Пояснительная записка
Социология медиакультуры и медиаобразования - важнейшая сфера деятельности современного медиапедагога. Социологические методы позволяют осуществить контент-анализ медиатекстов, получить объективную картину медиапредпочтений в конкретной возрастной аудитории, выявить уровни медиавосприятия и способности к анализу медиатекстов, уровни развития аудитории в области медиакультуры, эффективность медиаобразовательных курсов и т.д.
Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно – будущими педагогами) социологии медиакультуры и медиаобразования как эффективного средства выявления уровней медиавосприятия и способности к анализу медиатекстов, уровней развития аудитории в области медиакультуры, эффективности медиаобразовательных курсов и т.д.
Объект учебного курса – процесс социологического исследования в области медиакультуры и медиаобразования.
Предмет учебного курса – основные направления социологии в области медиакультуры и медиаобразования
Цель учебного курса: изучение студентами социологии медиакультуры и медиаобразования с точки зрения использования этих знаний в процессе обучения аудитории.
Задачи учебного курса:
-анализ основных целей и задач социологии в области медиакультуры и медиаобразования;
-анализ процесса медиавосприятия, основных понятий психологии медиавосприятия;
-изучение и анализ типология уровней медиавосприятия;
-изучение и анализ типология уровней оценки (анализа) медиатекстов;
-изучение метода контент-анализа медиатекстов;
-анализ причин феномена массового успеха медиатекстов у аудитории;
-изучение основных технологий социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования;
-изучение классификации показателей развития аудитории в области медиакультуры.
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса социологического исследования в области медиакультуры и медиаобразования.
Методы: анализ научной литературы по социологии медиакультуры и медиаобразования, психологии, педагогике, философии, искусствоведению, культурологии, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Социология», «Психология», «Педагогика», «История образования», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:
-ключевые понятия курса («социология медиакультуры», «медиа», «медиакультура», «медиаобразование», «медиатекст», «контент-анализ», «медиавосприятие», и др.);
-характерные особенности конкретных социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования в разных социокультурных условиях;
-современную ситуацию в области развития социологии медиакультуры и медиаобразования;
Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по социологии в области медиа и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.
Тематический план учебного курса «Социология медиакультуры»
№ | Название темы: | Лекц. (час.) | Практ. (час.) |
1 | Цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования | 2 | - |
2 | Процесс медиавосприятия, понятие о психологии медиавосприятия | 8 | 4 |
3 | Типология уровней медиавосприятия | 4 | - |
4 | Типология уровней оценки (анализа) медиатекстов | 4 | - |
5 | Контент-анализ медиатекстов. Феномен их массового успеха | 7 | |
6 | Основные технологии социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования | 10 | 16 |
7 | Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры | 2 | - |
8 | ИТОГО: 57 час. | 37 | 20 |
Итоговая форма отчетности – экзамен.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 338.