Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Факультет изобразительного искусства

Отделение очного обучения

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Тема: «Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики»

Специальность – 050602 (изобразительное искусство)

 

2010 год

 



Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации

1.1 Понятие иллюстрации

1.2 История искусства книжной иллюстрации

1.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Глава II. Компьютерная графика в книжной иллюстрации

2.1 Понятие компьютерной графики

2.2 Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации

2.3 Графические редакторы, используемые в школе на уроках компьютерной графики

Глава III. Технология выполнения дипломного проекта

3.1 Проектный анализ книги

3.2 Выполнение иллюстраций

3.3 Верстка издания

3.4 Подготовка к печати, печать и послепечатная доработка

Глава IV. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики

4.1 Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

4.2 Цели, задачи и содержание занятий факультативного курса

4.3 Методы, приемы, средства обучения компьютерной графики

4.4 Тематический план и ход урока

Заключение

Список литературы

 



Введение

Проблема исследования и его актуальность. В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, т. к. в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни, в том числе и в сфере изобразительного искусства. Как известно, дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету. По этой причине занятия компьютерной графикой должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Серьезной проблемой в контексте современной реальности является недостаточное внимание к обучению компьютерной графике в школе, а также отсутствие необходимых условий, средств и квалифицированных специалистов в данной области. Поэтому необходимо создать все условия для реализации обучения компьютерной графике в каждой общеобразовательной школе. Потребность в применении информационных компьютерных технологий в области художественного образования подтверждает целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.

Цель исследования – разработка и экспериментальное апробирование содержания и педагогической технологии обучения компьютерной графике учеников общеобразовательной школы.

Предмет исследования – разработка методики обучения учащихся общеобразовательной школы компьютерной графике на примере работы над оформлением книги сказок для детей.

Объект исследования – дидактические аспекты процесса обучения компьютерной графике учащихся средней общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, теоретиков искусства, и практикующих художников: С. В. Симоновича, Г. А. Евсеева, А. Г. Алексеева, С. В. Кошелевой, А. С. Дерягина, Л. С. Выготского, Е. В. Лебедева, Р. Черных, Б. Дехтерева, Д. Херна, М. Паулина Бейкера и др.

Одной из главных задач школы является подготовка учащихся к поступлению в различные учебные заведения. Курс компьютерной графики призван привить ученикам любовь к изобразительному искусству, дизайну, подтолкнуть их к выбору изобразительного искусства как профессиональной стези. Для абитуриентов, поступающих на художественные специальности, больше всего требуются знания и умения в рисунке, живописи и композиции.

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника – такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Наиболее простой способ увидеть компьютерную графику на практике – включить телевизор. Заставки ко многим телевизионным программам представляют собой именно компьютерную графику. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее.

Востребованность компьютерной графики возрастает в разных отраслях дизайна: промышленного, архитектурного, полиграфического, художественного и других. Ребенок ежедневно встречается с компьютерной графикой, листая свои первые книжки, разглядывая иллюстрации, всматриваясь в текст. Как правило, эти книги сверстаны с помощью компьютерной издательской системы, иллюстрации разработаны или отсканированы, а затем обработаны в каком-либо графическом редакторе.

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья.

Наверное, многие из вас смотрели современные зарубежные мультфильмы «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Сезон Охоты», а также российские мультфильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Князь Владимир». Всё это продукты компьютерной графики. Также ее элементы часто встречаются в программах, посвященных путешествиям, кулинарным рецептам, юмору, в фильмах и передачах можно увидеть анимированных героев.

Этот список можно продолжать бесконечно, поскольку многочисленные элементы дизайна и окружающей человека неодушевленной среды все чаще создаются с помощью компьютерной графики, а количество специализированных программ постоянно растет.

Таким образом, компьютер в наше время стал универсальным инструментом художников, оформителей, дизайнеров и мультипликаторов.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания ребенка трудно переоценить, ведь, как верно заметил А.И. Буров, «Любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения» (6, стр 47).

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка – единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).

Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности учащегося школы и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.

Компьютерная графика зародилась на рубеже 40-х и 50-х годов в США, но "доступ в массы" получила в первой половине 80-годов. Это было связано с возникновением персональных компьютеров, доступных на Западе практически каждому. Ряд уникальных свойств, которыми обладает данный вид искусства, отличает ее от всех традиционных способов создания графического образа. Прежде всего, это легкость манипулирования изображением. Ребенку очень просто не только стереть какие-то его части и добавить новые, но и заменить один цвет на другой, высветлить или затемнить и даже поменять всю гамму. С помощью графического редактора на экране компьютера дети могут создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию.

Работая с большим интересом, дети легко и быстро входят в мир компьютерной графики. Этому способствуют дружественные интерфейсы современных графических оболочек. Например, самый простой программный продукт по созданию компьютерной графики, интегрированный в ОС Windows, графический редактор Paint. Программа легко поддается освоению детьми даже младшего школьного возраста, для старших школьников она выступает первой по счету программой для ознакомления с компьютерной графикой. Работы, выполненные в редакторе Paint, радуют глаз своими яркими, насыщенными цветами. Работая в Paint, дети становятся подготовленными для освоения более сложных программ, таких как Corel DRAW, Adobe Photoshop и др.

На уроках компьютерной графики дети приобретают базу знаний в области компьютерного изобразительного искусства, изучают его основные направления и возможности при освоении наиболее распространенных и часто используемых программных средств. На примере программ Paint и Adobe Photoshop дети осваивают азы растровой графики. Возможности векторной графики изучаются на основе программы Corel DRAW.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики и информационных технологий. Школа не может остаться в стороне от этого процесса. Она должна не только способствовать модернизации образования, но и являться той воспитывающей средой, ядром которой является «образовывающийся» ребенок. Отсюда и возникает необходимость внедрять в базовое школьное образование дополнительные дисциплины или учебные блоки, отвечающие условиям нашей современной действительности. Их основным предназначением является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии обучаемого, комплексно охватить все стороны его личности и развить ребенка в соответствии с его талантами и желаниями. Неформальное общение, свобода выбора интересов, внедрение нового и увлекательного в учебный процесс делают такое образование интересным для обучаемых любого возраста. Оно обладает также и значительным педагогическим потенциалом, а зачастую выступает главным фактором жизненного выбора.

Компьютерная техника позволяет сделать учебные занятия более привлекательными, интересными и по-настоящему современными, а также осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо формировать и развивать умения и навыки получать и обрабатывать информацию с помощью компьютерной техники для решения различных учебных и практических задач.



Понятие иллюстрации

 

Иллюстрация (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом "иллюстрация" называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы, говорить о главной теме части или главы, показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом.

Повествовательные точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п.

Метафорические обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

а) настроения или состояния их воздействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

б) аллегорические к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

в) синтетические иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, – линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

Проектный анализ книги

 

Рост компьютерных технологий, популярность интернет- и аудиокниг не только не разрушили традиционный книгоиздательский бизнес, а наоборот, дали толчок к развитию: увеличиваются тиражи, новые грани демонстрируют дизайн текста и книжные иллюстрации. Открываются новые горизонты для книжного дизайна.

Грамотно созданный дизайн книги – обложка и внутреннее художественное оформление – создают особенный образ, благодаря которому именно эту книгу хочется брать в руки, читать или просто смотреть. Оформление любой книги зависит от понимания его особенностей, тех приемов и правил, которые необходимы для получения достойного внешнего вида издания и его максимальной информативности. Существует неписанное правило – как и в любой сфере дизайна, создавая дизайн книги, нужно опираться на классические законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение. Композиция – это своего рода связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Подготовка книги к изданию – сложный и продолжительный процесс. Он состоит из длинной цепочки взаимосвязанных этапов. Оформление печатной продукции — целостная проблема, в которой технический и художественный моменты слиты в синтетическом единстве.

