Понятие сделкоспособности несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СДЕЛКОСПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Понятие сделкоспособности несовершеннолетних

1.2 Виды сделок, которые могут совершать несовершеннолетние

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

2.1 Особенности совершения сделок несовершеннолетними гражданами: общие положения

2.2 Особенности совершения сделок лицами до 14 лет

2.3 Особенности совершения сделок лицами от 14 до 18 лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права - активного участника различных правоотношений и обладателя, всевозможных прав.

Правовое государство характеризуется не столько формальным закреплением тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.

При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.

Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.

Так, Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту[1]. В Декларации прав ребенка указано: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»[2].

Проблемы детей имеют федеральное, а не местное, на уровне органов опеки и попечительства (далее ООиП) или иных органов местного самоуправления значение. Однако в механизм реализации гражданских права детей включатся именно эти органы, не имеющие в своем составе необходимой юридической службы.

Существование и прогрессирование угрозы правам несовершеннолетних является следствием отсутствия единообразного и действенного правового механизма защиты и реализации их прав в Российской Федерации, учитывающего особенности правосубъектности несовершеннолетних и их проявление в конкретных правоотношениях.

Решение многих проблем детей, как граждан, субъектов права, можно осуществить с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Актуальность темы определяется не только ее общецивилизационным значением, угрожающей ситуацией с правами ребенка в России, но и интересом практического характера, который позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов гражданского права.

Степень разработанности темы. Теоретической основой диплома явились научные работы по общей теории права, теории гражданского права, таких ученых, как М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, Я.Р. Веберс и другие.

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях исследованы в трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко.

Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие несовершеннолетних в гражданском обороте.

Основной целью работы является исследование механизма участия несовершеннолетних в гражданско-правовых сделках. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- исследовать российское законодательство посвященное участию несовершеннолетних в гражданско-правовых сделках;

- проанализировать материалы правоприменительной практики по данному вопросу;

- исследовать общие положения особенности совершения сделок несовершеннолетними;

- исследовать особенности совершения сделок несовершеннолетними до 14 лет;

- исследовать особенности совершения сделок лицами от 14 до 18 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, а так же списка используемых источников.

 



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СДЕЛКОСПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правосубъектность несовершеннолетних граждан имеет свои особенности, заключающиеся в том, что состояние ребенка как субъекта права обеспечивается специальным механизмом содействия в реализации и защите прав. Такой механизм призван восполнить недостающую дееспособность несовершеннолетних, поэтому должен быть включен в структуру правосубъектности несовершеннолетних. В работе он назван «продееспособностью». Этот элемент сочетается в содержании правосубъектности несовершеннолетних с их дееспособностью: в одних случаях полностью заменяет дееспособность несовершеннолетних, в других лишь дополняет ее. Лингвистическое значение приставки «про» позволяет применять указный термин для обозначения обоих вариантов реализации правоспособности несовершеннолетнего. Механизм содействия в осуществлении и защите их прав обеспечивается действиями родителей, усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, а также деятельностью органов опеки и попечительства. В результате, особенности правосубъектности несовершеннолетнего приводят к одинаковому состоянию правосубъектности взрослого человека и ребенка.

Необходимо закрепить в нормах ст. ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) способность ребенка к совершению правомерных юридических действий, помимо сделок (юридические поступки, иные, помимо сделок, правомерные юридические действия).

Определение в структуре дееспособности способности совершать правомерные юридические действия, не ограничивающиеся сделками, позволило прийти к выводу о невозможности применения к иным юридическим действиям несовершеннолетних правил о совершении сделок. Так, малолетние вправе самостоятельно совершать иные юридические действия, которые разрешены для них законом (создавать авторские произведения, давать согласие на изменение имени и фамилии, определение места жительства с одним из родителей и т. п.), напротив несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, вправе совершать любые правомерные юридические действия, не относимые к сделкам, абсолютно самостоятельно, за исключением случаев предусмотренных законом.

