Собеседование является одним из обязательных методов отбора кадров. Основной целью отборочного собеседования является получение ответа на два следующих вопроса.
· Хочет ли кандидат выполнять предлагаемую работу?
· Сможет ли он ее выполнять, причем лучше других?
Можно переформулировать эти два вопроса в один, а именно: обладает ли кандидат требуемой компетенцией? Во-первых, мотивирован ли он на выполнение работы, во-вторых, обладает ли достаточными для ее выполнения знаниями и, наконец, в-третьих, имеет ли кандидат успешный опыт подобной работы. Собеседование, как утверждает Билл Бихем, «должно выявлять специфические характеристики соискателя, которые делают его профессионально пригодным к данной работе. В первую очередь, должны выявляться актуальный опыт и профессиональные навыки, а не ожидания и надежды соискателя, т.е. следует говорить не о том, чем он мечтает заняться в будущем, а о том, чем он занимался в прошлом».
Существуют три типа беседы по найму:
· структурированные интервью (при собеседовании используется стандартные опросные листы);
· слабоформализованные интервью (в собеседование включаются несколько обязательных вопросов);
· свободные интервью.
Наибольшей точностью и объективностью обладают структурированные интервью со стандартизированными и записанными вопросами и ответами, которые в обязательном порядке задаются всем претендентам. Тогда оказывается легче сравнивать их между собой. Тем не менее, если интервьюер отличный специалист в той области, в которой проводится собеседование, если он сам преуспел в ней, то он способен на проведение высокоэффективного слабоформализованного или даже свободного интервью, позволяющих глубже узнать кандидата (его мировоззрение, предпочтения, устремления) и дающих обильную пищу для размышлений. Тем не менее, основное правило собеседования: все результаты собеседования должны быть зафиксированы письменно и сохранены для дальнейшей работы.[3]
Основная задача при проведении собеседования или интервью – разговорить кандидата, выудить у него интересующую вас информацию. Эта задача требует, чтобы интервьюер обладал, по крайней мере, четырьмя умениями:
· задавать, формулировать вопросы;
· контролировать ход собеседования;
· слушать, воспринимать информацию;
· составлять суждение и выносить решение.
Конечно, лица, проводящие собеседование, не застрахованы от ошибок. Подчас можно встретить интервьюеров, делающих выводы о пригодности или непригодности того или иного кандидата по первому впечатлению, т.е. они встречают кандидата, как говорится, «по одежде». Или, как пишет Мишель Арджил, интервьюеры склонны:
· выносить стереотипные суждения, основывающиеся на принадлежности претендента к определенному классу, полу, расе и т.п.;
· выносить необоснованные суждения, базирующиеся иногда на так называемом «эффекте нимба», когда у кандидата обнаруживается какое-то конкретное качество и на основании него предполагается, что он обладает целым рядом других качеств, наличие которых у лица, проводящего собеседование, ассоциируется с этим действительно имеющимся у кандидата качеством;
· допускать слишком большой разброс в оценке кандидатов;
· переоценивать или недооценивать всех кандидатов.
Если говорить о встрече с непосредственным руководителем, то она может происходить в разных формах. Наиболее распространена встреча «один на один». Однако существуют и другие весьма эффективные формы. Например, встреча с двумя сотрудниками компании, один из которых «злой», а другой «добрый». Обычно такая встреча проходит «под давлением», постоянным прессингом кандидата. Или, например, встреча, которую образно можно назвать «метод госэкзамена» или «метод приемной комиссии». Суть его заключается в том, что собеседование проводится одновременно несколькими руководителями компании разных уровней, разных структурных подразделений.
В крупных организациях возможно сочетание различных методов, а не жесткое единообразие и централизованное регулирование. Причем зачастую эти методы отражают специфику подразделений.
Кстати, иногда весьма небесполезно проводить собеседование не только с кандидатами, но и с членами его семьи. Это необходимо, когда кандидату предстоят, например, длительные служебные командировки или когда позиция, на которую претендует кандидат, является одной из ключевых в компании.
Существует пять возможных результатов собеседования:
1. положительное заключение о кандидате для представления на рассматриваемую должность;
2. заключение о возможном сотрудничестве с данным кандидатом в будущем;
3. отрицательное заключение о принципиальной нецелесообразности дальнейшего сотрудничества с данным кандидатом;
4. установление контакта с кандидатом как с потенциальным партнером по бизнесу;
5. выход на новые полезные контакты через рассматриваемого кандидата.
Собеседование не является бесполезным, если получен хотя бы один из перечисленных выше возможных результатов.
Некоторые рекомендации интервьюеру:
1. Необходимо:
· ознакомиться с резюме кандидата до начала собеседования;
· давать только правдивую и полную информацию о своей компании;
· задавать вопросы, требующие от кандидата развернутых ответов;
· преодолевать личную неприязнь (немотивированную) к кандидату, если его квалификация соответствует требованиям;
· предложить кандидату задавать интересующие его вопросы;
· письменно фиксировать результаты собеседования;
· по завершении собеседования проинформировать кандидата о сроках и форме получения информации о результатах интервью.
2. Следует:
· проводить собеседование в служебном помещении;
· в начале собеседования постараться снять напряженность кандидата;
· дать кандидату возможность свободно говорить, не прерывая его;
· ознакомить кандидата с должностной инструкцией;
· вести собеседование в дружелюбной манере.
3. Нежелательно:
· проводить собеседование в спешке;
· отвлекаться от собеседования на телефонные звонки, разговоры с сотрудниками и т.п.;
· проводить собеседование в присутствии других сотрудников или кандидатов (если это не специальная форма проведения интервью);
· задавать вопросы, требующие односложного ответа;
· показывать в любой форме свое личное отношение к кандидату;
· отклонять вопросы кандидата в неделикатной форме.
В заключении этого раздела, можно привести слова американского психолога Джона Сереса:
«Важнейшая задача интервьюера – помочь кандидату рассказать о себе так, чтобы его характер и достоинства проявились в полной мере».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.