ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет имени а.С. ПУШКИНА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Т.В. Мальцева
___________________ 2017 г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению 40.03.01 Юриспруденция
профиль Уголовное право
Санкт-Петербург
2017 г.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», положением «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», утвержденным приказом ректора от 11.12.2015 г. № 206/06-04, Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки от «04» мая 2010 г. № 464 (далее ФГОС).
Составители:
- заведующий кафедрой уголовного права и процесса, доктор юридических наук, профессор Павлик М.Ю;
- доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент Коротков А.В.
Рассмотрено на заседании кафедры уголовного права и процесса 03.10. 2016 г. (протокол №2, от «03» октября 2016 г.).
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Заведующий кафедрой уголовного права и процесса ___________ Павлик М.Ю.
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав.библиотекой ________________ М.Е. Харитонова
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Язык обучения - русский
Оглавление
I. Пояснительная записка. 4
II. Программа государственного экзамена. 7
1. Общие положения. 7
2. Содержание государственного экзамена…………………………………………………8
2.1 Содержание государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права» 8
2.2 Содержание государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право». 20
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН………………………………………………………… ……………………………….38
3.1 Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по дисциплине «Теория государства и права». 38
3.2 Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по дисциплине «Уголовное право». 40
4. Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену. 44
5. Критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена. 45
6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ………………………………………………… ……….46
6.1 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права». 46
6.2 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Уголовное право». 48
III. Требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения 50
1. Общие требования к выпускным квалификационным работам.. 50
2. Критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы.. 54
3. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки выпускной квалификационной работы.. 56
IV. Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации.. 58
1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы.. 58
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания 59
3. типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.. 64
3.1 Типовой перечень вопросов государственного экзамена «Теория государства и права»…………………………………………………………………………………………….. .64
3.2 Типовой перечень вопросов государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право». 85
I. Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация является обязательной и осуществляется после освоения обучающимся образовательной программы в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация проводится государственной экзаменационной комиссией в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) (далее – основная образовательная программа) соответствующим требованиям ФГОС.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по основной образовательной программе.
По направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) устанавливаются следующие формы государственных аттестационных испытаний:
§ государственный экзамен;
§ защита выпускной квалификационной работы (далее вместе – государственные аттестационные испытания).
В программу государственной итоговой аттестации входит:
· программа государственного экзамена;
· требования к выпускным квалификационным работам и порядок их выполнения;
· критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена;
· критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы.
Программа государственного экзамена содержит:
· перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен,
· рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену,
· перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену.
Оценочные средства представлены в виде фонда оценочных средств для государственной итоговой аттестации, который включает в себя:
· перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
· описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
· типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;
· методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) позволяет выявить уровень сформированных компетенций студентов в области усвоения основных понятий и категорий теории государства и права в их связи с отраслевыми дисциплинами и юридической практикой, в области теоретических и практических вопросов уголовного права и владении методикой квалификации преступлений. Бакалавр должен быть подготовлен к осуществлению правоприменительной деятельности, предупреждению и профилактики преступного поведения, а также воспитания с учетом специфики предмета теории государства и права, уголовное право; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям образовательного стандарта.
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) результаты освоения обучающимися основной образовательной программы представлены следующим перечнем компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
§ ОК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
§ ОК-2 - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
§ ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
§ ОК-4 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
§ ОК-5 - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
§ ОК-6 - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;
§ ОК-7 - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
§ ОК-9 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;
§ ОК-10 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Профессиональные компетенции (ПК):
В нормотворческой деятельности:
§ ПК-1 - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
В правоприменительной деятельности:
§ ПК-2 - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
§ ПК-3 - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
§ ПК-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
§ ПК-5 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
§ ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
§ ПК-7 - владеет навыками подготовки юридических документов;
В правоохранительной деятельности:
§ ПК-8 - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
§ ПК-9 - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
§ ПК-10 - способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
§ ПК-11 - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
§ ПК-12 - способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
§ ПК-13 - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
В экспертно-консультационной деятельности:
§ ПК-14 - готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
§ ПК-15 - способен толковать различные правовые акты;
§ ПК-16 - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
В педагогической деятельности:
§ ПК-17 - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
§ ПК-18 - способен управлять самостоятельной работой обучающихся.
II. Программа государственного экзамена
Общие положения
Государственный экзамен по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) имеет целью произвести оценку освоения комплекса учебных дисциплин, определяющих формирование следующего перечня общекультурных и профессиональных компетенций: ПК-1, - ПК-18; ОК-1- ОК 7, ОК-9, ОК-10, а также оценить профессиональные умения и навыки практического применения полученных теоретических знаний в конкретной ситуации. Государственный экзамен имеет комплексный характер и охватывает ключевые вопросы по дисциплинам, изученными студентами за период обучения.
