ПОЛИТИКА. 4.2. Государство. Формы правления
ПОЛИТИКА. 4.2. Государство. Формы государственно — территориального устройства
Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.
Виды государственно-территориального устройства:
· унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
· федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
· конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).
Унитарное государство имеет следующие признаки :
· территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
· единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
· единая структура государственного аппарата на всей территории государства
· единая судебная система;
· единая система законодательства для всего государства;
· одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация
Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Для федерации характерны следующие признаки:
· существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
· возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
· две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
· субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
· двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.
Конфедерация
Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.
Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.
Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 344.