В системе юридических фактов выделено особое юридическое действие «согласие». С одной стороны, согласие охватывается дееспособностью несовершеннолетних (в т.ч. малолетних), с другой стороны, это действие родителей, усыновителей, попечителя на сделки несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, т. е. необходимое звено в механизме реализации правоспособности несовершеннолетнего.

Механизм реализации правоспособности несовершеннолетних посредством действия ребенка по совершению сделки и сопутствующего действия родителей (усыновителей, попечителя) по предоставлению согласия на сделку противоречит институту «законного представительства». Согласие одного лица на сделку другого нельзя считать формой представления интересов. Оно является сопутствующим заключению сделки действием, в котором выражается контроль со стороны родителей, усыновителей, попечителя за сделками несовершеннолетних. Механизм действий родителей (усыновителей, попечителя) не позволяет отнести их и к посредникам, так как субъектом сделки остается сам несовершеннолетний при содействии его родителей. Поэтому предложено именовать родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетнего, достигшего 14 лет - «лицами, содействующими несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в силу закона» или содействующими лицами.

В механизм реализации прав несовершеннолетних наряду с действиями законных представителей и содействующих лиц включается деятельность ООиП по контролю за сделками, влекущими уменьшение имущества несовершеннолетнего. Кроме того, ООиП непосредственно участвуют в осуществлении субъективных гражданских прав подопечных (права собственности, права на жилище, права на выбор места жительства и пр.).

Поэтому нормы, регулирующие отношения с участием ООиП, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ. Статус указанных органов местного самоуправления противоречит характеру их деятельности по реализации гражданских прав несовершеннолетних. Для устранения отмеченного противоречия предлагается создать единую федеральную систему ООиП, обеспеченную единым финансированием, управляемую и подконтрольную одному федеральному органу исполнительной власти; установить единый порядок деятельности ООиП в федеральном законодательстве; определить ответственность ООиП за осуществление своей деятельности; закрепить в актах гражданского, семейного и жилищного законодательства согласованный механизм реализации прав несовершеннолетних с участием ООиП.

12. Можно предложить внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 27 ГК РФ и изложить ее в следующей редакции: "Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в то числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя желает заниматься предпринимательской деятельностью".

Для обеспечения не эмансипированному несовершеннолетнему свободы предпринимательской деятельности следует определить в ГК РФ режим доходов и имущества, получаемого в результате такой деятельности, а также распространить на все предпринимательские сделки несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет режим свободного, то есть самостоятельного заключения, не требующего получения на каждую сделку согласия содействующих лиц. Таким образом, юному предпринимателю следует разрешить не только свободно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, но и иным имуществом, приобретенным в результате предпринимательских сделок. При этом распоряжение имуществом, приобретенным на доходы от предпринимательской деятельности, должно осуществляться исключительно в целях предпринимательской деятельности несовершеннолетнего. Иные сделки ребенка должны отвечать установленному для них в ГК правилу. При этом следует ввести в ГК РФ статью 26.1. «Предпринимательская деятельность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет» следующего содержания:

«1. Заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в установленном законом порядке вправе несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет. Перечень видов деятельности, которыми несовершеннолетний заниматься не вправе, устанавливается законом или постановлениями Правительства РФ.

2. Согласие родителей, усыновителей или попечителя на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью выражается путем предоставления нотариально удостоверенного согласия указанных лиц в регистрирующий орган для государственной регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.

3. При соблюдении условий, предусмотренных п. 1 и п. 2 настоящей статьи, несовершеннолетний вправе совершать сделки, составляющие содержание предпринимательской деятельности, самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя. Все остальные сделки несовершеннолетний совершает в соответствии со ст. 26 кодекса.

 



Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М., НОРМА. 2000. – С. 98.