До недавнего времени каждый этап выполнял профессионал узкой специализации: редактор, корректор, художник, наборщик, печатник. C появлением настольных издательских систем (Desktop Publishing – DTP) способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий. Мощность средств автоматизации издательского труда, включенных в DTP, настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию может выполнить один человек. Очевидно, что такой «профессионал широкого профиля» должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, при этом учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость.

Идея практической части дипломного проекта – оформление и производство книги шведских народных сказок – была выбрана нами в связи с определенными реалиями современной жизни. В контексте глобализации, затрагивающей культуру, происходит активное взаимопроникновение и смешение культур, поэтому, с нашей точки зрения, является целесообразным обучать детей не только русской культуре, но и культуре других народов.

Данный аспект имеет непосредственное отношение не только к формированию целостного художественного вкуса школьников и уровня образованности, но и к становлению их межкультурного самосознания. Ознакомление со шведскими сказками позволяет учащимся в полной мере осознать межкультурные связи, существующие между русским и скандинавским эпосом как на уровне сюжетов и персонажей, так и в художественной фактуре сказок, которая определяет функционирование изобразительных элементов, т.е. иллюстраций к текстам сказок, и увидеть, что персонажи этих сказок имеют много общего с персонажами русских сказок. С одной стороны, знакомство с миром шведской сказки позволяет учащимся осуществить этнокультурную идентификацию, т.е. осознать отличие российского этнического наследия от наследия других стран. С другой стороны, в ходе ознакомления со скандинавским фольклором учащиеся имеют возможность увидеть много общего между сказочным восприятием мира различными народами, что формирует межэтническую толерантность и воспитывает чувство интернационализма.

В рамках данного дипломного проекта было решено изготовить макет книги, содержащей пять шведских народных сказок, обладающей красочными иллюстрациями.

В начале работы над оформлением книги, нами была подобрана и изучена литература о культуре Швеции, традициях и обычаях этой страны, национальных орнаментах, особенностях народного костюма, архитектуры, ландшафта. Эти знания должны были способствовать узнаваемости характерных особенностей шведской культуры в среде оформления книги. Также мы ознакомились с мифологией и описанием сказочных персонажей шведского эпоса. В ходе работ по сбору информации было установлено, что некоторые персонажи шведских народных сказок имеют четкое сходство с персонажами русских народных сказок, к примеру, в шведском эпосе есть аналог русскому лешему – тролль, который, однако же, обладает рядом отличительных особенностей. В ознакомительных целях нами были подобраны книги с шведскими народными сказками, имеющие иллюстрации различных художников. Среди них были издания, иллюстрированные Михаилом Бычковым, Теодором Киттельсеном, Йоном Бауэром, Каем Нильсеном. Источниками получения информации послужила литература из публичной библиотеки и сети Интернет. На основе полученных знаний нами была разработана концепция оформления книги.

По итогам исследовательской работы нами был определен формат потенциальной книги и выполнен эскиз макета книги на бумаге с помощью карандаша и красок. В дальнейшем макет был разработан на компьютере в программе Adobe InDesign.

 

Подготовка к печати, печать и после печатная доработка

 

Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответственно, их исправить (или не допустить), и который заканчивается изготовлением печатных форм.

К допечатной подготовке относятся:

1. Цветокоррекция и цветоделение цифровых оригиналов.

2. Учет потенциальных проблем при печати (процедура треппинга, обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов, спуск полос и т.д.).

3. Верстка изображения.

4. Запись PS-файла.

5. Растрирование.

6. Вывод пленок и печатных форм.

По большому счету процесс допечатной подготовки является самой ответственной и самой незаметной стадией получения готового оттиска, так как если подготовка изображений проходит удачно, то на оттиске трудно заметить ее недочеты, особенно непрофессионалам. Видно только то, что он хорошо напечатан.