Задачи государственного экзамена:
– определить умение бакалавров ориентироваться в базовом понятийном аппарате науки, предмета и дисциплины теория государства и права, уголовное право;
– установить уровень теоретических знаний по дисциплине теория государства и права, по фундаментальным и прикладным вопросам уголовного права;
– выявить умение студентов пользоваться юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать юридические решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;
– выявить умение студентов при построении методической системы квалификации преступлений.
На экзамене студент должен продемонстрировать знания вопросов теории государства и права, а также фундаментальных и прикладных вопросов Уголовного права, умения и навыки построения методической системы правоприменительной деятельности.
Государственный экзамен проводится по нескольким дисциплинам учебного плана, профилю уголовное право: теория государства и права; уголовное право. Вопросы, которые включаются в программу государственного экзамена, охватывают содержание основных учебных дисциплин базовой и вариативной части блока Дисциплины (модули) учебного плана бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право), реализуемых в рамках основной образовательной программы: «Теория государства и права», «Уголовное право», «Состав преступления», «Проблемы уголовного права Российской Федерации», «Преступления против общественной безопасности», «Научные основы квалификации преступлений», «Назначение наказаний по Российскому уголовному праву», «Преступления против личности», «Преступления против собственности», «Преступления в сфере экономической деятельности», «Правовое обеспечение противодействия коррупции».
Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам (билет состоит из трех вопросов). В ходе проведения итогового государственного экзамена проверяется теоретическая и практическая подготовка студентов, уровень сформированности их общекультурных и профессиональных компетенций.
При ответе на вопросы экзаменационного билета студент демонстрирует способности соотносить знания основ теоретических дисциплин с умением включать их в контекст будущей профессиональной деятельности при решении практических задач.
Содержание государственного экзамена
Содержание ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Понятие социальной организации общества. Ступени развития социальной организации первобытного общества. Общая характеристика социальной организации первобытного общества: виды социальных связей, имущественные отношения, механизм управления. Родовая община – первичная ячейка организации первобытного общества, ее основные признаки. Племя и союз племен.
Понятие социальной власти. Функции и формы осуществления власти в родоплеменной организации общества. Причины разложения родовой организации общества. Многофакторный подход к проблеме возникновения государства. «Европейский» и «восточный» пути возникновения государства. Предпосылки образования государства: экономические, социальные, в сфере управления, географические. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
Причины многообразия теорий происхождения государства и права. Основные теории происхождения государства и их общая характеристика (авторы, суть теории, достоинства и недостатки). Теологическая, патриархальная, договорная, материалистическая, органическая, теория насилия.
Понятие, сущность, признаки и виды социальных норм первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Мононормы и система табу в регулировании общественных отношений родовой организации. Способы разрешения противоречий в первобытном обществе. Причины возникновения права. Пути формирования права. Санкционирование государством обычаев. Развитие судебной практики. Государственное правотворчество.
Предпосылки возникновения права. Теории происхождения права: юридический позитивизм, естественно-правовая, историческая, материалистическая.
Тема 8. Форма государства.
Научные подходы к пониманию «форма государства». Соотношение понятий тип и форма государства. Понятие и структурные элементы формы государства. Форма правления. Форма государственного (территориального) устройства. Политический режим.
Форма правления: понятие и виды. Монархия: понятие и признаки. Виды монархий: абсолютная и конституционная монархии. Дуалистическая и парламентарная монархии. Светские и теократические монархии. Наследственные и избирательные монархии. Республика: понятие и признаки. Виды республик: парламентская, президентская, смешанная. Нетипичные формы правления: теократия, диктатура, деспотия и др. Основные формы правления современной России.
Форма территориально-государственного устройства: понятие и виды. Простое и сложное государственное устройство. Унитарное государство: понятие и признаки. Виды унитарных государств: централизованные и децентрализованные. Федеративное государство: понятие и признаки. Виды федеративных государств: национальные, политико-территориальные, смешанные. Симметричные и асимметричные федерации. Конфедерация как переходная форма государственного устройства. Понятие конфедеративного государства. Отличие конфедеративного государства от федеративного. Содружества, сообщества и иные формы объединения современных государств.
Политический режим: понятие и виды. Современные научные подходы к определению политического режима. Виды политических режимов. Тоталитарный режим: понятие и признаки. Авторитарный режим: понятие и признаки. Демократический режим: понятие и признаки.
Тема 13. Источники права.
Проблемы понимания источника права в теории государства и права. Понятие и виды источников (форм) права. Источники права в материальном и историческом смысле. Формальные источники права. Виды формальных источников права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Нормативный правовой акт.
Правовой обычай: понятие и признаки.