2. Декларация прав ребенка, провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года. // Права и свободы личности. Библиотечка Российской газеты совместно с библиотечкой журнала Социальная защита. Вып. II. – M., Юридическая литература. 1995. – С. 191.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. – С. 12.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст.410.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 29.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст.4552.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст.4532.

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

10. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880,

11. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3431.

12. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 39.

13. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

14. Закон Самарской области от 02.04.1998 г. № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в ред. от 08.10.2007) // Волжская коммуна. – 1998. – № 62-63. – С. 11.

15. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №2. – Ст. 170.

16. Письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Официальные документы в образовании. – 1999. – № 17. – С. 14.

Специальная литература

1. Алексеев, С.С. Общая теория права. Вып. 2. – Свердловск., Изд-во СЮИ. 1964. – 738 с.

2. Андреев, Е.Н. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по советскому гражданскому праву: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 1972. – 36 с.

3. Архипов, С.И. Субъект права: теоретическое исследование. – СПб., Юридический центр Пресс. 2004. – 654 с.

4. Бабаев, А.Б. Система вещных прав. – М., Волтерс Клувер. 2006. – 612 с.

5. Бакирова, Е.Ю. Юридические факты в жилищных отношениях. Автореферат. дис... канд. юрид. наук. – Белгород., 2003. – 38 с.

6. Батяев, А.А. О правах несовершеннолетних при приватизации жилого фонда, совершении сделок с недвижимым имуществом // Жилищное право. – 2007. – № 4. – С. 16.

7. Бегичев, Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. – М., Юридическая литература. 1972. – 238 с.

8. Безрук, Н.П. Проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения // Семейное и жилищное право. – 2007. – № 1. – С. 17.

9. Беспалов, Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2008. – № 1. – С. 18.

10. Веберс, Я.Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве. – Рига., Зинатне. 1976. – 462 с.

11. Величкова, О.И. Проблемы законного представительства несовершеннолетних // Цивилист. – 2007. – № 3. – С. 14.

12. Верзуб, Б.М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов при совершении сделок отчуждения недвижимого имущества. // Нотариус. – 2000. – № 5. – С. 17.

13. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М., Проспект. 2006. – 706 с.

14. Гражданское право: В 2-х т. Т. 1. Учебник / Отв. ред. Суханов Е.А. – М., Волтерс Клувер. 2007. – 724 с.

15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. – СПб., ТОО "Диамант". 1996. – 912 с.

16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка... в 2003 г. http://detirossii.ru/Libr st. doc230304.htm

17. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. – М., НОРМА. 2006. – 672 с.

18. Захарова, О.Б. Лишение и ограничение дееспособности гражданина // Арбитражный и гражданский процесс. – 2005. – № 4. – С. 32.

19. Зинченко, С.А., Галов В.В. Представительство в гражданском предпринимательском праве. – Ростов-на-Дону., Изд-во СКАГС. 2004. – 468 с.

20. Зинченко, С.А. Имущественные права и распоряжение ими // Закон. – 2005. – № 11. – С. 18.

21. Ершова, Н.М. Охрана прав несовершеннолетних по российскому гражданскому и семейному праву. – М., ЗАО Юстицинформ. 2005. – 514 с.

22. Иванова, Е. Недетские проблемы кодексов // ЭЖ-Юрист. – 2007. – № 44. – С. 8.

23. Илларионова, Т.И. Избранные труды. – М., Статут. 2006. – 768 с.

24. Иоффе, О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. – М., Госюриздат. 1961. – 678 с.

25. Карпычев, М.В. Проблемы гражданско-правового регулирования представительства в коммерческих отношениях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2002. – 38 с.

26. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. Садиков О.Н. – М., Норма. 2007. – 842 с.

27. Королева, Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних // Законность. – 2006. – № 7. – С. 17.

28. Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ. / Под ред. Карповича В.Д. – М., Проспект. 2004. – 762 с.

29. Кузнецова, Л.Г., Шевченко, Я.Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних. – М., Юридическая литература. 1968. – 512 с.

