Дача Конституционным Судом Российской Федерации заключения в связи с выдвижением обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с ч. 7 ст. 125 Конституции РФ и п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данный вид производства в Конституционном Суде РФ отрегулирован нормами, содержащимися в гл. XV ФКЗ, путем указания на субъекты обращения в Конституционный Суд РФ, условия допустимости запроса, порядок направления запроса и дачи заключения, заключение и его юридические последствия (ст. 107—110).

На основании ст. 93 Конституции РФ право возбуждения процедуры отрешения от должности Президента РФ принадлежит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе 1/3 депутатов и при на­личии заключения специальной комиссии, образованной Госу­дарственной Думой.

До принятия решения о выдвижении обвинения против Президен­та РФ Государственная Дума заслушиваетзаключениеВерхов­ного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Принятое Государственной Думой решение оформляетсяпостановлением и направляется в СоветФедера­ции вместе с заключением специальной комиссии, образован­ной Государственной Думой для оценки обоснованности обви­нения против Президента РФ, стенограммой заседания и за­ключением Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст. 107 ФКЗ обращение в формезапроса о даче за­ключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или со­вершении иного тяжкого преступления направляется в Консти­туционный Суд РФ Советом Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109 Федерального конституционного зако­на от 21 июля 1994 г. запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президен­та РФ в государственной измене или совершении иного тяжко­го преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Ду­мой решения о выдвижении обвинения.

К запросу прилагаются текст решения Государственной Думы о выдвижении обвине­ния, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Вер­ховного Суда РФ.

Согласно ст. 108 ФКЗ запрос в Конституционный Суд РФ о даче за­ключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Вер­ховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ призна­ков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ проверяет не содержание выдви­нутого в отношении Президента РФ обвинения, не характер совершенного им преступления, а только соблюдение самой процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния.

При проверке порядка выдвижения обвинения Президента Конституционный Суд РФ наряду с Конституцией РФ, Феде­ральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. руко­водствуется иным законодательством Российской Федерации, регламентами палат Федерального Собрания РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 71 и ч. 2 ст. 109 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. по данному про­изводству Конституционный Суд РФ выносит итоговое реше­ние в формезаключения, которое должно быть дано Конститу­ционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации за­проса.

Такой срок принятия и рассмотрения запроса Советом Фе­дерации обусловлен тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 93 Кон­ституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

Как и всякое итоговое решение, оно излагается в виде отдельного документа с обязательным указа­нием мотивов принятия.

Заключение обладает такой же юридической силой, как и постановления Конституционного Суда РФ. В связи с этим не­обходимо, на наш взгляд, закрепить в тексте Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. положение о том, что заключение Конституционного Суда РФ, как и постановле­ния, выносится именем Российской Федерации.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ, как устанавливает ст. 110 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., дает одно из следующих заключе­ний:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения об­винения.

При положительном заключении Конституционного Су­да РФ процедура отрешения Президента РФ от должности в Совете Федерации продолжается.

В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституци­ей РФ рассмотрение обвинения прекращается (ч. 2 ст. 110 на­званного Закона).

Заключение Конституционного Суда РФ вступает в силу не­медленно после его провозглашения в Конституционном Су­де РФ.

В соответствии со ст. 175 Регламента Совета Федерации Председатель Конституционного Суда РФ оглашает заключе­ние Конституционного Суда РФ на заседании Совета Федера­ции. Какое-либо комментирование заключения Конституцион­ного Суда РФ его Председателем, а также ответы на вопросы, затрагивающие содержание заключения, и его обсуждение не допускаются.

В Российской Федерации была попытка выдвинуть против Президента РФ Б. Н. Ельцина обвинение в совершении ряда тяжких преступлений на основании ст. 93 Конституции РФ. Решение о выдвижении такого обвинения не было принято Го­сударственной Думой.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.