Юридический прецедент как источник (форма) права. Юридический прецедент: понятие, признаки, виды. Понятие судебного прецедента. Судебный прецедент как источник права, его отличие от нормативно-правового акта, правового (санкционированного обычая). Соотношение судебного прецедента и закона. Достоинства судебного прецедента и его недостатки как формы источника права. Судебный прецедент как источник права и как результат официального нормативного толкования. Виды судебных прецедентов. Обязательные и убедительные прецеденты. Деклараторные и креативные прецеденты. Проблема признания судебного прецедента как формы права в Российской Федерации. Судебный прецедент и постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.
Нормативный договор: понятие, признаки, виды.
Неформальные источники права: правовая доктрина, правовые традиции, общие принципы права.
Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. Особенность форм (источников) права в Российской Федерации. Типичные и нетипичные источники права.
Тема 23. Реализация права.
Понятие и формы реализации права. Непосредственная и опосредованная реализация правовых норм. Виды непосредственной реализации права: общая характеристика. Соблюдение. Исполнение. Использование.
Применение как форма опосредованной реализации права. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии. Установление фактических обстоятельств дела. Выбор и анализ юридических норм.
Юридические коллизии: понятие, причины возникновения, способы устранения. Юридические коллизии и способы их разрешения. Конкуренция правовых норм. Юридическая квалификация: понятие и принципы. Постановление и принятие решения по делу, оформление правоприменительного акта. Исполнение решения как факультативная стадия правоприменительного процесса. Субъекты правоотношений в правоприменительной сфере.
Акты применения права: понятие и виды. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов. Формы выражения правоприменительных актов: письменная, устная, конклюдентная. Виды актов применения права по субъектам правоприменительной деятельности. Регулятивные и охранительные акты применения права. Основные и вспомогательные акты применения права. Виды актов применения права по их значению в механизме реализации права: правоконкретизирующие, разрешающие, регистрационные, акты о признании, учреждающие, запрещающие. Структура актов применения права.
Тема 24. Толкование права.
Толкование права: понятие, цели, способы, виды. Уяснение и разъяснение как этапы толкования права. Способы уяснения: грамматический, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический и телеологический. Виды толкования. Толкование по субъекту: официальное и неофициальное; аутентичное и легальное; доктринальное, профессиональное и обыденное толкование. По способу применения: нормативное и казуальное. Толкование по объему: буквальное, ограничительное, распространительное.
Понятие и виды интерпретационных актов (актов толкования права). Соотношение актов толкования права и нормативно-правовых актов. Положение интерпретационного акта в системе правовых актов. Виды интерпретационных актов. Интерпретационные акты правотворчества. Интерпретационные акты применения права.
Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения. Фактические и мнимые пробелы в праве. Способы устранения и восполнения пробелов. Аналогия закона и аналогия права. Виды аналогии в праве. Правила применения аналогии. Ограничения применения аналогии. Восполнение пробелов в праве высшими судами. Преодоление пробелов в праве в процессе его применения. Аналогия права. Субсидиарное применение права.
Нормативный материал
Основная литература
Имеются экземпляры в отделах: _всего 2 : ЧЗ (2)
Дополнительная литература
1.Хропанюк Валентин Николаевич. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / В. Н. Хропанюк ; ред. В. Г. Стрекозов. - 5-е изд., стереотип. - М. : Омега - Л, 2011. - 323 с. - (Университетский учебник). - Библиогр.: с.320-323 . - 3500 экз. - ISBN 978-5-370-02065-0 (в пер.) : 187.00 р. Экз-ры: всего: 30 : ЧЗ(1), УА(14), ЗА(15)
2.Рассказов Леонид Павлович. Теория государства и права [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / Л. П. Рассказов. - 3-е изд. - М. : РИОР ; [Б. м.] : ИНФРА-М, 2012. - 462, [1] с. : рис., табл. - (Высшее образование). - 3000 экз. - ISBN 978-5-369-00593-4 (РИОР) (в пер.). - ISBN 978-5-16-003805-6 (ИНФРА-М) : 198.00 р.
На 4-й с. обл. авт.: Л. П. Рассказов, д-р юрид. наук, д-р ист. наук., проф.
3.Рассказов Леонид Павлович. Теория государства и права [Текст] : учебное пособие [для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция"] / Л. П. Рассказов. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 297, [1] с. ; 22 см. - (Высшее образование). - 1000 экз. - ISBN 978-5-369-00600-9 (РИОР) (в пер.). - ISBN 978-5-16-003834-6 (ИНФРА-М) : 152.00 р.
На 4-й с. обл. авт.: Рассказов Л. П., д-р юрид. наук, д-р ист. наук, проф.
Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ЧЗ (1)
4.Малько Александр Васильевич. Теория государства и права [Текст] : элементарный курс : [учебное пособие] / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Саратовский фил. - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2012. - 239 с. - Библиогр. в конце гл. - 3000 экз. - ISBN 978-5-406-02076-0 (в м. пер.) : 128.75 р.
Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ЧЗ (1)
5.Венгеров Анатолий Борисович. Теория государства и права [Текст]: учебник [для юрид. вузов : для студ., аспирантов, препод.] / А. Б. Венгеров. - 10-е изд., стер. - М. : Омега - Л, 2014. - 607 с. : табл. - (Высшее юридическое образование). - 1500 экз. - ISBN 978-5-370-03203-5 (в пер.) : 385.00 р.
Имеются экземпляры в отделах: всего 2 : ЧЗ (1), ЗА (1)
6.Теория государства и права [Текст]: [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. Юриспруденция] / отв. ред. В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 495, [1] с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с.483-495. - 2000 (доп.) экз. - ISBN 978-5-91768-131-3 (Норма) (в пер.). - ISBN 978-5-16-004459-0 (Инфра-М) : 466.00 р.
Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ЧЗ (1)
7.Перевалов Виктор Дмитриевич. Теория государства и права [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата: [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"] / В. Д. Перевалов ; Уральский государственный юридический университет. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 340, [2] с. : рис. - (Бакалавр. Прикладной курс). - Библиогр. в конце глав. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9916-6089-1 (в пер.) : 222.20 р. Книга доступна в электр. библ. системе biblio-online.ru. Имеются экземпляры в отделах: _всего 1 : ЧЗ (1)
Электронные (образовательные, информационные, справочные, нормативные и т.п.) ресурсы:
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека «E-library»
2. http://www.eduhmao.ru/info/1/4382/ - информационно-просветительский портал «Электронные журналы»
3. www.gumer.info – библиотека Гумер
4. www.koob.ru – электронная библиотека Куб
5. www.diss.rsl.ru – электронная библиотека диссертаций
6.2 Перечень рекомендуемой литературы
для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Уголовное право»
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. //Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2015.
4. Федеральный закон от 25.12.2008г.№ 273- ФЗ «О противодействии коррупции».
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ.
6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. М.: Юрид. лит., 1990.
7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. М.: Юрид. лит., 1990.
8. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. М.: Юрид. Лит., 1990.
9. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.(Ч.5)// Советская юстиция. 1991. № 14.
10. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.// Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. Вып.2. М.: Междунар. отношения, 1993.
11. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам. Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил// Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. Рязань: Академия ФСИН России, 2008.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 172. // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г.№ 52 (ч.1).Ст.4921.
13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138. // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст.4532.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195.// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002. № 1. Ст.1.
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223.// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1. Ст.16.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197.// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст.3.
17. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229 «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 41. Ст.4849.
18. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 8. Ст.366.
19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. № 29. Ст.2759.
20. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 14 августа 1995 г. № 33. Ст.3349.
21. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» //Собрание законодательства Российской Федерации от 15 октября 2010 г. № 24. Ст.2789.
22. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции»// Российская газета. 2011. 1 марта.
23. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»// Российская газета. 2011. 8 апреля.
24. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст.1316 (с внесенными изменениями и дополнениями).
25. Указ Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» //Собрание законодательства. 2001.№ 53 (ч.2). Ст.5149.
26. Указ Президента РФ № 1314 от 13 октября 2004 г. «Положение о Федеральной службе исполнения наказаний»// Российская газета. 2004. 19 октября.
27. Указ Президента РФ № 1316 от 13 октября 2004 г. «Положение о Федеральной службе судебных приставов» // Российская газета. 2004. 19 октября.
28. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».// Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 7. Ст.524.
Основная:
1. Понятие и термины в уголовном праве России. Общая и особенная части: учебное пособие / отв. ред. А.И. Чучаев, Е.В. Лошенкова. - М.: Контакт, 2014.
2. Уголовное право. Общая часть: учебник /отв. ред. И.Я. Козаченко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 (Ковалев М.И., Кондрашова Т.В., Незнамова З.А.)
3. Уголовное право. Особенная часть: учебник /Отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - 5-е изд., изм. и доп. -М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
4. Уголовное право Российской Федерации: общая часть : учебник для вузов / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юридический факультет ; под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой и др. - 2-изд., стереотип. - М. : Статут, 2014. - 879 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-0999-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448106
5. Гладышев, Д.Ю. Уголовное право России. Общая часть в определениях и схемах : учебное пособие / Д.Ю. Гладышев, Ю.А. Гладышев ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. - М. : Российский государственный университет правосудия, 2016. - 216 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-93916-493-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439564
6. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет ; под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Статут, 2016. - 864 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-1274-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
7. Шаталов, А.С. Уголовный процесс: понятие, система, типы : учебно-методическое пособие / А.С. Шаталов. - Изд. 2-е, стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 72 с. - Библиогр.: с. 33-34. - ISBN 978-5-4475-8447-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444689
8. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 727 с. - ISBN 978-5-238-02549-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446582
Дополнительная:
1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник./В.В. Сверчков 3-е изд., М., Юрайт, 2013.
2. Комарницкий А.В. Уголовный закон и несовершеннолетние: монография/А.В. Комарницкий; СПб., ИВЭСЭП, 2012.
