финансовый леверидж — частное от деления относительного изменения дивиденда на одну акцию на относительное изменение прибыли. Таким образом, финансовый леверидж показывает, на сколько процентов изменяется дивиденд при изменении прибыли на 1%, т.е. он характеризует чувствительность дивиденда к изменению прибыли.
Зависимость дивиденда от доли заемных средств в общих активах предприятия довольно сложная. Вначале дивиденд возрастает по мере увеличения доли заемных средств. Это объясняется тем, что сумма платы за все виды кредитов вычитается из прибыли до налогообложения и поэтому заемные ресурсы оказываются относительно дешевыми. Но по мере роста размера заемных средств процентные ставки за привлечение дополнительного капитала возрастают, что связано с ростом финансовой неустойчивости предприятия. Налоговые выгоды от привлечения заемного капитала уменьшаются, в результате чего расчетный дивиденд на акцию снижается. При высоком финансовом леверидже малейшее снижение объема продаж вызывает многократно усиленное падение дивиденда на одну акцию, падение курса акций, снижение рыночной стоимости капитала предприятия.
Полный леверидж — произведение производственного левериджа на финансовый леверидж. Он показывает, на сколько процентов возрастает расчетный дивиденд при росте выручки или объема продаж на 1%. Таким образом, имеются два главных рычага, с помощью которых можно влиять на финансовое положение предприятия. Это нахождение оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции и выбор рациональной структуры капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая «болезнь» предприятия часто подкрадывается незаметно, и чтобы вовремя распознать ее и предотвратить экономический крах, необходим систематический анализ финансового состояния предприятия. В современной России, экономика которой нестабильна, а ее правовые основы еще не до конца разработаны, такой анализ приобретает особенно важное значение. Процедура такого анализа должна включать в себя следующие этапы:
1. Сбор необходимой достоверной информации о финансовом состоянии предприятия;
2. Анализ баланса предприятия на предмет текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и возможности восстановления платежеспособности;
3. Экспресс-анализ финансовой отчетности для обнаружения «болевых точек» деятельности предприятия и определения направлений для углубленного изучения;
4. Параметрический детальный анализ по системе показателей (ликвидности, финансовой устойчивости). Последующее сведение итоговых коэффициентов к обобщающим критериям, ранжирование показателей и применение экспертных оценок;
5. Анализ деловой активности предприятия: отдачи используемых ресурсов, рентабельности и рыночной активности. Прогнозирование возможности банкротства с помощью статистической вероятности;
6. Определение оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции и выбор рациональной структуры капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств;
7. Составление отчета о финансовом состоянии предприятия с указанием рекомендаций по выходу из трудного положения.
Делая вывод, еще раз отметим, что анализ финансового состояния предприятия служит не только средством привлечения деловых партнеров, но и базой принятия управленческого решения. В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 1998
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. Издательство: Питер, 2005 год
5. Грамотенко Т. А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М.: ПРИОР, 1998
6. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
7. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском. – 1999
8. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ финансовой отчетности (Основы балансоведения).; М: Изд-во «Проспект», 2005 год.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2005.
10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1997.
12. Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1995.
13. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. Изд-во: «Инфра-М», 2005.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1999.
Нормативные документы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
[1] Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев; Москва Проспект 2005 год.
[2] Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: – А.В. Грачев. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004
[3] Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев; Москва Инфра – М 2005 год.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.