Риск форс-мажорных обстоятельств зависит от наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникающих в результате чрезвычайных и непредотвратимых событий (например, стихийное бедствие, война, эмбарго, введение валютных ограничений, забастовки и т.д.).
Обеспечение непрерывности бизнеса, то есть способность постоянно и непрерывно поддерживать осуществление финансовых операций в любых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, является приоритетной задачей кредитной организации и важнейшим фактором финансовой устойчивости банковской системы в целом.
Очевидно, что перебои в проведении операций одним банком могут вызвать затруднения в работе других, провоцируя тем самым нарушения в деятельности финансовой системы, что, в свою очередь, подрывает доверие к ней отечественных и зарубежных участников финансового рынка. В этой связи управление непрерывностью деятельности кредитных организаций находится под пристальным вниманием органов банковского регулирования и надзора большинства стран мира и, как правило, регламентируется соответствующими нормативными документами.
Внимание к обеспечению непрерывности бизнеса обострилось после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда в результате террористического акта возникла угроза остановки деловых операций ряда компаний. Впоследствии ряд террористических актов в Лондоне, Стамбуле, Мадриде и других странах, крупномасштабные природные катастрофы, вспышки смертельно опасных заболеваний только подтвердили необходимость управления, непрерывностью бизнеса, продемонстрировав высокую степень риска крупных операционных нарушений для деятельности финансовой системы.
Разработка рекомендаций, а затем и требований к управлению непрерывностью бизнеса изначально концентрировалась на проблемах национального уровня. По мере решения более масштабных задач (например, обеспечение устойчивости транснациональных банков и сохранение функциональности финансовой системы по регионам их присутствия) вопрос о разработке стандартов по управлению непрерывностью бизнеса переместился на международный уровень. Во многих странах мира на законодательном уровне закреплены требования по управлению непрерывностью деятельности банков, разработаны методики формирования соответствующих планов, в том числе в виде вопросников по отдельным направлениям бизнеса банков для органов надзора, доступных для широкого пользования.
В России тема управления непрерывностью деятельности кредитных организаций получила актуальность в марте 2009 года в связи с внесением Банком России дополнений в Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", а именно Приложения 5 "Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения" (далее - план ОНиВД) [15]. Дополнения устанавливают необходимость наличия планов ОНиВД и весьма конкретно определяют требования надзорного органа к их структуре и содержанию.
Непрерывность бизнеса банка определяется, как способность выполнять бизнес-процессы и поддерживать их непрерывное и согласованное взаимодействие, обеспечивая тем самым реализацию целей деятельности банка при любых условиях, включая форс-мажор. План по обеспечению непрерывности деятельности по сути своей является одним из инструментов управления операционным риском в части поддержания бизнес-процессов и, соответственно, обеспечения операционной устойчивости.
Наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности важно для любой организации не только в целях соблюдения требований надзорного органа, но и с точки зрения алгоритмизации своих действий по снижению последствий нарушения непрерывности деятельности, которые могут быть операционными, финансовыми, юридическими, репутационными.
План по обеспечению непрерывности деятельности особое внимание уделяет характеру воздействия, а не источникам нарушений. При этом план должен содержать подробные указания по восстановлению деловых операций после их нарушения до уровня, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств за определенный период времени.
Еще до принятия Банком России дополнений в Положение N 242-П многими российскими банками в той или иной степени продумывался перечень чрезвычайных обстоятельств и, соответственно, план действий при их наступлении.
При этом далеко не всегда это был формализованный документ, а если и был, то покрывал лишь часть рисков, связанных с проблемами, которые руководство банка, исходя из специфики и условий деятельности и собственного опыта ведения бизнеса, а также стратегических целей и задач, считало наиболее вероятными и существенными. Кроме того, зачастую планы действий банка при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывались различными подразделениями параллельно, поэтому могли дублировать или даже противоречить друг другу. И самое главное, планы могли и не ориентироваться на восстановление деятельности банка в целом.
В соответствии с рекомендациями Банка России, разработанными с учетом международного опыта, планирование обеспечения непрерывности в банке должно строиться по модульному принципу. Это означает, что кредитная организация не должна ограничиваться одним документом, описывающим процесс обеспечения непрерывности бизнеса банка в целом. Планы должны разрабатываться для отдельных структурных подразделений и отдельных направлений деятельности банка и быть при этом комплексными (в соответствии с Положением N 242-П и с учетом международного опыта, в том числе принципов Базельского комитета по банковскому надзору).
