Социально-психологические основы напряженностей и конфликтов
Содержание
Введение…………………………………………………….......…………..……..1
Глава 1. Теоретико-методологические основы напряженностей и конфликтов .………………….……………………………………………..…………………...4
§ 1. Понятие и сущность конфликтов и напряженностей…………. ……..…...4
§ 2. Причины детско-родительских конфликтов………………………............14
§ 3. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….........21
Глава 2. Эмпирическая характеристика детско-родительских конфликтов…28
§ 1. Эмпирический анализ детско-родительских конфликтов......………..…..28
§ 2. Связь между уровнем конфликтности в детско-родительских отношениях и агрессивностью……….…………………………………………………….….36
§ 3. Пути оптимизации детско-родительских конфликтов……………..……..38
Заключение…………………………………………………………………….....47
Список использованной литературы…………………….……………….…….49
Приложение………………………………………………………………………51
Введение
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Семейно-бытовые конфликты, которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.
В целях разрешения семейных конфликтов часто применяется психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.
Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о детско-родительских конфликтах для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.
В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских конфликтов в семье. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению агрессивности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.
Объект исследования определили особенности конфликтов и напряженностей.
Предмет исследования обусловили социально-психологические особенности детско-родительских конфликтов и их влияние на агрессивность детей.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что конфликты в детско-родительских отношениях влияет на формирование агрессивности у подростков.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) выявить причины детско-родительских конфликтов;
3) подобрать методики для исследования;
4) рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Степень разработанности: теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность подростка и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи.
В наших исследованиях применялись методики:
1) методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) 2) диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)
3) опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку.
Данное исследование проводилось в 2010 г. в г. Рязани. Всего в исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 12 до 14 лет из неполных семей и их родители (мать – 15 человек) и 15 детей в возрасте от 12 до 14 лет из полных семей (мать – 15 человек). Испытуемые являлись учениками 6-7-х классов и были разделены на 2 группы. В экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети из полных семей.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских конфликтов позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Выводы
Проведя анализ имеющихся данных по вопросу особенностей детско-родительских конфликтов можно сделать следующие выводы. Что конфликт–это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу. Существует огромное количество разнообразных видов конфликтов и их классификация производится в зависимости от ее основания. Нас интересуют детско-родительские конфликты, которые могут выполнять как отрицательные, так и положительные функции. Все детско-родительские конфликты имеет свои этапы, периоды, особенности развития и затухания. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются патогенные особенности личности родителя, влияющего на развитие личности подростка – низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень рефлексии, дезинтеграция, эгоцентричность родителя.
Выводы
Исследование проводилось на выборки подростков из неполных и полных семей и их родителей. Всего было обследовано 30 подростков в возрасте 12-14 лет.
В результате исследования было определено, что уровень проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных и в полных семьях находится в норме. Но у всех детей, воспитывающихся в неполных семьях имеется потенциал агрессии. Также дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Одним из важнейших направлений психологической помощи семье является консультативная работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.
Заключение
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу; кризисы которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфических факторов.
Главным способом исследования разнородных семей по-прежнему остается их сравнительный анализ. По результатам этого анализа можно сделать вывод, что атмосфера в полных и неполных семьях неодинакова (в большинстве случаев ребенок страдает из-за отсутствия одного из родителей). Это в свою очередь сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, которое влечет за собой соответствующее формировании его характера и социальной адекватности в обществе в целом.
В данной работе нами были решены поставленные задачи, а именно:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) выявить причины детско-родительских конфликтов;
3) подобрать методики для исследования;
4) рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
При их решении мы углубились в проблемы семьи. Справедливости ради стоит сказать, что и в полных семьях бывает недопонимание между родителями и детьми. Но связано это, скорее всего с попытками старших научить «жизни» свое чадо, или из-за разных жизненных ценностей у поколений-родителей и поколений-детей. Но факты остаются фактами, и по статистики дети из неполных семей чаще подвержены психологическим нагрузкам, чем их ровесники из полных.
