Анализ и характеристика банковских инноваций в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ и характеристика банковских инноваций в Российской Федерации

 

Студента дневного отделения

группы 5ММЭ-31

Мурашкина Сергея Владимировича

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Киселева Анна Викторовна

 

 

Череповец

2004

Содержание

Введение. 3

Характеристика банковских инноваций. 6

Структура и сущность понятия «банковская инновация». 6

Классификация банковских инноваций. 8

Мировой и отечественный подходы к классификации банковских инноваций. 9

Стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе. 12

Анализ динамики и перспектив развития для конкретных видов банковских инноваций. 14

Продуктовые банковские инновации. 14

Технологические инновации: развитие электронных платежных инструментов. 17

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Приложение. 28

Введение.

В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской  дея­тельности выступает политика постоянных нововведений. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики.

Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.

Второй причиной появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Для того, чтобы вы­жить в условиях рынка необходима многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.

Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих банковских технологий. Именно научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инноваци­онного процесса.

Однако, нововведения в банковском бизнесе включают в себя не только технические или технологические разра­ботки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высо­ким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильности функционирования банков и обеспечивают их экономический рост.

Таким образом, можно выделить три задачи, стоящие перед Российскими банками в современной экономической ситуации.

 Во-первых, расширение набора банковских услуг — платежных, коммерческих, инвестиционных, в целях привлечения клиентов.

Во-вторых, внедрение высокотехнологичного со­временного оборудования (такие возможности доступны только круп­ным российским банкам).

В-третьих, повышение профессионального уров­ня банковских менеджеров. Между тем,  как свидетельствует опыт Институ­та переподготовки и повышения квалификации кад­ров по финансово-банковским специальностям Фи­нансовой академии при Правительстве Российской Федерации (преобразован в 2001 г. в Институт про­фессиональной подготовки и Институт повышения квалификации), который за  23  года  своей  деятельности  выпустил  более 10 тыс. специалистов, учится в основном среднее и низшее звено, а не руководя­щий состав банков, хотя для него предусмотрена  возможность  обучения  по индивидуальному графи­ку [6, с. 62].

Итак, проблема внедрения нововведений в банковском бизнесе является актуальной и наиболее значимой при формировании политики банка, поэтому ее освоение имеет большое значение в рамках изучаемого предмета.

    Цель курсовой работы – проанализировать состояние и перспективы развития банковских инноваций в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

· определить сущность понятия «банковская инновация»;

· изучить существующие в мировой и отечественной практике подходы к классификации банковских инноваций и составить наиболее полную классификацию, согласованную с поставленной целью;

· рассмотреть стратегии разработки банковских инноваций в России;

· с учетом полученной классификации провести анализ динамики внедрения и развития банковских инноваций в Российской Федерации;

· построить трендовые модели и на их основе провести прогноз развития банковских инноваций по конкретным видам нововведений;

· сделать выводы о динамике банковских инноваций и составить практические рекомендации о возможных направлениях их развития.

Объект исследования курсовой работы рынок банковских инноваций на предмет выявления тенденций и перспектив развития современных банковских продуктов, услуг и операций.

 

 

Заключение.

    Первоначально проанализируем, насколько достигнуты цели, поставленные в курсовой работе.

    Итак, в первой части работы определена сущность понятия «банковская инновация», приведены критерии отнесения банковских услуг и продуктов к категории инноваций. Далее были рассмотрены классификации банковских инноваций возникшие в отечественном и мировом опыте нововведений в банковском бизнесе. Для дальнейшего анализа выбрана наиболее общая классификация, охватывающая и мировой, и отечественный рынок банковских инноваций. Затем в работе приведены различные стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе и выделена доминирующая для России на сегодняшний день.

Вторая часть работы посвящена анализу динамики и построению прогноза выделенных типов банковских инноваций (на примере конкретных видов банковских продуктов и услуг).

По результатам проведенного исследования можно сформулировать общие выводы о развитии рынка банковских инноваций в Российской Федерации.