Процесс составления плана по обеспечению непрерывности деятельности следует начать с определения перечня критически важных для банка процессов, обязательств, систем, объектов. Для этого следует провести анализ документов, описать основные процессы и продукты, в случае необходимости организовать целевые встречи с персоналом.
Для большинства кредитных организаций ключевыми являются следующие бизнес-процессы (по степени приоритетности):
обслуживание клиентов;
обработка информации и осуществление платежей;
обеспечение безопасности, в том числе информационной;
финансовый мониторинг и управление рисками;
операции по привлечению и размещению ресурсов и т.д.
Среди объектов, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы банков, следует рассматривать:
персонал;
средства связи;
технологии;
оборудование;
систему платежей;
достаточность ликвидных средств;
административно-хозяйственные расходы;
операции, в которых используется механический ввод данных, и т.д.
Данные объекты следует принимать во внимание и при оценке существенности события, повлекшего за собой нарушение непрерывности деятельности банка, и при разработке мероприятий по ее восстановлению.
Далее банку следует определить набор возможных негативных событий, чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на деятельность банка в целом или одного из его структурных подразделений. В своих рекомендациях Банк России (Приложение 5 к Положению N 242-П) обращает внимание банков на классификацию рисков, установленную Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также на проявление таких факторов, как выход из строя технических средств, сбои в работе автоматизированных информационных систем банка, нарушение коммунальной инфраструктуры, перебои в электроснабжении, непредвиденный дефицит ликвидности банка, в том числе по причине потери деловой репутации, отказ кредитных организаций-корреспондентов или организаций-контрагентов от исполнения своих обязательств.
Таким образом, Банк России в Приложении 5 к Положению N 242-П предоставляет кредитным организациям, по сути, "шпаргалку" в виде перечня чрезвычайных обстоятельств, которые остается только оценить по степени вероятности наступления для конкретного банка и по тяжести возможных последствий для непрерывности его деятельности.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций может быть оценена на основе конкретных условий расположения объектов кредитной организации, особенностей климатических зон. Например, для банка, расположенного на равнине и на приличном расстоянии от природных водоемов, довольно странно указывать в перечне чрезвычайных событий цунами или оползень. При этом такие события, как пожар, аварии систем жизнеобеспечения, веерное отключение электроэнергии и перебои в электроснабжении, являются актуальными для всех банков вне зависимости от места расположения.
В целях обеспечения ясности понимания угроз, которые могут внести перебои в осуществление бизнес-процессов, кредитным организациям следует отразить их в плане в структурированном виде, например: зависящие от человеческого фактора, техногенные, природно-техногенные, природные.
Следующий шаг при разработке плана ОНиВД - построение матрицы, позволяющей оценить тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций для банка. Требуется выявить и рассмотреть как внутренние, так и внешние риски и оценить влияние каждого нарушения.
Матрица строится путем сопоставления перечней бизнес-процессов, которые банк выделил в качестве ключевых, и чрезвычайных обстоятельств. При этом банку следует определить для себя критерии непрерывности процессов. Мерилом могут служить условия соответствующих договоров, стандарты и сложившаяся практика (например, последовательности операций в рамках процесса) и требования законодательства РФ, нормативных актов Банка России. К показателям восстановления (внутренних банковских процессов, возможности исполнения договоров, работоспособности систем) могут быть отнесены: приемлемые сроки восстановления, допустимый размер материальных и/или трудовых затрат, допустимый размер потерь (например, информации).
После определения влияния различных событий на непрерывность бизнеса банку необходимо детально проработать схему информирования руководства и ответственных подразделений, которую следует описать в форме алгоритма (последовательных действий). В данном разделе плана определяются функции и устанавливается ответственность отдельных лиц за принятие мер по устранению операционных нарушений, а также содержатся указания, касающиеся порядка преемственности руководства в случае, если ответственные лица окажутся не в состоянии выполнять свои функции.
Следующий этап процесса планирования ОНиВД - формирование плана мероприятий по восстановлению бизнес-процессов, подвергшихся нарушениям в результате какого-либо чрезвычайного обстоятельства (стратегия восстановления). Банк разрабатывает сценарии восстановления бизнес-процессов, исходя из анализа сложившейся ситуации и возможной степени тяжести воздействия конкретного негативного события. К данному разделу банк должен подойти максимально ответственно, поскольку здесь требуется реалистичная оценка собственных резервов и возможностей для нейтрализации последствий чрезвычайных обстоятельств.
