«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему».[7]
Исходя из этого, возникает необходимость выделить более узкое определение конфликта, применимое только к живым существам, в том числе и к человеку. Мельникова Н. А. определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия»[15]. При этом субъектом конфликтного взаимодействия могут выступать отдельный человек, люди или группы людей.
Отсюда Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Сущность конфликта же заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом.
Исходя из всего выше сказанного, полным определением данного понятия можно считать: «конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»[7].
Конфликты проявляются в общении, поведении, деятельности. Это так называемые сферы противодействия субъектов конфликта. Поэтому очевидно, что конфликты изучает не только социальная психология, но и такие науки как военные науки, история, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика и т. д.
Всего выделяют три типа конфликтов:
1. внутриличностные;
2. социальные – межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями;
3. зооконфликты.
Однако, исходя из цели нашей работы, я буду рассматривать только социальные конфликты, а конкретно межличностные.
Природа социального конфликта.
Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) важнейшие жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.
Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.
Конфликтное взаимодействие – это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга. В основе социального конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности; такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Существует насильственная и ненасильственная формы столкновения в конфликте.
Социальный конфликт, включает в себя активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам.
В проблематике конфликтов используются следующие термины: «споры», «дебаты», «торги», «соперничество и контролируемые сражения», «косвенное и прямое насилие».
Функции конфликта.[4]
Позитивные функции конфликта:
1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;
2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;
3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;
5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;
6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;
7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;
8) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Негативные функции межличностных конфликтов:
1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;
3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;
4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;
5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
6) могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов;
7) закрепляют в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;
Объект конфликта – это обязательный элемент конфликта, конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:[4]
1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно;
2) объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;
3) объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть. Это ситуация «мнимого конфликта».
Непременное условие успешного решения конфликта – выявление основного объекта, в противном случае конфликт или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.
Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности, окончание конфликта – прекращение враждебных действий независимо от результата. Пространственные границы конфликта – территория, на которой он происходит.
Система конфликта – совокупность его участников. Наличие в конфликте множества элементов приводит к выводу, что конфликт – не единовременный, а длинный процесс.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающих его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющиеся элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Анализ конфликта предполагает рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта. Существует три стадии развития конфликта: 1) латентная (скрытая); 2) стадия открытого конфликта; 3)стадия разрешения.[19]
На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию.
Признак перехода в открытую стадию – начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятие «эскалация конфликта», т. е. объем, развитие по нарастающей, генерализация. Последствия эскалации зависят от позиции сторон, особенно той, которая имеет наибольший статус, наибольшие ресурсы. Последствия конфликтов могут быть катастрофичны, могут привести даже к уничтожению одной из сторон.
При обоюдном стремлении к взаимным уступкам, компромиссам наступает стадия разрешения конфликта.
Типы конфликтов и способов поведения в них.[4]
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований. По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).
Для аогнистических конфликтов характерны:
1) конфронтация – пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие разногласии и может перерасти в соперничество;
2) соперничество – борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества – приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество может перерасти в конкуренцию;
3) конкуренция – особый тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Антагонистические конфликты делятся на следующие виды:
1) смута – неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, переходящее в возмущение, а затем и негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж , затем в восстание;
2) бунт и мятеж – целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах;
3) восстание – целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста;
4) революция – высшая форма конфликта, крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение широких масс.
Если за критерий принять объект конфликтов, то можно выделить следующие виды конфликтов:
1) экономические – в их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью;
2) социально-политические – в их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями;
3) идеологические – в их основе находятся противоречия во взглядах людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на макро уровне, так и в самых малых объединениях на уровне личности;
4) социально-психологические – могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.;
5) социально-бытовые – связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т. д. Главный из них – дисгармония семейных отношений. Причины конфликта: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
В зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и вызвали конфликт, конфликты бывают материальные, статусно-ролевые и духовные; по направленности – горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); по временным параметрам –кратковременные и длительные.
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех-, и многосторонними. Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс.
Поведение в конфликте.[13]
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;
2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
3. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;
4. унижающие человеческое достоинство действия;
5. угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
6. физическое насилие.
Конфликтные действия могут быть: нормальными, случайными, необдуманными, намеренно враждебными, специально направленные против одной из конфликтующих сторон.
Конфликтное взаимодействие – борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.
Влияние в конфликте – процесс, при котором действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она в свою очередь начинает планировать и предпринимать ответные действия.
Взаимодействие сторон в конфликте – процесс, при котором поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого и конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и т. д.
Американские психологи К. Томас и Р. Килмен выделили пять типичных стилей поведения в конфликте.[5]
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особо важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Сотрудничество. Означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Компромисс. В данном случае действия участников направлены на поиски решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
Основу данной классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Из перечисленных стилей только один – сотрудничество – является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.