Основы правых информационных технологий в управлении
Введение в правовую информатику
Правовая информатика представлена как фундаментальный научный и прикладной комплекс, включающий ретро, современные и перспективные информационные ресурсы и информационные технологии для управления юридическими событиями и разрешения проблемных ситуаций.
Правовая информатика поэтапно формируется в мощную научную и прикладную область деятельности. Своими корнями правовая информатика уходит в глубину многовекового развития систем права, используя на каждом этапе развития существующие технологические возможности информационного взаимодействия субъектов и объектов права. Можно утверждать, что правовая информатика была и будет всегда. Именно поэтому актуален анализ аспектов ретро, современного и перспективного состояний на каждом этапе развития правовых информационных технологий и систем.
Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знания, в фундамент которой заложены два начала: гуманитарное (правовые науки) и естественно-техническое (информационные технологии и вычислительная техника). Их взаимодействия открыли новые возможности для повышения эффективности юридической деятельности и всех образующих ее компонентов, включая решение конкретных правовых задач.
Профессия юриста (а с развитием информационного общества и любого управленца) носит преимущественно информационный характер, основу юридической деятельности составляют информационные модели и процессы, норм и правил, регламентирующих правовую систему общества. Основной метод правовой информатики – построение и анализ моделей юридических событий, процессов, актов, формирование информационных ресурсов для разрешения многоальтернативных юридических проблемных ситуаций.
Будущее правовой информатики – в преодолении противоречий, связанных с неинформированностью социума о свойствах реальной правовой системы путем превращения правовой информатики в фундаментальную общеобразовательную дисциплину и предоставление каждому члену социума эффективной информационной технологии управления.
Перспективы и направления развития правовой информатики
Концепция юридических информационных ресурсов как особой информационно-экономической правовой категории получает ныне свое интенсивное развитие, прежде всего, в направлении создания единого информационно-правового пространства для системы государственного управления социумом как информационным обществом. Это порождает ряд проблем развития информационных технологий управления.
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
Статус
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных (магнитных) носителях, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.
Свою деятельность НЦПИ осуществляет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. №338 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. №524.
История создания
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь образован в 1997 г. путем выделения из системы Министерства юстиции Республики Беларусь Республиканского центра правовой информации, который был создан в соответствии с приказом Министра юстиции Республики Беларусь от 5 октября 1992 г. №36 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1992 г. №308 и имел своей основной задачей формирование республиканского эталонного банка данных правовой информации согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. №50.
Основные задачи
Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь, определенными Президентом Республики Беларусь, являются:
· формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации;
· создание и развитие государственной системы правовой информации, координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации, а также распространение правовой информации;
· участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов;
· проведение научных исследований в области правовой информатизации;
· обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией;
· участие в подготовке и проведении работ по правовой информатизации.
Основные функции
На основании Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь и в рамках решения поставленных задач НЦПИ выполняет следующие основные функции:
· формирует и ведет единый эталонный банк данных правовой информации по законодательству Республики Беларусь на бумажных и электронных (магнитных) носителях;
· обеспечивает ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и осуществляет его официальное издание;
· формирует и ведет компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь;
· в пределах своих полномочий организует распространение правовой информации в порядке, установленном Администрацией Президента Республики Беларусь, а также разработку и реализацию республиканской программы правовой информатизации;
· создает региональные центры правовой информации и руководит ими;
· организует разработку и совершенствование программного, технологического и иного обеспечения автоматизированных систем правовой информации;
· осуществляет сбор правовых актов в порядке, установленном законодательством, их обработку и поддержание в контрольном состоянии на бумажных и электронных (магнитных) носителях;
· в установленном порядке участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правовой информатизации;
· выполняет работы по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, терминологического юридического словаря (тезауруса), иных словарей и классификаторов для использования их в единой системе правовой информации;
· осуществляет формирование и ведение базы данных международных договоров Республики Беларусь;
· формирует базы данных нормативных правовых актов областных (Минского городского) Советов депутатов и соответствующих исполнительных и распорядительных органов;
· принимает участие в создании автоматизированных систем межгосударственного обмена правовой информацией, а также единого информационного пространства Содружества Независимых Государств;
· создает общедоступный узел «Internet», содержащий сведения о законодательстве Республики Беларусь.
