Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Полномочия конституционных (уставных) судов можно классифицировать на два вида: закрепленные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и закрепленные в законах субъектов Российской Федерации.

По распространенности и социально-правовой значимости полномочия конституционных (уставных) судов, как и полномочия Конституционного Суда РФ, следует разделить на основные и дополнительные Конституционные (уставные) суды обладают следующими основными полномочиями:

·  дают толкование конституции или устава,

·  проверяют на соответствие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации: законы, нормативные акты президента (губернатора), законодательного органа, правительства

Естественно, в силу особой природы Российской Федерации как конституционной федерации конституционные и уставные суды не могут проверять международные договоры Российской Федерации, в том числе действующие на территории субъектов Российской Федерации.

· * разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации; между органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта; между органами местного самоуправления. Конституционные (уставные) суды в ряде субъектов Российской Федерации наделены дополнительными (неосновными) полномочиями. В обобщенном виде они включают:

· * проверку конституционности и законности: правоприменительной практики; ненормативных актов органов государственной власти;

· * участие в процессе отрешения от должности главы субъекта Федерации (в Республике Саха (Якутия), кроме того, глав органов местного самоуправления и судей);

· * разрешение споров между государственными органами и общественными объединениями (Республика Тыва);

· * участие в законодательном процессе путем: предоставления права законодательной инициативы по предметам ведения;

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации существуют автономно, независимо друг от друга, не находятся в отношениях соподчинения, действуют в своем конституционном и конституционно- уставном поле.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации самостоятельны и независимы в пределах их полномочий, очерченных соответствующими конституциями, уставами и законами. Принимая решения, федеральный Конституционный Суд действует с позиций Конституции РФ, а конституционные (уставные) суды руководствуются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конституции РФ. Тем самым они ограничены компетенцией друг друга:

· * Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (например, проверять конституционность актов, принятых по вопросам исключительной компетенции субъекта, что получило подтверждение в ч. 2 ст. 85 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

· * конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не вправе вторгаться в юрисдикцию федерального Конституционного Суда РФ и рассматривать подведомственные ему дела. Конституционный Суд РФ исходит из того, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации:

· * обладают исключительным полномочием осуществлять проверку нормативных актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия конституциям (уставам) субъекта Российской Федерации и лишать эти акты юридической силы, если такое их правомочие предусматривается конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (постановление от 16 июня 1998 г. № 19-П);

· * вправе проверять конституционность законов республики, содержащих иное, нежели в федеральном законе, регулирование по вопросам, не относящимся к исключительному ведению Российской Федерации.

В то же время, очевидно, что между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации существует правовая связь и взаимозависимость. Правовое воздействие Конституционного Суда РФ на решения и правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации выражается в следующем:

· * в силу требований ст. 6 и 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ обязательны для всех конституционных (уставных) судов;

· * конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не могут применять федеральные и региональные законы, другие нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, а их решения, основанные на неконституционных положениях, не подлежат исполнению и могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

· * конституционные (уставные) суды не могут применять положения конституций, уставов, законы субъектов Российской Федерации, противоречащие Конституции РФ. Поэтому конституционные (уставные) суды, если они приходят к выводу о таком противоречии, должны обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного положения конституции, устава или закона.

Конституционный Суд РФ поддерживает с конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации отношения взаимного информирования, организует обмен опытом. В «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» публикуются материалы практики судебных органов конституционного контроля субъектов Федерации. В Конституционном Суде проводятся конференции и семинары с участием представителей органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации. Улучшению взаимодействия Конституционного Суда РФ с конституционными (уставными) судами субъектов Федерации призван служить Консультативный совет председателей органов конституционно-уставного контроля в Российской Федерации.

Он был учрежден 20 апреля 1998 г. как консультативно-совещательный орган, нацеленный на выработку общих подходов по вопросам организации и деятельности конституционно-уставного контроля в России. В соответствии с Положением о нем Консультативный совет должен заседать не реже одного раза в год.

Общие суды призваны уступать конституционным (уставным) судам свою компетенцию по публично-правовым делам в той мере, в какой она закрепляется законом субъекта Федерации за конституционными (уставными) судами. В части предметов ведения конституционных (уставных) судов данный закон должен быть согласован с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (ч. 1 ст. 27) и другими федеральными законами. При этом должна быть исключена правовая ситуация, когда какие-либо акты, действия или решения публичного характера в случае их оспаривания оказались бы неподсудны конституционным (уставным) судам.

Решение конституционного или уставного суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27 названного Федерального конституционного закона). Это положение означает, что суд общей и арбитражной юрисдикции не наделен полномочиями, позволяющими ему преодолевать решения конституционного (уставного) суда, и при вынесении своих решений должен исходить из правовой позиции конституционного (уставного) суда по поводу конституционности нормативного акта, данного им толкования конституции или устава субъекта Федерации.

Суды общей и арбитражной юрисдикции направляют в конституционные (уставные) суды запросы о проверке конституционности законов субъектов Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. При этом если закон издан по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, то суд общей и арбитражной юрисдикции может адресовать запрос либо в федеральный Конституционный Суд, либо в конституционный (уставный) суд субъекта Федерации.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.