Печать – это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал. Способ печати — полиграфический процесс воспроизведения и тиражирования издания, который отличается принципом создания печатающих и пробельных элементов на печатной форме и методом передачи краски с печатной формы на запечатываемый материал. Различают четыре основных способа печати: высокую (типографскую), глубокую, плоскую и трафаретную печать. Самым распространенным видом плоской печати является офсетная печать. В более обширной классификации можно выделить офсетную печать, трафаретную печать, флексографскую печать, цифровую печать, типоофсет, фототипию, литографию, струйную печать, электрографию, глубокую офсетную печать, комбинированную печать и др.

В сфере полиграфии печать обычно делят на основные два типа: офсетная печать и цифровая печать. У каждого вида печати есть свои достоинства и недостатки.

Полиграфическая продукция, как известно, является самым массовым средством обмена информацией на сегодняшний день. До недавнего времени единственным способом производства такого рода продукции была офсетная печать.

Однако у классического офсета помимо ряда достоинств, таких как высокое качество печати, существует и ряд недостатков. Большой недостаток офсетного способа это сложность технологического процесса и, как следствие, низкая рентабельность при печати малых тиражей, 500 экземпляров – минимум. Это обосновывается тем, что для того, чтобы типография начала печатать тираж, ей помимо проведения допечатной подготовки необходимо еще настроить печатную машину. При этом, естественно, определенное количество продукции уходит в брак, т. е. печать меньшего тиража попросту нерентабельна.

В данном дипломном проекте использовалась цифровая печать — направление в оперативной полиграфии, которое позволяет быстро реализовать идеи в области печати. Основная особенность цифровой печати заключается в управлении печатью с помощью компьютера. Процессор печатной машины при наложении изображения на поверхность с легкостью проецирует цифровые данные на нужный участок. Имеется возможность просмотреть тестовый отпечаток и при необходимости произвести коррекцию цветов. К достоинствам цифровой печати можно отнести готовность тиража от 1 часа, малые тиражи и мгновенная обновляемость позволят материалам всегда оставаться актуальными, есть возможность посмотреть тестовый отпечаток и сразу скорректировать цвета при необходимости

Послепечатная подготовка — заключительный этап выпуска проектируемого издания, определяющий конечный вид любой печатной продукции.

Послепечатная обработка включает в себя четыре основных технологических процесса: резка тиража, фальцевание, сборка и обшивка.

Также существует большое количество второстепенных послепечатных отделочных операций, таких как лакировка, перфорация, сверление отверстий и т.д. Некоторые поверхности могут проходить такие отделочные операции, как склеивание, приклеивание на различные подложки, ламинирование и комплектацию. Существует также ряд послепечатных технологических операций, применяемых только при растровой печати, он включает штамповое высекание, вакуумное формование и тиснение.

 



Заключение

 

В ходе работы над дипломным проектом нами была разработана методика обучения школьников компьютерной графике на занятиях факультативного курса по обучению компьютерной графике. Методика была предложена для обучения старших школьников девятых – одиннадцатых классов, но при соответствующем упрощении требований к выполняемым заданиям и теоретической части, данная методика может применяться и в условиях средней и младшей школы. В качестве методических рекомендаций может быть использовано внедрение игровых элементов в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.

В процессе разработки методики были обоснованы цели, задачи и содержание обучения, определены формы организации учебного процесса, разработано содержание учебного курса, рассчитанного на 1 год обучения, рассмотрены методы обучения и средства обеспечения учебных, образовательных и воспитательных процессов. Подробно описана методика проведения одного занятия из курса обучения компьютерной графике.

В процессе работы над проектом мы выяснили, что разработка книжной иллюстрации - это процесс трудоёмкий и требующий серьёзного подхода.

С нашей точки зрения, поставленные задачи решены, при работе над проектом были произведены все виды работ, заложенные в план работы над дипломным проектом.

 



Список литературы

 

1. А. А. Кричалов «Компьютерный дизайн: Учебное пособие», Мн.: СТУ МГМУ, 2008 г.

2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская «Ступеньки к творчеству», М.: Педагогика, 1997 г.

3. А. А. Прищепа «Основы композиции: Учебное пособие», Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2009 г., 96 стр.