30. Красавчиков, О.Л. Юридические факты в советском гражданском праве. – М., Статут. 2001. –564 с.

31. Левушкин, А.Н. Правовое регулирование некоторых имущественных прав несовершеннолетних детей по законодательству Российской Федерации // Юрист. – 2003. – №10. – С. 15.

32. Лозовская, С.О. Правосубъектность в гражданском праве: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2001. – 42 с.

33. Михайлова, И.А. Некоторые аспекты дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет // Нотариус. – 2006. – № 4. – С. 19.

34. Михеева, Л.Ю. Краткий комментарий к проекту Федерального закона "Об опеке и попечительстве" // Семейное и жилищное право. – 2007. – № 1. – С. 13.

35. Невзгодина, Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. – Томск., 1980. – 316 с.

36. Осипова, С.В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. – 2006. – № 2. – С. 16.

37. Осипова, С. В.Сделкоспособность несовершеннолетних в гражданском праве России :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.03 Волгоград,2007. – 22 С.

38. Осипова, С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних // Нотариус. – 2006. – № 5. – С. 16.

39. Перепелкина, Н.В. Правовое положение несовершеннолетних и нормы Жилищного кодекса РФ // Жилищное право. – 2008. – № 2. – С. 17.

40. Ручкина, Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина // Юрист. – 2003. – № 10. – С. 5.

41. Савельева, Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Белгород., 2004. –36 с.

42. Советское гражданское право: Учебник для вузов. Т. 1 / Под ред. Красавчикова О.А. – М., Юридическая литература. 1972. – 764 с.

43. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. 2-е изд., перераб. и доп. – М., НОРМА. 2002. – 816 с.

44. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. – М., Юристъ. 2004. – 642 с.

45. Тархов, В.А. Гражданское правоотношение: Монография. – Уфа., Уфимская высшая школа МВД РФ. 1997. – 562 с.

46. Толстой, Ю.К. К теории правоотношения. – Л., Изд-во ЛГУ. 1959. – 674 с.

47. Фетисова, О.В. Правовой статус приемных родителей // Право и политика. – 2005. – № 3. – С. 14.

48. Чефранова, Е.А. Имущественные отношения в российской семье. – М., Статут. 2006. – 564 с.

49. Чефранова, Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. – 1996. – № 10. – С. 8.

50. Яковлев, В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражными судами // Вестник ВАС РФ. – 1995. – № 5. – С. 30.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СДЕЛКОСПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Понятие сделкоспособности несовершеннолетних

1.2 Виды сделок, которые могут совершать несовершеннолетние

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

2.1 Особенности совершения сделок несовершеннолетними гражданами: общие положения

2.2 Особенности совершения сделок лицами до 14 лет

2.3 Особенности совершения сделок лицами от 14 до 18 лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права - активного участника различных правоотношений и обладателя, всевозможных прав.

Правовое государство характеризуется не столько формальным закреплением тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.

При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.

Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.

Так, Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту[1]. В Декларации прав ребенка указано: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»[2].

Проблемы детей имеют федеральное, а не местное, на уровне органов опеки и попечительства (далее ООиП) или иных органов местного самоуправления значение. Однако в механизм реализации гражданских права детей включатся именно эти органы, не имеющие в своем составе необходимой юридической службы.

Существование и прогрессирование угрозы правам несовершеннолетних является следствием отсутствия единообразного и действенного правового механизма защиты и реализации их прав в Российской Федерации, учитывающего особенности правосубъектности несовершеннолетних и их проявление в конкретных правоотношениях.

Решение многих проблем детей, как граждан, субъектов права, можно осуществить с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Актуальность темы определяется не только ее общецивилизационным значением, угрожающей ситуацией с правами ребенка в России, но и интересом практического характера, который позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов гражданского права.

