Собеседование (интервьюирование)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Собеседование является одним из обязательных методов отбора кадров. Основной целью отборочного собеседования является получение ответа на два следующих вопроса.

· Хочет ли кандидат выполнять предлагаемую работу?

· Сможет ли он ее выполнять, причем лучше других?

Можно переформулировать эти два вопроса в один, а именно: обладает ли кандидат требуемой компетенцией? Во-первых, мотивирован ли он на выполнение работы, во-вторых, обладает ли достаточными для ее выполнения знаниями и, наконец, в-третьих, имеет ли кандидат успешный опыт подобной работы. Собеседование, как утверждает Билл Бихем, «должно выявлять специфические характеристики соискателя, которые делают его профессионально пригодным к данной работе. В первую очередь, должны выявляться актуальный опыт и профессиональные навыки, а не ожидания и надежды соискателя, т.е. следует говорить не о том, чем он мечтает заняться в будущем, а о том, чем он занимался в прошлом».

Существуют три типа беседы по найму:

· структурированные интервью (при собеседовании используется стандартные опросные листы);

· слабоформализованные интервью (в собеседование включаются несколько обязательных вопросов);

· свободные интервью.

Наибольшей точностью и объективностью обладают структурированные интервью со стандартизированными и записанными вопросами и ответами, которые в обязательном порядке задаются всем претендентам. Тогда оказывается легче сравнивать их между собой. Тем не менее, если интервьюер отличный специалист в той области, в которой проводится собеседование, если он сам преуспел в ней, то он способен на проведение высокоэффективного слабоформализованного или даже свободного интервью, позволяющих глубже узнать кандидата (его мировоззрение, предпочтения, устремления) и дающих обильную пищу для размышлений. Тем не менее, основное правило собеседования: все результаты собеседования должны быть зафиксированы письменно и сохранены для дальнейшей работы.[3]

Основная задача при проведении собеседования или интервью – разговорить кандидата, выудить у него интересующую вас информацию. Эта задача требует, чтобы интервьюер обладал, по крайней мере, четырьмя умениями:

· задавать, формулировать вопросы;

· контролировать ход собеседования;

· слушать, воспринимать информацию;

· составлять суждение и выносить решение.

Конечно, лица, проводящие собеседование, не застрахованы от ошибок. Подчас можно встретить интервьюеров, делающих выводы о пригодности или непригодности того или иного кандидата по первому впечатлению, т.е. они встречают кандидата, как говорится, «по одежде». Или, как пишет Мишель Арджил, интервьюеры склонны:

· выносить стереотипные суждения, основывающиеся на принадлежности претендента к определенному классу, полу, расе и т.п.;

· выносить необоснованные суждения, базирующиеся иногда на так называемом «эффекте нимба», когда у кандидата обнаруживается какое-то конкретное качество и на основании него предполагается, что он обладает целым рядом других качеств, наличие которых у лица, проводящего собеседование, ассоциируется с этим действительно имеющимся у кандидата качеством;

· допускать слишком большой разброс в оценке кандидатов;

· переоценивать или недооценивать всех кандидатов.

Если говорить о встрече с непосредственным руководителем, то она может происходить в разных формах. Наиболее распространена встреча «один на один». Однако существуют и другие весьма эффективные формы. Например, встреча с двумя сотрудниками компании, один из которых «злой», а другой «добрый». Обычно такая встреча проходит «под давлением», постоянным прессингом кандидата. Или, например, встреча, которую образно можно назвать «метод госэкзамена» или «метод приемной комиссии». Суть его заключается в том, что собеседование проводится одновременно несколькими руководителями компании разных уровней, разных структурных подразделений.

В крупных организациях возможно сочетание различных методов, а не жесткое единообразие и централизованное регулирование. Причем зачастую эти методы отражают специфику подразделений.

Кстати, иногда весьма небесполезно проводить собеседование не только с кандидатами, но и с членами его семьи. Это необходимо, когда кандидату предстоят, например, длительные служебные командировки или когда позиция, на которую претендует кандидат, является одной из ключевых в компании.

Существует пять возможных результатов собеседования:

1. положительное заключение о кандидате для представления на рассматриваемую должность;

2. заключение о возможном сотрудничестве с данным кандидатом в будущем;

3. отрицательное заключение о принципиальной нецелесообразности дальнейшего сотрудничества с данным кандидатом;

4. установление контакта с кандидатом как с потенциальным партнером по бизнесу;

5. выход на новые полезные контакты через рассматриваемого кандидата.

Собеседование не является бесполезным, если получен хотя бы один из перечисленных выше возможных результатов.

Некоторые рекомендации интервьюеру:

1. Необходимо:

· ознакомиться с резюме кандидата до начала собеседования;

· давать только правдивую и полную информацию о своей компании;

· задавать вопросы, требующие от кандидата развернутых ответов;

· преодолевать личную неприязнь (немотивированную) к кандидату, если его квалификация соответствует требованиям;

· предложить кандидату задавать интересующие его вопросы;

· письменно фиксировать результаты собеседования;

· по завершении собеседования проинформировать кандидата о сроках и форме получения информации о результатах интервью.

2. Следует:

· проводить собеседование в служебном помещении;

· в начале собеседования постараться снять напряженность кандидата;

· дать кандидату возможность свободно говорить, не прерывая его;

· ознакомить кандидата с должностной инструкцией;

· вести собеседование в дружелюбной манере.

3. Нежелательно:

· проводить собеседование в спешке;

· отвлекаться от собеседования на телефонные звонки, разговоры с сотрудниками и т.п.;

· проводить собеседование в присутствии других сотрудников или кандидатов (если это не специальная форма проведения интервью);

· задавать вопросы, требующие односложного ответа;

· показывать в любой форме свое личное отношение к кандидату;

· отклонять вопросы кандидата в неделикатной форме.

В заключении этого раздела, можно привести слова американского психолога Джона Сереса:

«Важнейшая задача интервьюера – помочь кандидату рассказать о себе так, чтобы его характер и достоинства проявились в полной мере».

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.