4. А. А. Прищепа «Пропедевтика дизайна: Методическое пособие», Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2009 г., 124 стр.

5. А. А. Прищепа «Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст): Монография», Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003 г., 192 стр.

6. А. Д. Гончаров «А. В.Фаворский – художник книги. Книга. Исследования и материалы», 1965 г., Сб.11., 75-120 стр.

7. А. Е. Бубнов «Компьютерный дизайн. Основы», Мн.: Знание, 2008 г.

8. А. С. Дерягин «Художественные шрифты», М.: Просвещение, 1982 г., 45 стр.

9. А. Моль, В. Фукс, М. Касслер «Искусство и ЭВМ», М.: Мир, 1975 г.

10. А. Ш. Левин «Самоучитель компьютерной графики и звука», Санкт-Петербург: Питер, 2006 г., 640 стр.

11. Б. Г. Тяпкин «Аппарат произведения печати», М.: Книга, 1977 г.

12. Б. Дехтерев «Иллюстрация – произведение художественное. Детская литература», 1980 г., № 4.

13. Б. Дехтерев «Познание мира и иллюстрация. Детская литература», 1990 г., № 3.

14. Б. М. Кисин «Графическое оформление книги», Ленинград: Гизлегпром, 1946 г., 410 стр.

15. Б. М. Теплов «Психологические вопросы художественного восприятия», Известия АПН РСФСР, Мосвка, 1947 г., Вып. 11, 7-26 стр.

16. В. А. Езикеева «Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества», Москва, 1973 г., 115 стр.

17. В. Викернес "Скандинавская Мифология и Мировоззрение", Тамбов: Тамбовская типография "Пролетарский светоч"", 2007 г., 232 стр.

18. В. А. Фаворский «Об искусстве, о книге, о гравюре», сост. Е. С.Левитина, М.: Книга, 1986 г.

19. В. А. Фаворский «О книге. Рассказы художника-гравера», М.: Детская литература, 1965 г., 41 стр.

20. В. И. Ивановская «Скандинавские орнаменты», М.: В. Шевчук, 2008 г., 201 стр.

21. В. М. Соколинский, Д. Л. Зрелых «Сказочные мотивы в изобразительном искусстве, 2005г., Курск: КГУ, 2006 г., 214–217 стр.

22. В. М. Соколинский, Д. Л. Зрелых «Сказочный мир в творчестве художника И. Я. Билибина», материалы всеросс. науч. конф. Курск, 17 апреля 2003 г. – Курск: КГУ, 2003 г., 151–154 стр.

23. В. Н. Стасевич «Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности», Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002 г., 86 стр.

24. В. Тоотс «300 Шрифтов», Латвийское государственное издательство «Рига», 1960 г., 413 стр.

25. Г. А. Кравцов «В. А. Фаворский», М.: Искусство, 1969 г.

26. Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М.: Академия, 2000 г.

27. Г. М. Логвиненко «Декоративная композиция», М.: Владос, 2006 г., 160 стр.

28. Д. К. Тутубалин «Вопросы для проведения контрольной работы по разделу «Теоретические основы компьютерной графики»», Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006 г.

29. Д. К. Тутубалин, Д. А. Ушаков «Компьютерная графика. Adobe Photoshop», учебное пособие, Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2005 г., 92 стр.

30. Д. К. Тутубалин, электронный учебник «Уроки Photoshop», Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006 г.

31. Е. В. Лебедев, Р. Черных «Искусство художника-оформителя», М.: Советский художник, 1981 г., 340 стр.

32. Е. Л. Фейнберг «Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке», М.: Наука, 1992 г.

33. И. Диденко, А. Островенец, В. Циглев «Художественное оформление средств наглядной агитации и пропаганды», М.: Просвещение, 1979 г., 157 стр.

34. И. М Аксянов «Роль межпредметных связей в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием», «Информатика и образование», 2005 г., № 2, 37 -58 стр.

35. «Интервью с Умберто Эко», «Домашний компьютер», № 2, 1998 г.