Даже в полной семье нужно в первую очередь думать как та или иная ситуация может отразиться на состоянии ребенка. Что уж говорить о неполных семьях, где дети и так обделены достатком внимания недостающего родителя и постоянно находятся в стрессонеустойчивом состоянии и противостоять новым проблемам им крайне сложно.
В данной работе предполагалась следующая гипотеза о том, что конфликт в детско-родительских отношениях влияет на формирование агрессивности у подростков. При помощи методики Басса-Дарки она подтвнрдилась: чем выше конфликтность в детско-родительских отношениях, теми больше агрессивность развивается у подростков.
Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными.
Список литературы:
1. Айзенк Ганс. Язык счастья. М – ЭКСМО-Пресс, 2002 г.
2. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток" М:"Просвещение", 1991 г.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. "Словарь-справочник по психологической диагностке" Киев: "Наукова думка", 1989г.
5. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006.
6. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru
7. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в детско-родительских группах), М., 2006г. Аудиозапись.
8. Замедлина Е. А. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.
9. Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г.
10. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
11. Колесникова Г.И. Основы психологического консультирования для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону – «ФЕНИКС», 2004 г.
11. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999г.
12. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
13. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Мн.: Высш. шк., 1986.
14. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: 1997г.
15. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
16. Мельникова Н. А. Шпаргалка по социальной психологии. М – Аллель-2000, 2005г., с.27
17. Станкин М. И. Психология общения. Курс лекций. М – Московский психолого-социальный институт; Воронеж – НПО «МОДЕК», 2000г.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.
19. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
20. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
21. Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
22. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003
23. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
24. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.
25. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.
Приложение 1
Тест опросника Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Таблица 1
Ключ к методике Басса-Дарки
1 | Физическая агрессия | Да | 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 |
Нет | 9, 17, 41 | ||
2 | Косвенная агрессия | Да | 2, 18, 34, 42, 56, 63 |
Нет | 10, 26, 49 | ||
3 | Раздражение | Да | 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
Нет | 11, 35, 69 | ||
4 | Негативизм | Да | 4, 12, 20, 23, 36 |
5 | Обида | Да | 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 |
Нет | 44 | ||
6 | Подозрительность | Да | 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
Нет | 65, 70 | ||
7 | Вербальная агрессия | Да | 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
Нет | 39, 66, 74, 75 | ||
8 | Угрызения совести, чувства вины | Да | 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 |
Приложение 2
Таблица 2
Результаты диагностики агрессивности по методике Басса-Дарки (подростки из неполной семьи)
Дети | Виды агрессивности по Бассу-Дарки | ||||||||
ОА | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | |
Александр М. | 36 | 10 | 8 | 4 | 3 | 36 | 3 | 14 | 9 |
Александра В. | 42 | 10 | 9 | 8 | 5 | 7 | 8 | 13 | 8 |
Борис Л. | 37 | 10 | 9 | 6 | 7 | 5 | 4 | 12 | 7 |
Виктор М. | 39 | 10 | 8 | 10 | 4 | 4 | 5 | 11 | 6 |
Вячеслав А. | 28 | 6 | 5 | 9 | 1 | 8 | 8 | 8 | 4 |
