В соответствии с ч. 7 ст. 125 Конституции РФ и п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данный вид производства в Конституционном Суде РФ отрегулирован нормами, содержащимися в гл. XV ФКЗ, путем указания на субъекты обращения в Конституционный Суд РФ, условия допустимости запроса, порядок направления запроса и дачи заключения, заключение и его юридические последствия (ст. 107—110).
На основании ст. 93 Конституции РФ право возбуждения процедуры отрешения от должности Президента РФ принадлежит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
До принятия решения о выдвижении обвинения против Президента РФ Государственная Дума заслушиваетзаключениеВерховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Принятое Государственной Думой решение оформляетсяпостановлением и направляется в СоветФедерации вместе с заключением специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения против Президента РФ, стенограммой заседания и заключением Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст. 107 ФКЗ обращение в формезапроса о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ Советом Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения.
К запросу прилагаются текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.
Согласно ст. 108 ФКЗ запрос в Конституционный Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд РФ проверяет не содержание выдвинутого в отношении Президента РФ обвинения, не характер совершенного им преступления, а только соблюдение самой процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
При проверке порядка выдвижения обвинения Президента Конституционный Суд РФ наряду с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. руководствуется иным законодательством Российской Федерации, регламентами палат Федерального Собрания РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 и ч. 2 ст. 109 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. по данному производству Конституционный Суд РФ выносит итоговое решение в формезаключения, которое должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса.
Такой срок принятия и рассмотрения запроса Советом Федерации обусловлен тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.
Как и всякое итоговое решение, оно излагается в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов принятия.
Заключение обладает такой же юридической силой, как и постановления Конституционного Суда РФ. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, закрепить в тексте Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. положение о том, что заключение Конституционного Суда РФ, как и постановления, выносится именем Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ, как устанавливает ст. 110 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., дает одно из следующих заключений:
1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
При положительном заключении Конституционного Суда РФ процедура отрешения Президента РФ от должности в Совете Федерации продолжается.
В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается (ч. 2 ст. 110 названного Закона).
Заключение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения в Конституционном Суде РФ.
В соответствии со ст. 175 Регламента Совета Федерации Председатель Конституционного Суда РФ оглашает заключение Конституционного Суда РФ на заседании Совета Федерации. Какое-либо комментирование заключения Конституционного Суда РФ его Председателем, а также ответы на вопросы, затрагивающие содержание заключения, и его обсуждение не допускаются.
В Российской Федерации была попытка выдвинуть против Президента РФ Б. Н. Ельцина обвинение в совершении ряда тяжких преступлений на основании ст. 93 Конституции РФ. Решение о выдвижении такого обвинения не было принято Государственной Думой.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.