Разрабатывая сценарии восстановления бизнес-процессов, банк должен предусмотреть наиболее эффективный баланс между необходимыми вложениями в обеспечение непрерывности деятельности и степенью риска. В этой связи важно подключить к работе по составлению плана все структурные подразделения - как непосредственно связанные с осуществлением банковских операций и иных сделок, так и обеспечивающие деятельность банка в целом.
При разработке сценариев банку следует учесть потери, связанные с объектами, оказывающими существенное влияние на бизнес-процессы, к примеру потерю основного персонала, сбои в транспортных, телекоммуникационных, коммунальных системах или иных основных инфраструктурных составляющих. Банкам следует учесть и другой ключевой элемент - продолжительность сбоя. При крупномасштабной аварии или ином событии, затрагивающим обширную территорию, инфраструктура банка может быть уничтожена либо сильно повреждена, что потребует продолжительного времени для восстановления непрерывности бизнес-процессов.
Мероприятия и контрольные механизмы, разрабатываемые в процессе составления плана ОНиВД, должны быть направлены на предотвращение потерь, смягчение последствий или оптимизацию реагирования на возникновение ущерба. Мероприятия по восстановлению непрерывности бизнеса должны разрабатываться с учетом того, что их будет реализовывать персонал, который, несмотря на обучение, меньше знаком с тонкостями бизнес-процессов, чем постоянный кадровый состав. Следовательно, основными подходами при проектировании систем для работы в нештатной ситуации и документировании процедур в случае их наступления должны быть простота и практичность, что позволит действовать эффективно в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Базельский комитет по банковскому надзору в своих Руководящих принципах обеспечения непрерывности деятельности рекомендует оценивать адекватность разрабатываемых мероприятий по восстановлению по трем важным направлениям:
1) при возникновении чрезвычайной ситуации, влекущей за собой значительные последствия, банк должен позаботиться о возможности переезда головного офиса в другое помещение. Такое помещение должно быть достаточно удалено от района основного расположения головного офиса и по возможности не должно зависеть от его физической инфраструктуры, в том числе систем жизнеобеспечения, энергоснабжения, телекоммуникационной сети и т.д. При соблюдении данного условия сводится к минимуму риск вывода из строя обеих территорий в результате наступившего события;
2) кредитной организации следует рассмотреть вопрос об обеспечении наличия информационной и методической платформ на альтернативных местах базирования, а также необходимого оборудования и систем, чтобы восстановить критически важные операции и оказывать услуги в течение достаточно длительного времени, если на основной территории объекты серьезно повреждены или туда затруднен доступ из-за последствий операционного нарушения;
3) необходимо учитывать вероятные затруднения с использованием персонала основной территории. В плане обеспечения непрерывности бизнеса должны быть предусмотрены меры для того, чтобы задействовать соответствующий по количеству и уровню подготовки персонал. Например:
задействовать персонал наиболее эффективных филиалов (при наличии у банка филиальной сети);
разместить персонал головного офиса на альтернативных местах базирования на постоянной основе (например, в случае распределения рабочих функций между двумя территориями);
провести обучение смежным специальностям работников, располагающихся на альтернативных местах базирования или приглашаемых из других мест;
обеспечить возможность перемещения с основной территории ведения бизнеса в краткосрочный промежуток времени части работников, необходимых для выполнения требований по реализации целей восстановления;
организовать прием на работу сотрудников, которые проживают от основного места расположения организации на предельном для ежедневных поездок расстоянии.
Однако иногда географического разделения может быть недостаточно, особенно в сценариях с террористическими актами. При данных сценариях объекты могут пострадать независимо от их местонахождения. Предупредительной мерой против террористического акта является обеспечение, насколько возможно, анонимности места передислокации головного офиса. Данные объекты должны быть полностью работоспособны, достаточно производительны и готовы обрабатывать более высокие объемы информации, чем в обычный операционный день.
План ОНиВД должен содержать перечень мероприятий банка, проведение которых необходимо после ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, банк должен предусмотреть порядок расследования причин чрезвычайной ситуации, разработку профилактики их возникновения, определения объема причиненного вреда, потерь из-за неиспользованных возможностей.
