ТЕМА № 5. Контент-анализ медиатекстов. Феномен их массового успеха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Понятие о контент-анализе медиатекстов. Массовая медиакультура и причины ее успеха (фольклорность основы, развлекательная жанровая направленность, авторская интуиция, система «эмоциональных перепадов», опора на функцию компенсации, рекреацию, учет типологии медиавосприятия и др.). Наиболее популярные жанры и темы медиакультуры. Система рейтингов популярности медиатекстов у аудитории. Система возрастных рейтингов, ограничивающая спектр аудитории медиатекстов.

ТЕМА № 6. Основные технологии социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования

       Виды, цели и задачи социологического анкетирования и тестирования в области медиакультуры и медиаобразования. Анализ характерных примеров (типы анкет, выявляющих наиболее популярные жанры, темы, функции, иные мотивы обращения аудитории разного возраста и пола к тем или иным медиатекстам, эффективность медиаобразовательных курсов и т.д.). Практические задания на разработку и проведения анкетирования и тестирования школьников. Методы математической обработки результатов социологических исследования в области медиакультуры и медиаобразования.

ТЕМА № 7. Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры

Показатели (критерии) развития молодежной аудитории по отношению к медиакультуре: «понятийный» (знания истории и теории медиакультуры, конкретных медиатекстов); «сенсорный» (частота общения с медиатекстами, умение ориентироваться в их потоке, то есть выбирать любимые жанры, темы и т.д.); «мотивационный» (эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиакультурой); «оценочный» или «интерпретационный» (уровень восприятия, способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования медиатекстов, к «отождествлению» с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения); «креативного» (уровень творческого начала в различных аспектах деятельности на медиаматериале, прежде всего в перцептивной, художественной, исследовательской, практической, игровой др.).

 

Список литературы к учебному курсу «Социология медиакультуры»

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная динамика телевизионных ориентаций школьников//Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 21-33.

Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 6-37.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986.

Брунер Дж. Психология познания. М, 1977.

Васильева Т.В. Теле и радиоинформация. – Л.: ЛГУ, 1987.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. – 380 с.

Жабский М.И, Тарасов К.А.., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции – воздействие – востребованность. – М.: Министерство культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. – 376 с.

Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Раскин А.В., Рихтер А.Г. Средства массовой информации постсоветсткой России. М., 2002.

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. - М.: Искусство, 1981. - 167 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.

Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. - М..: Знание, 1986. - 96 с.

Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. – М.: Наука, 1990. – 240 с.

Мейлах В.С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990. - 119 с.

Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. – 188 с.

Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. – М.: Мысль, 1985. – 208 с.

Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. – М., 2000.

Собкин В.С., Шариков А.В. Особенности телевизионных предпочтений учащихся с разным социометрическим статусом// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 53-61.

Собкин В.С., Шариков А.В. Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 38-52.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2004. – 397 с.

Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблема изучения и управления. – М.: Наука, 1986. – 236 с.

Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994.

Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.

Шариков А. Аудиториометрия: теоретический базис//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июль. – С. 6-12.

Шариков А. Закономерности поведения городской телеаудитории в России//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июнь. – С. 31-37.

Шариков А. Основные тенденции в исследованиях аудитории электронных СМИ//Прогресс технологий телерадиовещания: материалы Международного конгресса НАТ. – М.: Национальная ассоциация телерадиовещателей, 2001. – С. 115-118.

Шариков А. Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Май. – С. 22-27.

Шариков А.В. Об исследовании возрастной динамики значимости телевизионных функций для школьников//Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы. – М., 1988. – С. 46-48.

Шариков А.В. Основные количественные параметры телеаудитории//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Август. – С. 6-10.

Шариков А.В. От аудиториометрии к аудиториологии//Журналистика в 1998 году. Ч.IV. – М., 1999. – С.8-10.

Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории М., 1997.

Шариков А.В. Телевизионная аудитория и основные методологические проблемы ее измерения//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Апрель. – С. 18-25.

Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994-1996 гг.)//Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/Сост. и ред. В.П.Коломиец. – М.: Международный институт рекламы, 2001. – С. 109-143.

Шариков А.В. Что смотрят школьники?//Магистр. – 1992. - №3. - С.24-30.

Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. – 1992. - №2. - С. 24-30.

Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций//Психологический журнал. Т.20. – 1999. - №3. – С.28-47.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.

 

3.3.Программа учебного курса «История медиаобразования»

(разработка программы осуществлена совместно с И.В.Челышевой)

Пояснительная записка

 «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

Однако дальнейшее продвижение по пути медиапедагогики будет малоэффективным без знания основных этапов исторического развития медиаобразования в России и за рубежом.

Вот почему актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами истории медиаобразования, что далее станет основой для обретения ими исторически обоснованного представления о медиапедагогике, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока. 

Объект учебного курса – процесс исторического развития медиаобразования..

Предмет учебного курса – основные этапы развития медиаобразования в России и за рубежом.

Цель учебного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития медиаобразования в мире с точки зрения его использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса:

-изучение понятийного аппарата медиаобразования;

-характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире;

-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах;

-изучение творчества выдающихся отечественных и зарубежных медиапедагогов;

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития медиаобразования; на содержательный и исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития медиапедагогики в разных странах, в различные периоды. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» и др.);

-основные этапы исторического развития медиаобразования в России и за рубежом;

-главные черты этапов исторического развития медиаобразования в различные периоды и в разных социокультурных условиях, в конкретных странах;

-современную ситуацию в области развития медиаобразования;

-потенциальные возможности изучения истории медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по истории медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической области.

Оценка итоговых знаний и умений студентов.

Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:

-«отлично»: высокий уровень знания истории развития медиаобразования;

-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знания истории развития медиаобразования;

-«удовлетворительно»: средний уровень знания истории развития медиаобразования;

-«неудовлетворительно»: низкий уровень знания истории развития медиаобразования.

 

Тематический план учебного курса «История медиаобразования»

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
  Введение: предмет, цели и задачи медиаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире 1 -
  Раздел I. История медиаобразования в России  
1 Зарождение и становление медиаобразования (1900-1933) 1 -
2 Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля (1935-1955) 2 2
3 Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период «оттепели» (1956-1968) 6 4
4 Эстетически ориентированное медиаобразование авторитарной эпохи (1969-1985) 6 4
5 Государственная поддержка медиаобразовательного движения в период «перестройки» (1986-1991) 4 4
6 Современное состояние медиаобразования в России 4 4
Раздел II. История медиаобразования в зарубежных странах    
7 Медиаобразование во Франции 4 2
8 Медиаобразование в Великобритании 4 2
9 Медиаобразование в Германии 2 2
10 Медиаобразование в Канаде 6 4
11 Медиаобразование в Австралии 2 -
12 Медиаобразование в США 6 4
13 Современное состояние медиаобразования за рубежом 2 -
14 ИТОГО: 72 час. 40 32

Итоговая форма отчетности – экзамен.

 

Описание программы учебного курса «История медиаобразования»

 Введение: предмет, цели и задачи медиаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире

Современное общество и средства массовой коммуникации. Сравнение различных вариантов формулировок понятий «медиаобра­зование», «медиаграмотность», «медиапедагогика». Терминология медиаобразо­вания: медиа, медиакультура, медиаграмотность, аудиови­зуальное мышление, медиатекст, критическое мышление, медиаязык, и др. Предмет медиаобразования. Цели и содержание ме­диаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире: становление медиаобразования (в первой половине ХХ в.); этап доминирования кинообразования и аудиовизуальной грамотности (в 60-х – 70-х гг. ХХ в.); этап медиаобразования на материале всех видов медиа (с 80-х гг. ХХ в.).

Раздел I. История медиаобразования в России

Тема № 1. Зарождение и становление медиаобразования (1900-1933)

1900-1919: первые кинематографические сеансы для детей. Появление первых работ о воспитательной и образовательной роли медиа (основной материал – кино, пресса, радио). Учебно-просветительский характер медиатекстов, предназначенных для школ.

1919-1933: становление отечественного образования. Активизация медиаобразовательной деятельности (кинолюбительские объединения, движение юнкоров и т.д.). Определение основных направлений медиаобразования. Создание ОДСК (Общества друзей советского кино). Первые попытки организации медиаобразовательных курсов для профессиональных педагогов. Идеологический контроль за процессом медиаобразования со стороны правящего режима.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 394.