Василий С. | 24 | 7 | 4 | 6 | 5 | 6 | 3 | 7 | 3 |
Дима А. | 40 | 10 | 8 | 10 | 3 | 5 | 5 | 12 | 6 |
Евгений З. | 39 | 9 | 9 | 7 | 5 | 4 | 3 | 13 | 7 |
Екатерина Ш. | 39 | 8 | 9 | 10 | 1 | 7 | 5 | 12 | 6 |
Игорь Н. | 25 | 7 | 4 | 5 | 2 | 3 | 2 | 9 | 5 |
Ирина С. | 21 | 6 | 5 | 4 | 3 | 4 | 6 | 6 | 4 |
Максим С. | 32 | 9 | 6 | 5 | 4 | 6 | 5 | 12 | 5 |
Наталья З. | 19 | 5 | 4 | 5 | 1 | 5 | 8 | 5 | 3 |
Павел Г. | 24 | 4 | 5 | 5 | 4 | 8 | 7 | 10 | 9 |
Юлия Х. | 33 | 9 | 4 | 10 | 2 | 3 | 4 | 10 | 6 |
Таблица 3
Результаты диагностики агрессивности по методике Басса-Дарки (подростки из полной семьи)
Дети | Виды агрессивности по Бассу-Дарки | ||||||||
ОА | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | |
Александр И. | 41 | 10 | 8 | 10 | 5 | 3 | 10 | 13 | 4 |
Александр С. | 28 | 9 | 5 | 3 | 1 | 6 | 5 | 11 | 3 |
Анна П. | 22 | 5 | 4 | 3 | 3 | 8 | 4 | 10 | 6 |
Антон Д. | 25 | 7 | 5 | 5 | 1 | 5 | 9 | 8 | 9 |
Владимир Р. | 19 | 4 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 8 | 5 |
Елена Б. | 28 | 8 | 6 | 5 | 2 | 5 | 4 | 9 | 4 |
Евгений С. | 35 | 10 | 8 | 4 | 3 | 7 | 5 | 13 | 8 |
Елизавета Е. | 40 | 10 | 9 | 10 | 4 | 3 | 7 | 11 | 4 |
Милана А. | 27 | 9 | 8 | 6 | 5 | 4 | 10 | 4 | 7 |
Мария Х. | 37 | 10 | 9 | 6 | 2 | 4 | 6 | 12 | 5 |
Роман Т. | 26 | 9 | 7 | 5 | 4 | 3 | 7 | 5 | 4 |
Светлана Б. | 22 | 3 | 5 | 6 | 3 | 2 | 5 | 8 | 4 |
Софья Ж. | 33 | 7 | 9 | 5 | 1 | 4 | 9 | 12 | 3 |
Татьяна Я. | 20 | 4 | 6 | 4 | 2 | 6 | 8 | 6 | 5 |
Юлия М. | 28 | 5 | 6 | 7 | 5 | 8 | 9 | 10 | 6 |
Приложение 3
Опросник родительского отношения(А.Я Варга, В.В.Столина)
Инструкция.
«Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».
Вопросы.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребенке.
22. К моему ребенку липнет всё дурное.
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное – приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов.
Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
Положительные ответы:
1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.
1. Принятие – отвержение.
Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете, индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду. Не доверяете ему, и не уважаете его.
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете проявлять ему самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация.
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателями отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник.
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
Приложение 4
Таблица 3
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье
№ пп | Принятие | Кооперация | Симбиоз | Гиперсонализа ция | «Маленький неудачник» |
1. | 54 | 49 | 39 | 14 | 85 |
2. | 68 | 80 | 75 | 32 | 15 |
3. | 54 | 80 | 39 | 32 | 70 |
4. | 92 | 49 | 39 | 32 | 85 |
5. | 77 | 49 | 75 | 96 | 85 |
6. | 31 | 31 | 87 | 84 | 97 |
7. | 12 | 49 | 58 | 32 | 46 |
8. | 89 | 31 | 20 | 32 | 46 |
9. | 4 | 19 | 39 | 4 | 46 |
10. | 31 | 49 | 39 | 4 | 70 |
11. | 96 | 49 | 87 | 96 | 97 |
12. | 84 | 49 | 39 | 69 | 93 |
13. | 77 | 80 | 58 | 84 | 70 |
14. | 54 | 80 | 39 | 14 | 46 |
15. | 31 | 80 | 75 | 54 | 46 |
Ср.зн. | 56,9 | 56,6 | 55,3 | 49,3 | 66,85 |
Таблица 4
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье
№ пп | Принятие | Кооперация | Симбиоз | Гиперсонализа ция | «Маленький неудачник» |
1. | 9 | 80 | 5 | 69 | 46 |
2. | 97 | 49 | 75 | 69 | 15 |
3. | 77 | 12 | 93 | 69 | 85 |
4. | 89 | 31 | 75 | 32 | 70 |
5. | 68 | 49 | 75 | 69 | 93 |
6. | 31 | 80 | 75 | 14 | 70 |
7. | 54 | 80 | 93 | 32 | 46 |
8. | 68 | 49 | 93 | 84 | 70 |
9. | 77 | 80 | 87 | 54 | 70 |
10. | 68 | 31 | 20 | 69 | 97 |
11. | 89 | 80 | 87 | 84 | 46 |
12. | 12 | 80 | 97 | 69 | 70 |
13. | 4 | 31 | 39 | 32 | 46 |
14. | 31 | 49 | 87 | 69 | 70 |
15. | 12 | 80 | 75 | 54 | 70 |
Ср.зн. | 51,9 | 63,05 | 63,85 | 49,95 | 62,1 |
Приложение 5
Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов».