В плане отдельным блоком следует отразить также перечень повседневных процедур и регламентов, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, в том числе:
резервное копирование данных и наличие резервных источников энергии;
процедуры восстановления функционирования и/или осуществления поддержки в течение времени использования, разработки, настройки и обслуживания автоматизированных информационных систем;
осуществление контроля за безопасностью и обоснованностью доступа к системам, программам, оборудованию, данным, помещениям;
заключение договоров с контрагентами на оказание услуг (работ), обеспечивающих реализацию плана ОНиВД (в том числе страхование рисков и компенсация убытков), очередность и сроки их выполнения.
Управление непрерывностью бизнеса является составной частью политики управления рисками банка. Соответственно, политики, стандарты и процессы управления непрерывностью бизнеса должны быть внедрены во все сферы деятельности банка и потому вызывать пристальный интерес со стороны службы внутреннего контроля (далее - служба ВК).
Сотрудники службы ВК должны рассматривать и каждый модуль плана ОНиВД, и систему управления непрерывностью деятельности банка в целом. Периодичность и глубина рассмотрения определяются значимостью для банка отдельных бизнес-процессов (по результатам оценки связанных с ними рисков) и вероятностью их нарушений.
Службу внутреннего контроля должны волновать прежде всего такие вопросы, как:
своевременность обновления и пересмотра планов ОНиВД и сопутствующей им документации;
доведение регламентов по непрерывности деятельности банка до сведения всех заинтересованных лиц (руководства банка, ответственных подразделений или отдельных работников);
покрытие планами ОНиВД и сопутствующими им документами всех существенных направлений деятельности банка;
адекватность процедур по восстановлению непрерывности деятельности возникающим рискам и последствиям чрезвычайной ситуации;
установление ответственных подразделений (сотрудников) за управление и принятие решений в чрезвычайных обстоятельствах;
обеспечение взаимодействия со всеми необходимыми лицами и структурами (обеспечение каналов информации с внешней средой).
Помимо проведения проверок, сотрудники службы ВК должны активно участвовать в самом процессе управлении непрерывностью, начиная от консультирования подразделений банка в разработке планов ОНиВД и заканчивая участием в мероприятиях по восстановлению непрерывности деятельности банка после возникновения чрезвычайной ситуации.
При разработке планов ОНиВД сотрудники службы ВК могут быть вовлечены в определение приоритетов и очередности действий в рамках плана ОНиВД по итогам оценки изменений внешней и внутренней среды, а также для адекватного измерения рисков по основным бизнес-процессам банка. Кроме того, сотрудники службы ВК проводят аудит разрабатываемых подразделениями планов ОНиВД на предмет соответствия плану ОНиВД в целом и устанавливаемым им качественным критериям.
Что же касается процесса восстановления деятельности банка после чрезвычайной ситуации, в этом случае функции сотрудников службы ВК заключаются в основном в мониторинге эффективности и качества предпринимаемых мер по налаживанию нормальной жизнедеятельности банка, особенно тех областей, которые подвержены наибольшим рискам в силу своей специфики и/или наиболее пострадали от чрезвычайных обстоятельств. После завершения восстановительного периода служба ВК должна провести специальную проверку качества восстановления бизнес-процессов, проанализировать извлеченные из ситуации уроки. Итогом подобной проверки может стать формирование плана мероприятий по изменению документов, ресурсов (материальных и нематериальных), методик и систем управления, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации или уменьшение степени ее влияния на деятельность банка в будущем.[16]
Заключение
В ходе исследования темы "Внешние риски банковской деятельности: проблемы выявления и управления" были рассмотрены следующие вопросы:
1. Теоретические аспекты и природа внешних рисков банковской деятельности;
2. Специфику выявления внешних рисков банковской деятельности;
3. Актуальность управления банковскими рисками;
4. Тенденции развития тематики выявления и управления банковскими рисками.
В ходе изучения данных вопросов было установлено, что:
Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
К внешним рискам следует относить банковские риски, непосредственно не связанные с деятельностью самого банка или его клиентов. Внешние риски - региональный, инфляционный, снижения рыночной ликвидности - представляют собой опасности экономического характера, связанные с процессами производства и реализации товаров, услуг, обусловленные конъюнктурой рынков, макроэкономическими процессами. При этом вероятность наступления указанных неблагоприятных событий одинакова как для банка - кредитора и инвестора, получателя депозитов, так и для фирм - получателей инвестиций и заемщиков, для владельцев сбережений.
Внешние риски подразделяются на три основных вида рисков: страновые, валютные и риски стихийных бедствий (форс-мажорных обстоятельств).
Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений, наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран-клиентов и/или стран контрагентов, импортеров или экспортеров. Они актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала, и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. Основные ошибки, которые допускает руководство банков, связаны с неправильной оценкой финансовой устойчивости иностранного контрагента. Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимается около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера.
Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием совместных предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.
Первые попытки управления валютным риском были осуществлены в начале 70-х годов, когда были введены плавающие курсы.
Со своей стороны, валютные риски структурируются следующим образом:
а) коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитываться по своим обязательствам;
б) конверсионные (наличные), т.е. риски валютных убытков по конкретным операциям. Эти риски структурируются на риски конкретных сделок.
в) трансляционные (бухгалтерские) риски, которые возникают при переоценке активов и пассивов балансов и счета "Прибыли и убытки" зарубежных филиалов клиентов, контрагентов. Эти риски в свою очередь зависят от выбора валюты пересчета, ее устойчивости и ряда других факторов. Пересчет может осуществляться по методу трансляции (по текущему курсу на дату пересчета) или по историческому методу (по курсу на дату совершения конкретной операции).
г) риски форфетирования (метод рефинансирования коммерческого риска), которые возникают когда форфетер (часто им является банк) берет на себя все риски экспортера без права регресса.
Самыми распространенными методами снижения конверсионных рисков являются:
хеджирование, т.е. создание компенсирующей валютной позиции для каждой рисковой сделки. Иными словами, происходит компенсация одного валютного риска - прибыли или убытков - другим соответствующим риском;
валютный своп, который имеет две разновидности. Первая напоминает оформление параллельных кредитов, когда две стороны в двух различных странах предоставляют равновеликие кредиты с одинаковыми сроками и способами погашения, но выраженные в разных валютах. Второй вариант - просто соглашение между двумя банками купить или продать валюту по ставке "спот" и обратить сделку в заранее оговоренную дату (в будущем) по определенной ставке "спот". В отличие от параллельных кредитов свопы не включают платеж процентов;
взаимный зачет рисков по активу и пассиву, так называемый метод "мэтчинг" (matching), где путем вычета поступления валюты из величины ее оттока руководство банка имеет возможность оказывать влияние на их размер.
Методы управления трансляционными валютными рисками делятся на внешние и внутренние. К внешним методам относятся ускорение или замедление платежей в иностранной валюте как в отношении внешних клиентов и контрагентов, так и по отношению к монополистическим образованиям; регулирование платежей между материнским банком и его филиалами; выбор более стабильной валюты отфактурирования поставок. Кроме того, почти все крупные банки стараются формировать портфель своих валютных операций, балансируя активы и пассивы по видам валют и срокам. В основном все внешние методы управления валютными рисками ориентированы на их диверсификацию.
Риск форфетирования может быть снижен путем:
упрощения балансовых взаимоотношений возможных обязательств;
улучшения (хотя бы временно) состояния ликвидности, что дает возможность дальнейшего укрепления финансовой устойчивости;
снижения или даже отсутствия рисков, связанных с колебанием процентных ставок;
резкого снижения уровня рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансовой устойчивости должника.
К внешним рискам относится риск стихийных бедствий или как еще его называют форс-мажорных обстоятельств, который зависит как от наличия или отсутствия стихийных явлений природы и связанных с ними последствий, так и разного рода ограничений со стороны государства. Также стоит отметить, что обеспечение непрерывности бизнеса, то есть способность постоянно и непрерывно поддерживать осуществление финансовых операций в любых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, является приоритетной задачей кредитной организации и важнейшим фактором финансовой устойчивости банковской системы в целом.
Для защиты банка от потерь используется чрезвычайно широкий спектр доступных банку финансовых инструментов и ресурсов. Источники финансирования риска принято делить на внутренние, позволяющие покрыть потери банка в пределах "болевого порога", и внешние источники для финансирования потерь выше этого уровня. Ключевым внутренним источником является создание резервов. Внешние источники в основном подразумевают страхование, однако, в распоряжении банка есть и другие инструменты - кредитные линии, дополнительные заимствования и тому подобное. Использование различных средств управления рисками позволяет банкам в определенной степени оградить себя от опасности непредусмотренных потерь.