3. Уголовное право России. Особенная часть: учебник/ С.А. Беляев и др. М., Статут 2012
4. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник, рек. М-вом образования Рос. Федерации / [Ю. В. Грачева и др.] ; под ред.: Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева ; Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М [и др.], 2011. - 553 c.
5. Уголовное право. Общая часть : учебник / [А. Ф. Мицкевич и др.] ; отв. ред. А. Н. Тарбагаев ; [Сибирский федер. ун-т, Юрид. ин-т]. - М. : Проспект, 2012. - 445 c.
6. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов : [по направлению и специальности "Юриспруденция" / Н. Н. Белокобыльский и др.] ; под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, и И. М. Тяжковой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М. : Статут, 2012. - 878 c.
7. Уголовное право. Особенная часть : учебник / [А. Ф. Мицкевич и др.] ; отв. ред. И. В. Шишко ; [Сибирский федер. ун-т, Юрид. ин-т]. - М. : Проспект, 2012. - 747 c.
8. Уголовное право : учебник для бакалавров, [обучающихся по юрид. направлениям и специальностям : в 2 т. / Н. В. Артеменко и др.] ; отв. ред. И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - (Серия "Бакалавр : базовый курс"). - ISBN 978-5-9916-2512-8. Т. 1 : Общая часть . - 587 c.
9. Российское уголовное право. Общая часть : [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 030500 "Юриспруденция" и по специальности 030501 "Юриспруденция" / С. В. Анощенкова и др. ; под ред. Н. А. Лопашенко]. - М. : Юрлитинформ, 2012. - 750 c.
Электронные (образовательные, информационные, справочные, нормативные и т.п.) ресурсы:
Интернет-ресурсы для поиска актуальных сведений об уголовном праве:
Государственная Дума Российской Федерации: http://www.duma.gov.ru/
Верховный Суд Российской Федерации: http://www.vsrf.ru/
Министерство внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru/
Российская газета: http://www.rg.ru/
СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/
Информационно-правовой портал «Гарант»: http://www.garant.ru/ и др.
«Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
III. Требования к выпускным квалификационным работам
и порядку их выполнения
1. Общие требования к выпускным квалификационным работам
Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Цель защиты ВКР состоит в выявлении способности и умений выпускника, опираясь на сформированные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
· углубление, расширение, систематизацию, закрепление теоретических знаний и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении профессиональных задач;
· развитие навыков самостоятельной работы с научной и научно-методической литературой, творческой инициативы студентов, стремления к поиску оригинальных, нестандартных профессиональных решений;
· развитие навыков научного и стилистически грамотного изложения материала, убедительного обоснования выводов, практических рекомендаций;
· выявление подготовленности студентов к самостоятельной творческой деятельности по избранному направлению и профилю;
· формирование ценностного отношения студентов к профессиональной правоприменительной и правоохранительной деятельности;
· выявление умений выпускника применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач в области уголовного права;
· систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранному направлению подготовки, их применение при решении конкретных практических задач,
· овладение основами научного исследования;
· формирование умений ведения профессиональной дискуссии и защиты собственной профессионально-практической позиции;
· осмысление будущей профессиональной деятельности;
· приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.
Выпуская квалификационная работа по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) представляет собой исследование студентом темы или проблемы, ориентированной на разработку методики решения профессиональной задачи в области Уголовного права.
Образовательная организация утверждает список тем ВКР, предлагаемых обучающимся и доводит его до сведения обучающихся не позднее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ:
1. Уголовно-правовая политика и ее основные направления в борьбе с преступностью в современных условиях развития Российского государства.
2. Основные принципы уголовного законодательства Российской Федерации.
3. Понятие и сущность уголовного закона.
4. Действие уголовного закона в пространстве и во времени.
5. Основание уголовной ответственности.
6. Понятие преступления и его основные признаки.
7. Состав преступления и его юридическое значение.
8. Объект и предмет преступления, их уголовно-правовое значение.
9. Общественно опасное деяние как главный признак объективной стороны преступления.
10. Понятие и виды преступных последствий, их значение для квалификации преступлений.
11. Причинная связь и ее уголовно-правовое значение.
12. Понятие вина как основного признака субъективной стороны преступления.
13. Умысел и его виды.
14. Неосторожность как форма вины.
15. Преступление с двумя формами вины.
16. Мотив и цель преступления, их уголовно-правовое значение.
17. Понятие ошибки и ее влияние на уголовную ответственность.
18. Понятие субъекта преступления.
19. Понятие и критерии невменяемости.
20. Понятие стадий совершения преступления и их виды.
21. Приготовление к преступлению.
22. Покушение на преступление.
23. Понятие оконченного преступления.
24. Добровольный отказ от доведения преступления до конца и его уголовно-правовое значение.
25. Понятие соучастия в преступлении и его признаки.
