Выполнение иллюстраций к книге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.

Важнейшим элементом художественного издания является иллюстрация, представляющая собой определенное сюжетное и композиционное решение. У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому целесообразно упомянуть о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию иллюстраций к детской книге, воплотить идею в форму художественного произведения. Эти правила, средства и приемы составляют совокупность закономерностей построения композиции иллюстрации.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Итак, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания иллюстрации. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции помогает создавать иллюстрации, отличающиеся наибольшей выразительностью, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил.

Приемы и средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Знание и понимание закономерностей построения композиции были учтены нами во время создания иллюстраций к книге шведских народных сказок.

Помимо знаний композиции при иллюстрировании детской литературы также важно учитывать, что принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Речь не может идти о подчиненности одной фазы другой, о служебной, подготовительной роли детства по отношению к отрочеству, отрочества - к взрослому состоянию.

Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.

Для выполнения иллюстраций к книге шведских народных сказок мы использовали устройство для цифрового рисования – планшет марки Wacom Bamboo Fun Pen&Touch и графический редактор Adobe Photoshop CS4. Использование планшета позволило нам избежать этапа отрисовки эскизов иллюстраций на бумаге и последующего их сканирования. Все эскизы были выполнены исключительно в программе Adobe Photoshop.

В разработке иллюстрации можно выделить несколько основных этапов:

1. Отрисовка наброска изображения.

2. Заполнение цветом наброска.

3. Использование фильтров и эффектов.

4. Цветокоррекция изображения.

Отрисовка наброска изображения. Создается новый документ заданного размера с серым цветом фона, который является оптимальным для дальнейшего заполнения цветом. В палитре слоев создается новый слой, которому присваивается имя «Набросок». Выбирается инструмент «Кисть» черного цвета, малого диаметра, 100%-ной жесткости, 50%-ной прозрачности. Эти параметры кисти одновременно обеспечивают ненавязчивость и достаточную конкретность наброску, позволяя обойтись без избыточного количества линий. После предварительной отрисовки, набросок корректируется инструментами «Ластик» и «Кисть».

Заполнение цветом наброска. После того, как эскиз приобретает необходимый вид, в палитре слоев под слоем «Набросок» создается слой с именем «Цвет». Обычно при заполнении цветом документа достаточно ограничиться одним слоем с цветом, но мы посчитали целесообразным создавать к каждой иллюстрации несколько субслоев – слой с большими цветовыми массивами, слой с мелкими деталями и несколько слоев с большими объектами. Каждому слою было присвоено соответствующее имя. Эти действия призваны облегчить доработку отдельных областей и объектов изображения на третьем и четвертом этапах работы над иллюстрацией.

Для заполнения цветом определенного объекта выбирается соответствующий слой и инструмент «Кисть» 100%-ной жесткости, достаточно крупного размера. Выбирается основной цвет, которым эта область должна быть заполнена. Далее, выбирается кисть с мягкими краями, средней степени прозрачности и на заполненной цветом области слоя добавляются дополнительные цвета и оттенки. Для достижения эффекта NPR-изображения следует использовать кисти различной фактурности. Если требуется, чтоб краска не выходила за пределы уже заполненной цветом области, то в палитре слоев блокируются прозрачные пикселы на данном слое. После заполнения цветом слоя, при необходимости производится корректировка инструментом «Ластик».

Использование планшета позволяет нам контролировать ширину кисти, и плавные переходы между ее различными диаметрами (давление пера) не отрываясь от процесса отрисовки, поэтому при заполнении цветом изображения нет необходимости постоянно регулировать движок в настройке диаметра кисти. Это позволяет в достаточной степени сэкономить время и придает рисунку эффект работы, выполненной карандашом или кистью.

Использование фильтров и эффектов. Зачастую, после заполнения цветом слоя, он нуждается в фильтровой доработке. Обычно в палитре слоев создается его дубликат, к которому применяется необходимый фильтр с установленными параметрами. Далее меняется тип смешения слоя или его прозрачность.