5 — несомненно, да (полное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
********************
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем достоинствах.
8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным(ой) и способным(ой), как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им (ей).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Обработка результатов опросника ВРР.
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образок ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1.
В бланках-«ключах» обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-ой шкале относятся утверждения: 1,13, 25, 37, 49; к 10-ой шкале -12, 24, 36, 48, 60; к 3-ей шкале - 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.
Таблица 5
Ключ к опросснику ВРР.
№ | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Ср. сумма | ||||
1 | 13 | *** | 25 | 37 | 49 | 1 | ||||
2 | 14 | *** | 26 | 38 | *** | 50 | *** | 2 | ||
3 | *** | 15 | 27 | 39 | *** | 51 | *** | 3/2 | ||
4 | *** | 16 | 28 | 40 | 52 | 4 | ||||
5 | 17 | 29 | 41 | *** | 53 | |||||
6 | *** | 18 | *** | 30 | 42 | 54 | *** | 5/2 | ||
7 | *** | 19 | *** | 31 | *** | 43 | *** | 55 | ||
8 | 20 | 32 | 44 | 56 | 6 | |||||
9 | *** | 21 | 33 | 45 | 57 | *** | 7 | |||
10 | *** | 22 | *** | 34 | *** | 46 | *** | 58 | *** | 8 |
11 | 23 | 35 | 47 | 59 | 9 | |||||
12 | 24 | 36 | 48 | *** | 60 | 10 |
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:
1. Нетребовательность — требовательность.
2. Мягкость — строгость.
3. Автономность — контроль.
4. Эмоциональная дистанция — близость.
5. Отвержение — принятие.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
7. Несогласие — согласие.
8. Непоследовательность — последовательность.
9. Авторитетность родителя.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).
Приложение 6
Регистрациооный бланк
Ф.И.О_________________________________________
Возраст___________Образование__________________
Ф.И ребенка____________________________________
Его возраст_____________________________________
Таблица 6
№ | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Ср. сумма | ||||
1 | 13 | 25 | 37 | 49 | ||||||
2 | 14 | 26 | 38 | 50 | ||||||
3 | 15 | 27 | 39 | 51 | ||||||
4 | 16 | 28 | 40 | 52 | ||||||
5 | 17 | 29 | 41 | 53 | ||||||
6 | 18 | 30 | 42 | 54 | ||||||
7 | 19 | 31 | 43 | 55 | ||||||
8 | 20 | 32 | 44 | 56 | ||||||
9 | 21 | 33 | 45 | 57 | ||||||
10 | 22 | 34 | 46 | 58 | ||||||
11 | 23 | 35 | 47 | 59 | ||||||
12 | 24 | 36 | 48 | 60 |
Приложение 7
Таблица 7
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей
№ | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | |
1 | 77 | 13 | 60 | 25 | 54 | 37 | 54 | 49 | 48 | 290 |
2 | 61 | 14 | 46 | 26 | 33 | 38 | 35 | 50 | 42 | 217 |
3 | 28 | 15 | 60 | 27 | 44 | 39 | 32 | 51 | 84 | 262,5 |
4 | 33 | 16 | 69 | 28 | 69 | 40 | 82 | 52 | 24 | |
5 | 79 | 17 | 108 | 29 | 90 | 41 | 37 | 53 | 90 | 404 |
6 | 78 | 18 | 56 | 30 | 75 | 42 | 64 | 54 | 44 | 318 |
7 | 73 | 19 | 72 | 31 | 58 | 43 | 64 | 55 | 52 | |
8 | 80 | 20 | 82 | 32 | 77 | 44 | 94 | 56 | 79 | 412 |
9 | 43 | 21 | 50 | 33 | 48 | 45 | 81 | 57 | 57 | 279 |
10 | 78 | 22 | 71 | 34 | 68 | 46 | 73 | 58 | 75 | 365 |
11 | 41 | 23 | 44 | 35 | 37 | 47 | 29 | 59 | 33 | 184 |
12 | 65 | 24 | 89 | 36 | 85 | 48 | 69 | 60 | 78 | 386 |
Таблица 8
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из неполных семей
№ | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | |
1 | 87 | 13 | 72 | 25 | 52 | 37 | 53 | 49 | 50 | 314 |
2 | 66 | 14 | 53 | 26 | 33 | 38 | 41 | 50 | 51 | 244 |
3 | 31 | 15 | 61 | 27 | 43 | 39 | 36 | 51 | 84 | 274 |
4 | 37 | 16 | 73 | 28 | 69 | 40 | 84 | 52 | 30 | |
5 | 80 | 17 | 89 | 29 | 92 | 41 | 44 | 53 | 88 | 393 |