Степень разработанности темы. Теоретической основой диплома явились научные работы по общей теории права, теории гражданского права, таких ученых, как М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, Я.Р. Веберс и другие.

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях исследованы в трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко.

Предмет исследования составляет механизм, обеспечивающий участие несовершеннолетних в гражданском обороте.

Основной целью работы является исследование механизма участия несовершеннолетних в гражданско-правовых сделках. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- исследовать российское законодательство посвященное участию несовершеннолетних в гражданско-правовых сделках;

- проанализировать материалы правоприменительной практики по данному вопросу;

- исследовать общие положения особенности совершения сделок несовершеннолетними;

- исследовать особенности совершения сделок несовершеннолетними до 14 лет;

- исследовать особенности совершения сделок лицами от 14 до 18 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, а так же списка используемых источников.

 



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СДЕЛКОСПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Понятие сделкоспособности несовершеннолетних

 

В развитом обществе экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в ущерб их участникам и другим членам общества. Имущественные отношения при юридическом равенстве участников регулируются гражданским правом. Это регулирование происходит в целях правового упорядочения нормального состояния экономических отношений, а также в случаях нарушения обычной процедуры их реализации.

Форма деятельности субъекта права определяется посредством категории правосубъектности, включающей в себя правоспособность и дееспособность, поскольку именно эти качества отражают способ существования и выражения субъекта права. Помимо этого, некоторые авторы дополнительно выделяют: сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки; деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты)[3]; вменяемость - условие уголовной ответственности[4]. Сделкоспособность, деликтоспособность в конечном итоге входят в понятие гражданской дееспособности - способности своими действиями осуществлять принадлежащие субъекту права (в т.ч. право заключать сделки), исполнять обязанности. Вместе с тем такое дополнительное деление способствует более глубокому уяснению категории правосубъектности.

В юридической науке не достигнуто единства представлений об элементах, составляющих правосубъектность. Одни авторы отождествляют ее с правоспособностью[5], другие усматривают в ней два элемента, право - и дееспособность[6], третьи добавляют к этому еще и деликтоспособность[7], либо конкретные права и обязанности, возникающие непосредственно из закона[8]. Указанное многообразие взглядов отмечает В. Ф. Яковлев[9], дополняя правосубъектность еще одним элементом - способностью к защите нарушенных прав. В литературе справедливо отмечается, что содержание правосубъектности не может быть полностью раскрыто только через две категории: правоспособность и дееспособность. Т. И. Илларионова считает более плодотворным рассматривать гарантированные правом возможности, дифференцируя их на три группы: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность[10]. К такому выводу фактически приходит и С. С. Алексеев, который в качестве самостоятельного элемента называет деликтоспособность[11].

Сделкоспособность можно расссматривать, с одной стороны, как дееспособность в области сделок, а с другой - как относительно самостоятельная правовая конструкция, имеющая собственное юридическое содержание. В работе аргументирован широкий взгляд на сделкоспособность как способность совершать и исполнять сделки. Каждый элемент сделкоспособности подробно исследован в аспекте функциональной направленности действий, и диссертант приходит к выводу, что способность совершать сделки как правоприобретательная способность связана с юридическим фактом, а способность исполнять сделки как правоосуществительная и правоисполнительная способности непосредственно связана с правоотношением (поскольку исполнение сделки производится через осуществление прав и исполнение обязанностей).

В зависимости от целевой направленности действий предлагается выделять основную сделкоспособность (способность субъекта совершать и исполнять сделки в отношении себя лично) и вспомогательную сделкоспособность (способность субъекта совершать и исполнять сделки в отношении других лиц). С.В. Осиповой подчеркивается особая значимость данного деления для выявления специфики сделкоспособности малолетних[12]. По своему содержанию вспомогательная сделкоспособность рассматривается как выражение трансдееспособности, теоретически обоснованной О.А. Красавчиковым[13].

Сделкоспособность - это способность лица своими действиями совершать и исполнять сделки как в отношении себя, так и других лиц[14].