Цветокоррекция изображения. Если необходимо изменить цвет или свет изображения в целом – слои сливаются в один общий. Если нужно изменить цвет или освещение определенного слоя – работа производится с выбранным слоем. Инструменты для цветовой и световой коррекции находятся в меню Изображение – Регулировки – Уровни, Цветовой баланс, Тон/Насыщение, Выборочный цвет и проч.

После того, как изображение приобретает законченный вид, все слои сводятся в один общий слой через меню Слой – Выполнить сведение. Получается готовая картинка, на которую, в зависимости от задумки автора, добавляются эффекты освещения из меню Фильтр – Рендеринг – Эффекты освещения или накладываются текстуры. Слой с текстурой перетаскивается на изображение и изменяется режим наложения и прозрачность. Готовое изображение переводят в цветовую модель CMYK, которая используется при печати изображений. Конвертация цвета осуществляется через меню Изображение – Режим. Далее производится запись изображения в формат *.tiff.

 

3.3 Верстка издания

 

Приступать к верстке книги следует после создания предварительного макета и разработки основных элементов ее оформления. Верстальщик должен представлять, что получится в результате его работы, поскольку необходимо создать такой макет для верстки книги, который не только соответствует правилам верстки, но и отвечает общей стилистике произведения.

Помимо работы с текстом, дизайнер-верстальщик принимает решения о расположении каждой иллюстрации в тексте, находя для нее единственно верное место. В данном случае целью является создание удобочитаемой и стилистически грамотной книги, в которой соблюдены все требования правил верстки, которые направлены на логическую завершенность всех элементов книги. В процессе верстки приходится дорабатывать и адаптировать макет под свои нужды. Однако на печати книга должна быть сверстана грамотно, независимо от удобства для верстальщика.

Верстка представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

Композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.

Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.

Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

В таком процессе как верстка издания должно достигаться выполнение всех указанных требований.

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:

1. Книжно-журнальная верстка.

2. Газетная верстка.

3. Акцидентная верстка

2. По конфигурации материалов:

1. Прямая верстка (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте).

2. Ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте).

3. По расположению материалов относительно центра полосы – вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

5. По расположению текстового и иллюстративного материала:

1. Открытая – изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы.

2. Закрытая – изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами.

3. Глухая – изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами.

4. Вразрез – текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части

5. В оборку – иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст.

6. На полях – небольшие изображения располагаются на полях.

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль оформления, наряду с текстом и иллюстрациями, следует рассматривать в качестве исходного компонента верстки.

1. Исходя из функций верстки, она должна отвечать строгим требованиям дизайна и обеспечивать определенные моменты:

2. Наиболее выгодную композиционную структуру издания.

3. Компактное расположение материалов на странице и максимальное использование полезной площади бумаги

Эстетический, привлекательный и выразительный внешний вид будущего печатного издания.

Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки – продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign), QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX. Считается, что у каждой из них своя специализация. Для книжной верстки более адаптированы программы PageMaker, InDesign и XPress, т.к. рассчитаны на работу с иллюстрациями..

Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для верстки книг. Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги – рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие:

1. Геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732

2. Простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными.

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги – в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги – дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге.

Основные элементы макета:

Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии, поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков. Эффектным является сдвиг заголовка влево относительно вертикали выравнивания текста. Это позволяет быстро просмотреть заголовки по вертикали.

Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители. Капителью называют начертание шрифта, когда строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные; капитель нельзя путать с прописными уменьшенного кегля, т.к. такое начертание отличается контрастностью и удобочитаемостью по сравнению с истинными прописными.

Колонтитулом называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста.

Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы.

Иллюстрацию следует верстать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

При создании макета книги Шведских народных сказок была использована программа электронной вёрстки Adobe InDesign. В настройках документа был выбран размер листа формата А4, значения полей выставлены на 2,5 сантиметра по верхней и боковым сторонам и 4,5 сантиметра по нижней стороне. К верхней, нижней и внешней сторонам был применен учет выпуска на обрез 2 миллиметра. На обложку книги был учтен выпуск на обрез 5 миллиметров.

