Одной из самых важных проблем в жизни каждого человека является проблема выбора профессии. Выбор профессии должен зависеть не только от наших личных потребностей, но и от наших способностей. Ведь порой, выбрав не лучший вариант, нам приходится переучиваться, подстраиваться под новую работу, что, соответственно, ведет к негативным последствиям (снижению производительности труда, переутомляемости и т.д.). Поэтому так важно рассмотреть профессиональную направленность личности.
Выбор профессии происходит у всех по-разному, но идеальный процесс определения оптимального варианта происходит следующим образом (рис. 1).
Рис.1. Профессиональный выбор
Интерес к профессии – это избирательное отношение, возникающее после просмотра работы другого человека, прочтения книги и т.д.
Склонности — это направленность человека на определенную деятельность в виде устойчивой потребности заниматься ею.
Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.
Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Способности имеют свойство обнаруживаться только при включении в деятельность.
Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.[1]
Таким образом, профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность становится важнейшей в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой выбор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.
Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.
В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Психологи выделяют пять основных профессиональных сфер: профессии типа «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак» и «человек — художественный образ».
Существует специальный опросник (ДДО), разработанный Климовым, показывающий, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Какие же факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии (рис. 2).
Рис. 2. Восемь факторов выбора профессии[2]
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.
Таким образом, профессиональная направленность имеет большое значение при выборе профессии. Интересы, склонности, убеждения, идеалы предопределяют стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Основными факторами влияющими на выбор профессии являются: позиция старших членов семьи; позиция товарищей, подруг; позиция учителей, школьных педагогов; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.