ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

· Власть – общественное явление

· Власть – компонент общества на всех этапах его развития

· Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми

· Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит

· Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

· авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)

· сила

· закон

· богатство

· харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

· власть в масштабе всего общества;

· власть внутри того или иного коллектива ;

· власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

· демократическая

· недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

· духовная

· социальная

· экономическая

· политическая

· информационная

· семейно-бытовая

· религиозная и другие

Методы власти:

· демократические и авторитарные

· честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

· господство

· координация

· руководство политическими процессами

· управление делами общества и государства

· организация политической жизни и политических отношений

· Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

· Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти

· Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей

· Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу

· Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.

· Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов

· Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

· Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.

· Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

· международные организации (мегауровень),

· центральные органы государства (макроуровень),

· региональ­ные организации (мезоуровень),

· власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

· легитимность ( поддерживается основной частью населения)

· легальность ( законность)

· результативность

Типы легитимности:

· Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.

· Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.

· Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

· законодательную;

· исполнительную;

· судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

· законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан

· исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами

· судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

 

 

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

· существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации

· возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

· две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

· субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

· двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.

 

ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

· Власть – общественное явление

· Власть – компонент общества на всех этапах его развития

· Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми

· Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит

· Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

· авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)

· сила

· закон

· богатство

· харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.