Возникновение рисков происходит из-за отклонения реальных данных от оценки состояния на конкретные моменты времени. Если подобные отклонения носят позитивный характер, то у банка появляется шанс получить прибыль. Негативные отклонения приводят к потерям, таким образом, риски в банковской практике представляют собой возможность потерь банка при наступлении определенных событий. В связи с этим особую важность для достижения конечной цели деятельности банков представляет собой управление банковскими рисками.
Укрепление российской банковской системы невозможно без комплексного сочетания управления банковскими рисками на уровне всех банков, которое дополняется развивающейся системой надзора Банка России и мерами по стабилизации финансовых рынков, правовых условий деятельности банков, а также работы расчетной системы. Для каждого банка необходимо выстраивать индивидуальную систему с учетом размера банка, состава существующих информационных систем, уровня технологий риск-менеджмента и других факторов
Список используемой литературы
1. О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" Указание ЦБ РФ от 05.03.2009 N 2194-У // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
2. О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях. Письмо Банка России от 24.03.2005 N 47-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
3. О Методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале). Письмо Банка России от 23.03.2007 N 26-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
4. О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков. Положение Банка России от 24.09.1999 N 89-П // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
5. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях. Письмо Банка России от 13.09.2005 N 119-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
6. О типичных банковских рисках. Письмо Банка России от 23.06.2004 N 70-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
7. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах. Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
8. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях. Письмо Банка России от 24.05.2005 N 76-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
9. Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах. Письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: - справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 1992 - Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
10. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. - М. -Академический Проект; Альма Матер, 2005. - 432 с.
11. Грюнинг Х., Анализ банковских рисков. Система оценки корпоротивного управления и управления финансовым риском / Грюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Пер. с англ.; вступ. Сл. Д.э.н. К.Р. Тагирбекова - М: Издательство "Весь Мир", 2007. - 304 с.
12. Иода Е.В. Классификация банковских рисков и их оптимизация / Е.В. Иода, Л.Л. Мешкова, Е.Н. Болотина Под общ. ред. проф. Е.В. Иода.2-е изд., испр., перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.120 с.
13. Лаврушина О.И. Банковские риски: учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф.О.И. Лаврушина и д-ра экон. наук, проф.Н.И. Валенцевой. - М.: КНОРУС, 2007. - 232 с.
14. Лобанов А.А. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова и А.В. Чугунова. - М: Альпина Паблишер, 2003. - 786 с.
15. Тысячникова Н.А. Обеспечение непрерывности деятельности банков: планирование и контроль // Внутренний контроль в кредитной организации, 2009, N 3.
16. Фролова Н. Банковские риски: пути минимизации // Аудит и налогообложение, 2009, N 1.
17. Страновой риск и методы его оценки Н.Г. Пискунова, URL http://infobank.by/692/Default.aspx (дата обращения: 06.03.2010).
[1] Бернар И.В., Колли Ж.К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997. С. 502.
[2] Ong М.К. Internal Credit Risk Models. Capital Allocation and Performance Management. London: Risk Books, 1999. R 343.
[3] International Convergence of Capital Measurement and Capital Standarts Basle Committee on Banking Supervision. Basel: Guli, 1988. R 4.10.
[4] Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках».
[5] Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1978. С. 35.
[6] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 96.
[7] Финансово-кредитный словарь: В 3 т. 2-е изд., стереотип / гл. ред. Н.В. Гаретовский. М.: Финансы и статистика, 1994. Т. 3. С. 69.
[8] Хандруев АЛ. Управление рисками банков: Научно-практический аспект // Деньги и кредит. 1997. № 6. С. 12.
[9] Кузнецов В. Измерение финансовых рисков / / Банковские технологии. 1997. № 7. С. 76.
[10] Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. С. 342.
[11] Мишальченко Ю.В., Кролли И.О. Риски в международной банковской деятельности / / Бухгалтерия и банки. 1996. № 3. С. 17.
[12] Севрук В.Т. Банковские риски. М.: Дело Лтд, 1994. С. 43
[13] Банковские риски : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина и д-ра экон. наук, проф. Н.И. Валенцевой. - М.: КНОРУС, 2007. - 232 с.
[14] Горбузов В.Ф. «Финансово-кредитный словарь» – Москва: Финансы и статистика, 2000 г., стр.362
[15] Указание ЦБ РФ от 05.03.2009 N 2194-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
[16] Тысячникова Н.А. Обеспечение непрерывности деятельности банков: планирование и контроль // Внутренний контроль в кредитной организации, 2009, N 3.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.