В современных условиях особую важность приобретает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и отраслях экономики, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем эффективного использования человеческого фактора на производстве. В связи с этим возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих совокупностью знаний и умений в области работы с персоналом.
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации[3]. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Менеджер по персоналу — профессионально подготовленный специалист, целенаправленно воздействующий на человеческую составляющую организации. Характеристика деятельности менеджера по персоналу предопределяется ее следующими специфическими особенностями:
1) Большим разнообразием содержания профессиональной активности, взаимодействием с представителями различных специальностей, в то время как возможности овладеть различными видами деятельности у одного человека ограничены.
2) Повышенной ответственностью за состояние человеческих ресурсов, кадрового потенциала организации и результаты деятельности, непосредственно связанные с другими людьми.
3) Творческим характером работы при обычном дефиците информации, времени и средств.
4) Особой ролью коммуникативных функций, поскольку деятельность по управлению персоналом протекает посредством общения, работы с людьми.
5) Высокой общей нервно-психической напряженностью.
В качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера по персоналу выделяют[4]:
1) Желание и интерес человека заниматься управлением персоналом.
2) Умение работать с людьми, умение общаться, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
3) Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
4) Оптимальное сочетание раскованности и ответственности в характере;
5) Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
Одним из важнейших требований к психологическим качествам менеджера по персоналу является наличие у специалиста по управлению персоналом разумных личных целей, что крайне важно для успеха в деловой деятельности и карьере.
Весьма значимым для специалиста по управлению персоналом является анализ перспектив личностного развития человека в акмеологический период развития — период взрослости. Примечательной в этом отношении является концепция Абрахама Маслоу, рассматривающая становление личности как процесс самоактуализации[5], предполагающий:
1) Адекватное, безоценочное принятие себя, честность и доверие по отношению к себе.
2) Способность быть спонтанным, непосредственным и естественным
3) Стремление к независимому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир и философского взгляда на понятия добра и зла.
4) Развитие демократичности, единения с другими людьми.
Одно из важнейших значений в деятельности менеджера по персоналу имеют организаторские способности, а также умение управлять трудовыми ресурсами (что и является его работой). Управление трудовыми ресурсами состоит из 9 этапов (рис. 4).
Рис.4. Управление трудовыми ресурсами[6]
Возможно также выведение «формулы» менеджера по персоналу. Менеджер по персоналу – это профессия, ориентированная на системы человек – человек (во вторую очередь на человек - знаковая система), является преобразующей (гностической), использует функциональные средства труда (а также ПК), и работать приходится в бытовом микроклимате (рис. 5).
Рис.5. Менеджера по персоналу.
Таким образом, менеджер по персоналу должен быть сильной личностью, которая должна обладать такими качествами, как коммуникабельность, ответственность, компетентность и т.д. Причем эти качества должны постоянно совершенствоваться, что приведет к улучшению всей его работы в целом.
Подготовка и проведение исследования профессиональной направленности обучающихся
Для того чтобы определить профессиональную направленность студентов специальности «Управление персоналом», надо провести исследования.
Одной из возможностей выяснения профессиональной направленности является проведение тестов на её определение. Наиболее оптимально для этого подходят два теста - психогеометрический тест С. Деллингера, с помощью которого можно провести анализ личности, и дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова.
Свое исследование я проводил в студенческой группе специальности «Управление персоналом», будущая профессия которых – менеджер по персоналу. В тестировании приняли участие 24 человека, оба теста испытуемые проходили индивидуально в соответствии с инструкциями. Ниже представлена сводная таблица на каждого респондента итог проведенных тестирований, в таблице представлены результаты психогеометрии и ДДО Климова (табл.1).