26. Формы соучастия.
27. Виды соучастников преступления и их ответственность.
28. Понятие множественности преступлений.
29. Совокупность преступлений
30. Рецидив преступлений.
31. Необходимая оборона и ее значение в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью.
32. Понятие крайней необходимости и условия ее правомерности.
33. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
34. Обстоятельства, исключающие преступность деяния (обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).
35. Понятие и признаки уголовного наказания (понятие и цели).
36. Общие начала назначения наказания.
37. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
38. Понятие и виды смягчающих и отягчающих обстоятельств.
39. Лишение свободы как вид уголовного наказания.
40. Смертная казнь как исключительная мера наказания.
41. Институт давности в уголовном праве России.
42. Понятие уголовного осуждения.
43. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
44. Амнистия и помилование.
45. Понятие и сущность института погашения и снятия судимостей.
46. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
47. Принятие принудительных мер медицинского характера по уголовному праву Российской Федерации и их виды.
48. Убийство: понятие, виды, квалификация.
49. Привилегированные виды убийств.
50. Иные преступления против жизни.
51. Умышленное причинение вреда здоровью.
52. Побои. Отличие от причинения легкого вреда здоровью.
53. Истязание.
54. Заражение венерической болезнью.
55. Заражение ВИЧ-инфекцией.
56. Незаконное производство аборта.
57. Неоказание помощи больному.
58. Оставление в опасности.
59. Клевета.
60. Похищение человека. Отличие от незаконного лишения свободы.
61. Торговля людьми.
62. Оскорбление представителя власти.
63. Изнасилование. Отличие от понуждения к действиям сексуального характера и насильственных действий сексуального характера.
64. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
65. Развратные действия, отличие от полового сношения и действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста.
66. Нарушение неприкосновенности частной жизни.
67. Нарушение неприкосновенности жилища.
68. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
69. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
70. Кража.
71. Мошенничество.
72. Грабеж.
73. Разбой, отличие от бандитизма.
74. Вымогательство.
75. Хищение предметов, имеющих особую ценность.
76. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
77.Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
78. Присвоение или растрата имущества.
79. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
80. Незаконное предпринимательство.
81. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
82. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Отличие от соучастия в хищении.
83. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
84. Контрабанда.
85. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.
86. Уклонение от уплаты налогов с физического лица.
87. Террористический акт и преступления террористического характера.
88. Захват заложника.
89. Бандитизм. Отличие от разбоя.
90. Хулиганство. Соотношение с составом вандализма.
91. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
92. Незаконное, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов.
93. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов.
94. Вовлечение в занятие проституцией.
95. Незаконная охота.
96. Незаконная рубка лесных насаждений.
97. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
98. Государственная измена. Отличие от шпионажа.
99. Злоупотребление должностными полномочиями. Отличие от превышения должностных полномочий.
100. Взяточничество.
101. Халатность.
102. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
103. Применение насилия в отношении представителя власти.
104. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
105. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей.
106.Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
107. Понятие преступлений против военной службы.
108.Преступления против мира и безопасности человечества.
1. Требования к порядку выполнения ВКР
Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра определяется ее целями и задачами и учитывает необходимые требования: соответствие проводимого исследования направлению и профилю подготовки, квалифицированное применение теоретических знаний и профессиональных компетенций для решения задач исследования, связь теоретических положений с практическими задачами в рамках работы; собственный подход к решению дискуссионных проблем правоприменительной и правоохранительной теории и практики, методики квалификации преступлений, анализ библиографического материала, самостоятельность изложения и обобщения материала, логическая завершенность работы, наличие выводов.
Структура ВКР включает введение, основное содержание, представленное в 2-3 главах, заключение, библиографию и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, раскрываются методы и теоретические основания исследования, при необходимости дается характеристика источников и ученых-юристов занимавшихся проблематикой ВКР.
В основном содержании приводится анализ источников, основных научных подходов к проблеме исследования, определение основных понятий, сопоставление различных точек зрения по проблеме; описание и анализ эмпирического исследования по теме, представленной в виде примеров судебно-следственной практики, результаты решения поставленных во введении задач, рекомендации по использованию результатов исследования на практике.
В заключении приводятся обобщенные итоги работы, формулируются выводы и определяются перспективы продолжения исследования.
Библиография должна содержать перечень источников, использованных при подготовке ВКР. Это могут быть источники печатные и электронные.
Приложения содержат необходимые материалы (презентации, приговоры суда, таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы, результаты применения определенных методов, например, контент-анализа), иллюстрирующие основное содержание работы, т.е. те вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.
Общий объем ВКР, включая введение, основную часть и заключение, должен составлять не менее 60 страниц машинописного текста без учета списка использованной литературы и приложений.
Содержание выпускной квалификационной работы должно позволять сделать вывод о владении выпускником необходимыми компетенциями: ПК-1, - ПК-18; ОК-1 – ОК-7, ОК-9, ОК-10.