С.В. Осиповой сделан вывод, что «полнота» и «неполнота» гражданской дееспособности должна определяться на основе качественного критерия. Этот критерий применительно к дееспособности как способности лица в сфере сделок выражает характер «неполноты» (возможность или невозможность совершать все сделки самостоятельно). Внутренняя же (возрастная) градация «неполной» дееспособности в рассматриваемом ракурсе базируется на количественных показателях, выражающих различные формы проявления степени неполноты, во-первых, с точки зрения круга (возможного количества) сделок, совершаемых несовершеннолетними (в том числе малолетними) самостоятельно и, во-вторых, с позиции возможности совершения всех или части сделок. Комплексное применение указанных критериев позволило диссертанту назвать сделкоспособность малолетних (от 6 до 14 лет) «частичной», несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) - «неполной», совершеннолетних дееспособных - «полной»[15].

Сделкоспособность полностью дееспособных граждан и лиц в возрасте от 14 до 18 лет более близка, нежели сделкоспособность последних и малолетних.

Сделкоспособность несовершеннолетних как относительно самостоятельная правовая категория рассмотрена прежде всего с точки зрения механизма совершения и исполнения сделок.

С.И. Архипов полагает, что на современном этапе развития общества и права возникает разрыв между способностью быть субъектом права и праводееспособностью (правосубъектностью), поскольку первое понятие является по объему более широким, чем второе. В целях преодоления разрыва он предлагает рассматривать правосубъектность как установленную законодательством способность лица быть субъектом права во всех его проявлениях, а не только в части обладания и осуществления прав и обязанностей. В частности, отмечает автор, лицо правоспособно в качестве участника правоотношения, в качестве субъекта деятельности, в качестве носителя прав и обязанностей и в других правовых качествах[16].

Ребенок гражданин. Такое положение закреплено в статье 6 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[17], в соответствии с которым ребенок рассматривается в качестве человека и гражданина. Состояние правосубъектности ребенка обеспечивается Конституцией РФ и действующим законодательством при наличии специального механизма реализации правовых возможностей несовершеннолетнего. В нем и заключается особенность правосубъектности несовершеннолетних. Такой механизм содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов посредством действий родителей ребенка (лиц их заменяющих) с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема его дееспособности закрепляется в ст. 7 названного закона. Именно поэтому в структуре гражданской правосубъектности подобный «механизм содействия в реализации и защите прав» должен найти свое место. В связи с этим представляется удачной теория О.А. Красавчикова о наличии в содержании правосубъектности такой правовой категории, которая обозначает восполнение дееспособности одних лиц действиями других лиц (О.А. Красавчиков называет ее «трансдееспособностью»)[18].

Так, правосубъектность несовершеннолетних субъектов гражданского права является более сложным правовым явлением, нежели правосубъектность совершеннолетнего гражданина. Именно указанная особенность призвана обеспечивать одинаковое состояние правосубъектности взрослого человека и ребенка, и объясняется тем, что несовершеннолетний гражданин в силу своих психофизических возможностей не способен в полной мере реализовать себя в качестве субъекта гражданского права без помощи и содействия других лиц.

Механизм содействия родителей (усыновителей), опекунов и попечителей в реализации прав своих подопечных (или своими подопечными) должен обеспечивать реальное действительное участие детей в гражданских правоотношениях. Этот механизм, названный в работе продееспособностью (содееспособность), и является составным элементом правосубъектности наряду с правоспособностью и дееспособностью.

Закрепление в ГК РФ особенностей право- и дееспособности несовершеннолетних, а также иных институтов, обеспечивающих механизм участия детей в гражданских правоотношениях, должно способствовать защите и полной реализации прав несовершеннолетних в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и иными международными актами, составляющими систему российского права, а не просто декларировать положение детей как субъектов права.

