ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
· Власть – общественное явление
· Власть – компонент общества на всех этапах его развития
· Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
· Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
· Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
· авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
· сила
· закон
· богатство
· харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
· власть в масштабе всего общества;
· власть внутри того или иного коллектива ;
· власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
· демократическая
· недемократическая
Виды власти по сферам общественной жизни:
· духовная
· социальная
· экономическая
· политическая
· информационная
· семейно-бытовая
· религиозная и другие
Методы власти:
· демократические и авторитарные
· честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
· господство
· координация
· руководство политическими процессами
· управление делами общества и государства
· организация политической жизни и политических отношений
· Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
· Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
· Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
· Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
· Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
· Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
· Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
· Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
· Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
· международные организации (мегауровень),
· центральные органы государства (макроуровень),
· региональные организации (мезоуровень),
· власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
· легитимность ( поддерживается основной частью населения)
· легальность ( законность)
· результативность
Типы легитимности:
· Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
· Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
· Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
· законодательную;
· исполнительную;
· судебную.
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
· законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
· исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
· судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.
Федерация
Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Для федерации характерны следующие признаки:
· существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
· возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
· две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
· субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
· двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.
Конфедерация
Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.
Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.
Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.
ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
· Власть – общественное явление
· Власть – компонент общества на всех этапах его развития
· Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
· Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
· Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
· авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
· сила
· закон
· богатство
· харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.