ВКР в печатном виде и на электронном носителе представляется на выпускающую кафедру. После завершения работы над ВКР руководитель ВКР предоставляет на кафедру отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР.
Кафедра обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом не позднее, чем за 5 дней до дня защиты ВКР.
После ознакомления с отзывом научного руководителя, а также проверки на заимствование, на кафедре решается вопрос о допуске студента к защите. При положительном решении кафедры ВКР размещается в электронном виде в электронно-библиотечной системе университета и в печатном виде передается в государственную экзаменационную комиссию. Выпускная квалификационная работа и отзыв передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.
Защита ВКР проводится на заседании государственной экзаменационной комиссии в сроки, установленные приказом ректора.
Процесс защиты ВКР включает:
- выступление студента;
- ответы студента на вопросы, заданные как членами комиссии;
- отзыв научного руководителя;
- рецензии рецензентов;
- заключительное слово студента.
Ход заседания государственной экзаменационной комиссии протоколируется.
Соотношение права и морали.
1. Определение нормы права и нормы морали.
2. Общие и отличительные признаки норм права и морали.
3. Взаимосвязь права и морали.
4. Взаимопроникновение права и морали.
5. Влияние норм морали на правотворческую и правоприменительную практику, реализацию права.
6. Воздействие норм права на мораль.
7. Противоречия между нормами права и морали, их причины и пути разрешения.
24. Основные типы правопонимания (общая характеристика).
1. Основные типы правопонимания (общая характеристика).
2. Нормативный тип правопонимания.
3. Социологический подход к пониманию права.
4. Естественно-правовой подход к пониманию права.
5. Нетрадиционные подходы к пониманию права: легистский и либертарный.
6. Классовый и общесоциальный подходы к сущности права.
7. Право как нормативно установленная мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство.
8. Современное правопонимание: многообразие подходов.
9. Естественно-правовая концепция права.
10. Проблема различения права и закона.
11. Социологическая концепция права.
12. Реальная применимость права.
13. Юридический позитивизм.
14. Право как институционное образование.
15. Интегративный подход в современном правопонимании.
16. Коммуникативная теория права.
Юридический позитивизм.
1. Содержание юридического позитивизма.
2. Возникновение юридического позитивизма.
3. Юридический позитивизм и его роль в формировании нормативного правопонимания.
4. Представители юридического позитивизма.
5. Взгляды представителей юридического позитивизма.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет имени а.С. ПУШКИНА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Т.В. Мальцева
___________________ 2017 г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению 40.03.01 Юриспруденция
профиль Уголовное право
Санкт-Петербург
2017 г.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», положением «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», утвержденным приказом ректора от 11.12.2015 г. № 206/06-04, Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки от «04» мая 2010 г. № 464 (далее ФГОС).
Составители:
- заведующий кафедрой уголовного права и процесса, доктор юридических наук, профессор Павлик М.Ю;
- доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент Коротков А.В.
Рассмотрено на заседании кафедры уголовного права и процесса 03.10. 2016 г. (протокол №2, от «03» октября 2016 г.).
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Заведующий кафедрой уголовного права и процесса ___________ Павлик М.Ю.
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав.библиотекой ________________ М.Е. Харитонова
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Язык обучения - русский
Оглавление
I. Пояснительная записка. 4
II. Программа государственного экзамена. 7
1. Общие положения. 7
2. Содержание государственного экзамена…………………………………………………8
2.1 Содержание государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права» 8
2.2 Содержание государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право». 20
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН………………………………………………………… ……………………………….38
3.1 Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по дисциплине «Теория государства и права». 38
3.2 Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по дисциплине «Уголовное право». 40
4. Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену. 44
5. Критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена. 45
6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ………………………………………………… ……….46
6.1 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права». 46
6.2 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Уголовное право». 48
III. Требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения 50
1. Общие требования к выпускным квалификационным работам.. 50
2. Критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы.. 54
3. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки выпускной квалификационной работы.. 56
IV. Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации.. 58
1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы.. 58
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания 59
3. типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.. 64
3.1 Типовой перечень вопросов государственного экзамена «Теория государства и права»…………………………………………………………………………………………….. .64
3.2 Типовой перечень вопросов государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право». 85
I. Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация является обязательной и осуществляется после освоения обучающимся образовательной программы в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация проводится государственной экзаменационной комиссией в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) (далее – основная образовательная программа) соответствующим требованиям ФГОС.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по основной образовательной программе.
По направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) устанавливаются следующие формы государственных аттестационных испытаний:
§ государственный экзамен;
§ защита выпускной квалификационной работы (далее вместе – государственные аттестационные испытания).
В программу государственной итоговой аттестации входит:
· программа государственного экзамена;
· требования к выпускным квалификационным работам и порядок их выполнения;
· критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена;
· критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы.