6 | 92 | 18 | 66 | 30 | 77 | 42 | 68 | 54 | 43 | 355,5 |
7 | 87 | 19 | 86 | 31 | 67 | 43 | 74 | 55 | 51 | |
8 | 84 | 20 | 85 | 32 | 71 | 44 | 89 | 56 | 77 | 406 |
9 | 47 | 21 | 59 | 33 | 51 | 45 | 87 | 57 | 56 | 300 |
10 | 92 | 22 | 85 | 34 | 80 | 46 | 85 | 58 | 81 | 423 |
11 | 40 | 23 | 43 | 35 | 45 | 47 | 32 | 59 | 42 | 202 |
12 | 70 | 24 | 92 | 36 | 84 | 48 | 84 | 60 | 80 | 410 |
Приложение 8
Приложение 9
«Очищение от тревог»
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Приложение 10
«Пойми меня»
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Приложение 11
Релаксация «Полет бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Социально-психологические основы напряженностей и конфликтов
Содержание
Введение…………………………………………………….......…………..……..1
Глава 1. Теоретико-методологические основы напряженностей и конфликтов .………………….……………………………………………..…………………...4
§ 1. Понятие и сущность конфликтов и напряженностей…………. ……..…...4
§ 2. Причины детско-родительских конфликтов………………………............14
§ 3. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….........21
Глава 2. Эмпирическая характеристика детско-родительских конфликтов…28
§ 1. Эмпирический анализ детско-родительских конфликтов......………..…..28
§ 2. Связь между уровнем конфликтности в детско-родительских отношениях и агрессивностью……….…………………………………………………….….36
§ 3. Пути оптимизации детско-родительских конфликтов……………..……..38
Заключение…………………………………………………………………….....47
Список использованной литературы…………………….……………….…….49
Приложение………………………………………………………………………51
Введение
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Семейно-бытовые конфликты, которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.
В целях разрешения семейных конфликтов часто применяется психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.
Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о детско-родительских конфликтах для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.
В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских конфликтов в семье. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению агрессивности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.
Объект исследования определили особенности конфликтов и напряженностей.
Предмет исследования обусловили социально-психологические особенности детско-родительских конфликтов и их влияние на агрессивность детей.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что конфликты в детско-родительских отношениях влияет на формирование агрессивности у подростков.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) выявить причины детско-родительских конфликтов;
3) подобрать методики для исследования;
4) рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Степень разработанности: теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность подростка и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи.
В наших исследованиях применялись методики:
1) методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) 2) диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)
3) опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку.
Данное исследование проводилось в 2010 г. в г. Рязани. Всего в исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 12 до 14 лет из неполных семей и их родители (мать – 15 человек) и 15 детей в возрасте от 12 до 14 лет из полных семей (мать – 15 человек). Испытуемые являлись учениками 6-7-х классов и были разделены на 2 группы. В экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети из полных семей.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских конфликтов позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.