Таблица 1
Банк характеристик студентов специальности
«Управление персоналом»
Код | Номера респондентов | Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х | Психогеометрический тип |
1 | Барковский И. | 2 | 3 | 0 | 0 | 5 | 5,3,1,4,2 |
2 | Березовский И. | 0 | 4 | 5 | 5 | 5 | 1,3,5,2,4 |
3 | Божедомова М. | 2 | 2 | 5 | 3 | 7 | 2,3,5,4,1 |
4 | Бритенкова А. | 5 | 3 | 1 | 0 | 1 | 3,2,5,1,4 |
5 | Букреева Е. | 3 | 1 | 5 | 2 | 7 | 5,3,1,4,2 |
6 | Вискалин В. | 0 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1,2,3,4,5 |
7 | Волкова Е. | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 5,1,4,3,2 |
8 | Гнездилова О. | 2 | 2 | 5 | 5 | 5 | 1,2,4,3,5 |
9 | Костенко С. | 4 | 4 | 6 | 0 | 6 | 3,1,2,4,5 |
10 | Котякова А. | 4 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3,5,1,2,4 |
11 | Кулагина Ю. | 3 | 6 | 3 | 0 | 3 | 5,2,1,4,3 |
12 | Лазарева Н. | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4,2,5,3,1 |
13 | Лукина Д. | 4 | 3 | 6 | 0 | 6 | 5,1,4,3,2 |
14 | Печерина Т. | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3,5,1,4,2 |
15 | Смышляев К. | 3 | 3 | 0 | 0 | 5 | 5,1,3,2,4 |
16 | Тиханова Д. | 3 | 2 | 7 | 3 | 5 | 3,2,4,1,5 |
17 | Хабатулина Ю. | 4 | 0 | 4 | 0 | 0 | 1,3,5,2,4 |
18 | Ходателева О. | 4 | 3 | 6 | 0 | 6 | 5,2,3,4,1 |
19 | Фролова В. | 0 | 0 | 5 | 2 | 5 | 3,2,1,5,4 |
20 | Чечина К. | 2 | 3 | 3 | 0 | 5 | 5,2,3,1,4 |
21 | Чилингарян С. | 1 | 5 | 7 | 3 | 7 | 1,3,2,5,4 |
22 | Южалина Ю. | 3 | 2 | 7 | 3 | 5 | 1,3,5,2,4 |
23 | Якупова Э. | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 5,4,2,1,3 |
24 | Ярмухаметов Э. | 0 | 0 | 2 | 1 | 7 | 5,1,2,3,4 |
Исходя из данных таблицы, наиболее подходящими для работы менеджером по персоналу являются студенты под номерами 2, 6, 8, 17, 21, 22. По данным психогеометрического теста именно эти студенты поставили на первое место треугольник – символ лидерства, а по данным опросника Климова именно они ориентированы на работу в сфере «человек - человек».
Первым тестом стал психогеометрический тест. Были даны пять фигур: зигзаг, круг, прямоугольник, квадрат и треугольник. Надо было определить наиболее понравившуюся и поставить ее под номером один, а остальные фигуры проранжировать в соответствии со своими предпочтениями и записать под соответствующими цифрами.
Ключевой из всех фигур для менеджера по персоналу является треугольник, так как треугольники – это прирожденные лидеры, обладающие пластичностью ума и целенаправленностью. Так же он символизирует лидерство. Поставившие треугольник на первое место личности, как правило, энергичные, сильные личности. Остальные фигуры выражают качества, которые менее необходимы для лидера.
Квадраты - трудолюбивые, упорные личности, в них ярко выражена потребность доводить дело до конца. Выносливые, терпеливые. Слывут эрудитами.
Прямоугольник - фигура, символизирующая непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении.
Зигзаг - несёт креативность, творчество, хотя бы потому, что самый уникальный из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Люди этого типа – идеалисты, они эксцентричны и экспрессивны, неорганизованны и конфликтны. Они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.
Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет рабочий коллектив, т.е. - стабилизирует группу. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Проведя исследования, мною были получены результаты (табл.2).
Таблица 2
Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.