Программа государственного экзамена содержит:
· перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен,
· рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену,
· перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену.
Оценочные средства представлены в виде фонда оценочных средств для государственной итоговой аттестации, который включает в себя:
· перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
· описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
· типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;
· методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) позволяет выявить уровень сформированных компетенций студентов в области усвоения основных понятий и категорий теории государства и права в их связи с отраслевыми дисциплинами и юридической практикой, в области теоретических и практических вопросов уголовного права и владении методикой квалификации преступлений. Бакалавр должен быть подготовлен к осуществлению правоприменительной деятельности, предупреждению и профилактики преступного поведения, а также воспитания с учетом специфики предмета теории государства и права, уголовное право; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям образовательного стандарта.
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) результаты освоения обучающимися основной образовательной программы представлены следующим перечнем компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
§ ОК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
§ ОК-2 - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
§ ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
§ ОК-4 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
§ ОК-5 - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
§ ОК-6 - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;
§ ОК-7 - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
§ ОК-9 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;
§ ОК-10 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Профессиональные компетенции (ПК):
В нормотворческой деятельности:
§ ПК-1 - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
В правоприменительной деятельности:
§ ПК-2 - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
§ ПК-3 - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
§ ПК-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
§ ПК-5 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
§ ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
§ ПК-7 - владеет навыками подготовки юридических документов;
В правоохранительной деятельности:
§ ПК-8 - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
§ ПК-9 - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
§ ПК-10 - способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
§ ПК-11 - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
§ ПК-12 - способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
§ ПК-13 - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
В экспертно-консультационной деятельности:
§ ПК-14 - готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
§ ПК-15 - способен толковать различные правовые акты;
§ ПК-16 - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
В педагогической деятельности:
§ ПК-17 - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
§ ПК-18 - способен управлять самостоятельной работой обучающихся.
II. Программа государственного экзамена
Общие положения
Государственный экзамен по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право) имеет целью произвести оценку освоения комплекса учебных дисциплин, определяющих формирование следующего перечня общекультурных и профессиональных компетенций: ПК-1, - ПК-18; ОК-1- ОК 7, ОК-9, ОК-10, а также оценить профессиональные умения и навыки практического применения полученных теоретических знаний в конкретной ситуации. Государственный экзамен имеет комплексный характер и охватывает ключевые вопросы по дисциплинам, изученными студентами за период обучения.
Задачи государственного экзамена:
– определить умение бакалавров ориентироваться в базовом понятийном аппарате науки, предмета и дисциплины теория государства и права, уголовное право;
– установить уровень теоретических знаний по дисциплине теория государства и права, по фундаментальным и прикладным вопросам уголовного права;
– выявить умение студентов пользоваться юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать юридические решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;
– выявить умение студентов при построении методической системы квалификации преступлений.
На экзамене студент должен продемонстрировать знания вопросов теории государства и права, а также фундаментальных и прикладных вопросов Уголовного права, умения и навыки построения методической системы правоприменительной деятельности.
Государственный экзамен проводится по нескольким дисциплинам учебного плана, профилю уголовное право: теория государства и права; уголовное право. Вопросы, которые включаются в программу государственного экзамена, охватывают содержание основных учебных дисциплин базовой и вариативной части блока Дисциплины (модули) учебного плана бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль Уголовное право), реализуемых в рамках основной образовательной программы: «Теория государства и права», «Уголовное право», «Состав преступления», «Проблемы уголовного права Российской Федерации», «Преступления против общественной безопасности», «Научные основы квалификации преступлений», «Назначение наказаний по Российскому уголовному праву», «Преступления против личности», «Преступления против собственности», «Преступления в сфере экономической деятельности», «Правовое обеспечение противодействия коррупции».
Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам (билет состоит из трех вопросов). В ходе проведения итогового государственного экзамена проверяется теоретическая и практическая подготовка студентов, уровень сформированности их общекультурных и профессиональных компетенций.
При ответе на вопросы экзаменационного билета студент демонстрирует способности соотносить знания основ теоретических дисциплин с умением включать их в контекст будущей профессиональной деятельности при решении практических задач.
Содержание государственного экзамена
Содержание ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Тема 1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
Наука как систематизированное знание об окружающей человека природе. Основные направления научного знания. Естественные, технические, социальные науки. Взаимосвязь естественных, технических и социальных наук.
Виды социальных наук (психология, социология, политология, правоведение). Место и роль юридической науки в системе социальных наук. Соотношение теории государства и права с общественными науками: философией, экономической теорией, социологией, политологией и др.
Значение юридических наук для развития теоретических представлений о государстве и праве.
Классификация юридических наук. Философия права, социология права, догма права. Историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) юридические науки. Юридические науки, изучающие зарубежные государственно-правовые системы и международное право. Основные этапы становления отечественной теоретико-правовой науки.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.