Анализ всех исследованных частных видов банковских инноваций показал, что наблюдается стабильный и достаточно быстрый рост объемов операций. При проведении прогноза во всех случаях наилучшим является линейный тренд, то есть происходит равномерный процесс развития перечисленных видов инноваций. Полученные оценки построенных прогнозов являются значимыми, что указывает на их достоверность.

Однако при более глубоком анализе проблемы и рассмотрении факторов вызвавших прирост показателей развития банковских инноваций, можно сделать выводы о незначительном реальном развитии рассмотренных банковских услуг.

Так, например, рост объемов пластиковых карт на 70% вызван реализацией «зарплатного проекта». Таким образом пластиковые карты используются в основном для получения наличности. Расширение объемов лизинговых операций обусловлено, прежде всего, развитием экономики страны. Прироста же удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды в последние годы практически не наблюдается.

Как уже упоминалось, одной из основных причин появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений.

С другой стороны, как показывает практика, основную долю инноваций составляют нововведения, вызванные научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Данные инновации в процессе внедрения и использования требуют огромных затрат со стороны банка, и доступны только крупным кредитным организациям. В результате мелкие и средние банки не в состоянии оставаться конкурентоспособными на рынке и происходит их поглощение крупными столичными банками.

Таким образом, внедрение технологических инноваций ведет к централизации банковской системы России и, как следствие, снижению конкуренции между кредитными организациями.

Продуктовые инновации наоборот способствуют возникновению конкуренции на рынке банковских услуг, однако доля подобных нововведений в России невелика.

Итак, в целях развития экономики страны необходимо стимулировать введение банками продуктовых инноваций.

России

 

 

Список литературы

1. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балобанова. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

2. Газман В. В. Лизинг в контексте Налогового кодекса // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2003.- №10.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

4. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с.

5. Дёриг Ханс-Ульрих Универсальный банк – банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. – М.: Международные отношения, 2001. – 384 с.

6. Дмитриева Ю.Г., Красавина Л.Н. Значение мирового опыта для модернизации российской банковской системы // Деньги и кредит. – 2001. - №2.

7. Егоров С.Е. Роль АРБ в определении и реализации стратегии развития банковской системы // Деньги и кредит. – 2002. - №5.

8. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. – 440 с.

9. Иванов П.А., Стрельченко Ю.А. Платежи в электронной коммерции // Деньги и кредит. – 2002. - №1.

10. Лысков А.А. Настоящее и будущее виртуальных карточек // Мир карточек. – 2003. - №7.

11.  О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России. – 2002. - №5(583).

12.  Орехова И.А. Конференция «Розничные финансовые услуги в России» о платежных карточках. // Мир карточек. – 2003. - №7

13. Отдельные показатели, характеризующие операции с использованием банковских карт. // Бюллетень банковской информации. – 2003. - №9(124).

14.  Павлова Л.В. Рынок банковских карт в Омской области // Деньги и кредит. – 2002. - №7.

15.  Полищук А.И. Новые банковские услуги и продукты: (Банковские инновации)  // Банковское дело. - 2001. - №1.

16.  Полищук А.И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент). -  М.: Юристъ, 2002. – 478 с.

17.  Рудько-Силиванов В.В., Афанасьев А.А. Интернет-банкинг: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. – 2001. - №8.

18.  Семикова П.В. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. – 2002. - №11.

19. Смирнова Е.П. Плохое дело лизингом не назовут // Известия. - 2001. - №173.

20.  Сорвин С.В. Современные банковские технологии и их влияние на эффективность банковской системы // Деньги и кредит. – 2001. - №9.

21.  Супонин А.В. Карточный проект банка – технологические и функциональные особенности. // Мир каточек. – 2003. - №5-6.

22. Уткин Э.А. Новые финансовые инструменты рынка. – М: изд-во журнала «Дебет - кредит», 1997. – 112 с.

23.  Ямщикова О.Ю., Кузнецов В.А. Рынок платежных карт в России // Банковское дело в Москве. – 2003. - №9(105).

 

Приложение

 

Анализ и характеристика банковских инноваций в Российской Федерации

 

Студента дневного отделения

группы 5ММЭ-31

Мурашкина Сергея Владимировича

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Киселева Анна Викторовна

 

 

Череповец

2004

Содержание

Введение. 3

Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.