После заполнения поля параметров документа, на страницы переносятся иллюстрации, сохраненные в формате *.tiff. Далее производится перемещение слоя с изображением на задний план, помещаются буквицы и текстовый фрейм через меню Файл – Поместить.

В книге Шведских народных сказок для заголовков был использован несистемный шрифт. Чтобы избежать проблем во время печати, он был переведен в кривые и заблокирован по позиции.

После завершения вёрстки макета книги, он был сохранен в формате *.psd под печать.

 

Подготовка к печати, печать и после печатная доработка

 

Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответственно, их исправить (или не допустить), и который заканчивается изготовлением печатных форм.

К допечатной подготовке относятся:

1. Цветокоррекция и цветоделение цифровых оригиналов.

2. Учет потенциальных проблем при печати (процедура треппинга, обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов, спуск полос и т.д.).

3. Верстка изображения.

4. Запись PS-файла.

5. Растрирование.

6. Вывод пленок и печатных форм.

По большому счету процесс допечатной подготовки является самой ответственной и самой незаметной стадией получения готового оттиска, так как если подготовка изображений проходит удачно, то на оттиске трудно заметить ее недочеты, особенно непрофессионалам. Видно только то, что он хорошо напечатан.

Печать – это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал. Способ печати — полиграфический процесс воспроизведения и тиражирования издания, который отличается принципом создания печатающих и пробельных элементов на печатной форме и методом передачи краски с печатной формы на запечатываемый материал. Различают четыре основных способа печати: высокую (типографскую), глубокую, плоскую и трафаретную печать. Самым распространенным видом плоской печати является офсетная печать. В более обширной классификации можно выделить офсетную печать, трафаретную печать, флексографскую печать, цифровую печать, типоофсет, фототипию, литографию, струйную печать, электрографию, глубокую офсетную печать, комбинированную печать и др.

В сфере полиграфии печать обычно делят на основные два типа: офсетная печать и цифровая печать. У каждого вида печати есть свои достоинства и недостатки.

Полиграфическая продукция, как известно, является самым массовым средством обмена информацией на сегодняшний день. До недавнего времени единственным способом производства такого рода продукции была офсетная печать.

Однако у классического офсета помимо ряда достоинств, таких как высокое качество печати, существует и ряд недостатков. Большой недостаток офсетного способа это сложность технологического процесса и, как следствие, низкая рентабельность при печати малых тиражей, 500 экземпляров – минимум. Это обосновывается тем, что для того, чтобы типография начала печатать тираж, ей помимо проведения допечатной подготовки необходимо еще настроить печатную машину. При этом, естественно, определенное количество продукции уходит в брак, т. е. печать меньшего тиража попросту нерентабельна.

В данном дипломном проекте использовалась цифровая печать — направление в оперативной полиграфии, которое позволяет быстро реализовать идеи в области печати. Основная особенность цифровой печати заключается в управлении печатью с помощью компьютера. Процессор печатной машины при наложении изображения на поверхность с легкостью проецирует цифровые данные на нужный участок. Имеется возможность просмотреть тестовый отпечаток и при необходимости произвести коррекцию цветов. К достоинствам цифровой печати можно отнести готовность тиража от 1 часа, малые тиражи и мгновенная обновляемость позволят материалам всегда оставаться актуальными, есть возможность посмотреть тестовый отпечаток и сразу скорректировать цвета при необходимости

Послепечатная подготовка — заключительный этап выпуска проектируемого издания, определяющий конечный вид любой печатной продукции.

Послепечатная обработка включает в себя четыре основных технологических процесса: резка тиража, фальцевание, сборка и обшивка.

Также существует большое количество второстепенных послепечатных отделочных операций, таких как лакировка, перфорация, сверление отверстий и т.д. Некоторые поверхности могут проходить такие отделочные операции, как склеивание, приклеивание на различные подложки, ламинирование и комплектацию. Существует также ряд послепечатных технологических операций, применяемых только при растровой печати, он включает штамповое высекание, вакуумное формование и тиснение.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.