Перспективы развития
В достижении главной цели построения, развития и совершенствования единой государственной системы правовой информации в стране и исходя из официальных приоритетов информатизации правовой сферы для НЦПИ определены в качестве важнейших следующие направления работы:
1. Разработка и утверждение Государственной программы правовой информатизации Республики Беларусь, на основании которой последовательно осуществлять информатизацию правовой сферы в соответствии с конкретным планом мероприятий.
2. Создание государственной автоматизированной системы правовой информации, введение в действие которой позволит по электронным каналам связи оперативно обеспечить государственные органы Республики Беларусь актуализированной правовой информацией.
3. Ведение и издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. №369. Создание Национального реестра позволит наладить учет правовых актов и организовать выпуск единого периодического официального издания, содержащего полный массив правовых актов, исходящих от всех государственных органов. Одним из этапов создания Национального реестра предусматривается проведение инвентаризации и учета всех действующих нормативных правовых актов, принятых (изданных) в течение всего времени существования Республики Беларусь.
4. Формирование в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. №376 компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь в целях координации законотворческой деятельности в республике, информирования субъектов права законодательной инициативы и иных заинтересованных о законотворческой деятельности и совершенствования процесса подготовки и принятия законопроектов.
5. Развитие узла Internet в целях ознакомления мирового сообщества с официальной информацией о законодательстве Республики Беларусь, максимального использования и популяризации Интернет-технологий в правовой сфере и организации международного обмена правовой информацией.
6. Создание электронной библиотеки, содержащей информацию о международном праве и законодательствах зарубежных стран, и обеспечение доступа к ней государственным органам.
правовой информация банк эталонный
Общие сведения
Эталонный банк данных правовой информации модели Эталон-WIN представляет собой полнотекстовый банк данных правовой информации, содержащий информационную базу (ИБ) правовых актов, а также комплекс программных и лингвистических средств для ее использования и обслуживания. В состав банка входят средства поиска, выборки данных, обновления ИБ и другие средства, в частности, настройки системы управления, защиты от несанкционированного доступа и др. Для работы с Эталон-WIN необходимы следующие технические средства: персональная ЭВМ, совместимая с IBM PC (с процессором Pentium и выше); около 500 Мгб памяти на жестком магнитном диске. Возможен вывод полного текста (или его части) найденного документа в файлы пользователя, на печатающее устройство или в текстовый редактор.
Актуализация информации производится в основном с помощью специальных файлов обновлений, получаемых пользователем по электронной почте или курьером непосредственно в НЦПИ. Возможна полная замена всего банка данных повторной поставкой на компакт-диске.
Договором поставки, специальными аппаратно-программными средствами ограничена возможность несанкционированного копирования и использования банка данных.
Разработчиком эталонного банка данных является НЦПИ, юридическая и лингвистическая обработка, оказание сервисных услуг по актуализации, обслуживанию, обучению и консультациям также производится НЦПИ и его региональными центрами правовой информации, имеющимися во всех областях и в г. Минске.
Поставляемый банк данных содержит три различных базы: «Законодательство Республики Беларусь», «Международные договоры» и «Решения органов местного управления». Работа со всеми банками правовой информации идентична.
Принципы работы
Каждый правовой документ, включенный в эталонный банк данных правовой информации в качестве основных компонент содержит карточки описаний нормативно-правовых актов и их полные тексты в контрольном состоянии с информацией обо всех изменениях, которые претерпел тот или иной документ.
Каждый правовой акт, сведения о котором включены в Эталон, сопровождается следующей справочно-поисковой информацией:
· вид правового акта;
· принявший орган (орган принятия);
· номер и дата принятия акта;
· полное наименование и вид акта;
· номер и дата регистрации в НРПА (Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь);
· название тематического раздела, к которому относится акт;
· коды и наименование рубрик, к которым отнесен акт в соответствии с Единым правовым классификатором;
· термины (ключевые слова), присваиваемые акту специалистами НЦПИ;
· краткие сведения об официальной публикации акта в НРПА или других печатных изданиях.
Кроме того, в карточке документа содержится информация о дате вступления в силу (утраты силы), ограничении срока действия документа и о его междокументных связях.
Программная система Эталон позволяет просмотреть не только последнее (контрольное) состояние документа, но и все его предыдущие редакции.
Запуск Эталон производится аналогично запуску любого Windows-приложения. В результате на экране появляется заставка, а через некоторое время – и основное окно системы, в типичной ситуации содержащее список всех документов информационной базы.
Основы правых информационных технологий в управлении
Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.