Становление конституционного правосудия в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 До 1918 г. вопрос о конституционном контроле не поднимался, поскольку не было Конституции. Интерес появляется в период образования СССР и связан с необходимостью приведения законодательства союзных республик к единству.

В 1924 г. на Верховный Суд РФ была возложена функция контроля за соблюдением норм Конституции. Суд изучал акты союзного уровня (более 24 тыс. за время своей практики). В 30-е гг. в силу политических и субъективных причин конституционный контроль сошел на нет. В 60-е гг. возобновилось обсуждение идеи о создании независимого органа конституционного контроля.

1 декабря 1988 года, в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР. Срок их полномочий – 10 лет.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету. ККН СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Комитет конституционного надзора

- прекратил практику издания секретных нормативных актов, влияющих на права граждан;

- постановил, что прописка ограничивает право на свободу передвижения граждан;

- признал, что принудительное лечение лиц от алкоголизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы и др.

Однако, многие решения Комитета так и остались невыполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование по собственной инициативе.

В декабре 1990 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. были включены положения о создании Конституционного Суда РФ, а затем принят закон о Конституционном Суде 12 июня 1991 г.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На первом заседании КС рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. КС признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия.

За два года суд принял ряд решений, имевших общественное значение: о конституционности Указа Президента РФ о прекращении деятельности КПСС; о защите прав работников прокуратуры; вкладчиков Сбербанка РФ; нанимателей жилых помещений и др.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона.

КС принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями. В результате и те, кто защищал КПСС и КП РСФСР, и те, кто хотел от КС «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.

В первый период деятельности КС (1992-1993 гг.) Судом было рассмотрено 27 дел, из которых 19 – по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов, 8 – по индивидуальным жалобам граждан.

Решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» - о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. 7 октября 1993 года Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

После принятия Конституции 1993 г. (ст. 125) в 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ».

Его состав предполагал 19 судей – 6 судей доизбирались вплоть до 1995 г. Уже в первый год новый состав с февраля 1995 г. рассмотрел 23 дела.

Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста (не распространяется на Председателя КС).

Следующие изменения законодательнойосновы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург». Уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

Новое совершенствование Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло в июне 2009года. Законодатель предусмотрел новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ранее судьями из своего состава). Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ноябре 2010 года затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволит Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, поправки коснулись также отдельных вопросов совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Новые положения закона вступили в силу 9 февраля 2011 года.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 391.