36. «Книговедение: Энциклопедический словарь», Москва, «Современная энциклопедия», 1981 г.

37. «Книговедение. Энциклопедический словарь», Москва, “Советская энциклопедия”, 1982 г., 611 стр.

38. К. Т. Даглдиян «Декоративная композиция: учебное пособие», Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г., 368 стр.

39. К. Т. Даглдиян «Единство формы и содержания декоративной композиции на основе теории визуального восприятия: методическое пособие», Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008 г.

40. Л. А. Залогова «Компьютерная графика. Элективный курс: практикум», Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

41. Л. А. Залогова «Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие», Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

42. Л. Н. Рожина «Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям. Вопросы психологии», 1964 г., №1, 163-178 стр.

43. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997 г.

44. Л. С. Выготский «Психология искусства», М.: Искусство, 1987 г.

45. Л. С. Зазнобина «Живая жизнь и виртуальная реальность. Народное образование», 1996 г, № 9, 17-21 стр.

46. Л. С. Зазнобина «Медиаобразование в современной российской школе», Магистр, 1995 г., №1, 17- 29 стр.

47. М. Д. Таборидзе «Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики», М.: Педагогика, 1988 г., 104 стр.

48. М. И. Щелкунов «История, техника, искусство книгопечатания», М.: Л., 1926 г.

49. М. Морган «Буквицы. Энциклопедия», М.: Арт-Родник, 2007 г., 257 стр.

50. М. П. Концевой «Дети в Интернете (детское изобразительное творчество в Киберпространстве)», Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа – 1999 г., № 1, 85-87 стр.

51. Н. М. Зубарева «Дети и изобразительное искусство», М., 1998 г.

52. Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», М.: Академия, 1999 г., 368 стр.

53. Н. Н. Орехов «Производственная графика», М.: Высшая школа, 1988 г., 191 стр.

54. Н. Петрова «Компьютер и художник. Мир ПК», 1997г., №7, 92-96 стр.

55. Н. Петрова «Новые технологии образования. Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда», 1996 г., №1., 154-162 стр.

56. Н. Петрова «Разговор с Норштейном. Компьютера», 1996 г., №1., 11-12 стр.

57. Н. Чепмен, Д. Чепмен «Цифровые графические инструменты, 2-ое издание», 2005 г., 656 стр.

58. О. А Буковецкая «Готовим в печать журнал, книгу, буклет, визитку», М.: НТ Пресс, 2005 г., 303 стр.

59. О. И. Нестеренко «Краткая энциклопедия для дизайна», М.: Молодая гвардия, 1994 г., 316 стр.

60. Поль Сезанн. «Письмо к Э. Бернару. Мастера искусств об искусстве», Москва, 1931 г., Т.3., 227-228 стр.

61. С. Айриг, Э. Айриг «Подготовка цифровых изображений для печати», пер. с англ., Мн.: ООО "Попурри", 1997 г., 192 стр.

62. С. Пейперт «Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи», М.:Педагогика, 1989 г.

63. С. И. Смирнов «Шрифты и шрифтовой плакат», М.: Плакат, 1977 г., 143 стр.

64. С. И. Смирнов «Шрифт наглядной агитации», М.: Плакат, 1988 г., 190 стр.

65. Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», М.: Педагогика, 1993 г.

66. Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», Москва, 1992 г.

67. Х. Арбман «Викинги», Санкт-Петербург: Евразия, 2006 г., 320 стр.

68. Энциклопедия "Скандинавская мифология", М.: Эксмо, 2005 г., 592стр.

69. Ю. Ф. Гурский, Г. В. Корабельникова «Photoshop 7 трюки и эффекты», Эффективная работа», Санкт-Петербург: Питер, 2003 г.

70. Ян Чихольд «Облик книги», пер. с нем., М.: Книга, 1980 г., 240 стр.

71. C. Davis «Celtic and old norse designs», «Dover Publications», INC. Mineola, NewYork, 44 стр

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Факультет изобразительного искусства

Отделение очного обучения

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.