Одной из форм реализации прав несовершеннолетних является деятельность которую осуществляют органы опеки и попечительства. Практика применения положений гражданского и семейного законодательства что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

В рамках реформы законодательства об опеке и попечительстве были разработаны проект Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". При разработке этих документов использовался положительный опыт российского, в том числе дореволюционного, законодательства, а также положения зарубежного законодательства

Отношения, связанные с опекой и попечительством, будут регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними по-прежнему будут урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства. Кроме того, предполагается, что некоторые отношения (не относящиеся к предмету гражданского законодательства) будут урегулированы законами субъектов Российской Федерации - в случаях, допускаемых указанным Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" или Семейным кодексом Российской Федерации.

Закон прежде всего уточняет положения об органах опеки и попечительства, их компетенции и порядке деятельности. При этом проект исходит из недопустимости делегирования полномочий органов опеки и попечительства иным организациям и лицам. Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (ст. 7), закрепляет положение о том, что детство находится под защитой государства (ст. 38). Действующее законодательство предполагает осуществление функций по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, исключительно органами опеки и попечительства. Это необходимо в целях охраны интересов детей, недопущения совершения должностными лицами, имеющими доступ к информации о детях, действий по незаконной передаче детей на воспитание, в том числе в корыстных целях (ст. 154 УК РФ). Делегирование полномочий органов опеки и попечительства детским и иным учреждениям, объясняемое на практике недостаточным финансированием органов опеки, по меньшей мере нецелесообразно. Напротив, одной из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве является развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизация.

В законопроекте конкретизирован порядок принятия органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), а также порядок обжалования решения заинтересованными лицами. С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Впервые в истории современного российского законодательства предлагается при установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними учитывать волю их родителей. Предусматривается механизм установления опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам. Такое назначение опекуна или попечителя не является основанием для лишения или ограничения родительских прав. Напротив, обращение родителя в орган опеки и попечительства с подобной просьбой, обоснованной уважительными причинами, свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия.

В соответствии с законопроектом родитель (родители) будет вправе определить ребенку (детям) опекуна или попечителя на случай своей смерти. Соответствующее распоряжение родителя (родителей) может быть сделано в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании (в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" вводится новая статья 1140.1 "Завещательное назначение опекуна или попечителя"). Разумеется, лицо, указанное родителями, может быть назначено опекуном или попечителем их ребенку лишь при условии, что такое назначение не будет противоречить закону.

В Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" впервые четко регулируется порядок устройства лица под опеку (попечительство) по договору. Опека по договору будет возможна не только в отношении детей, как это имеет место сейчас при создании приемных семей (ст. 151 - 155 Семейного кодекса Российской Федерации), но и в отношении взрослых подопечных. Это нововведение позволит увеличить число подопечных, которым назначены опекуны (попечители), и сократить число граждан, вынужденно пребывающих в учреждениях.

Закон "Об опеке и попечительстве" детализирует положения о порядке совершения действий по управлению, охране и распоряжению имуществом подопечных.

Четко разграничивается имущество подопечного и опекуна, в особенности их денежные средства (в том числе пособия и иные социальные выплаты). Определяется порядок принятия имущества подопечного опекунами (попечителями), предоставления ими отчетов, вводятся положения о привлечении опекунов (попечителей) к ответственности за уменьшение стоимости имущества подопечного.

Будет, наконец, урегулирован порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на отчуждение имущества подопечных, необходимость получения которых предусмотрена ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. В эту статью также вносятся изменения, позволяющие более точно определить, в каких случаях совершение опекунами и попечителями действий не требует предварительных разрешений, а в каких случаях разрешения необходимы. Вводится предельный срок, в течение которого орган опеки и попечительства обязан рассмотреть вопрос о выдаче разрешения (или отказе в нем) - 15 дней.

Закон уточняет и вопросы, связанные с прекращением отношений по опеке и попечительству. Общие нормы о возмещении причиненного вреда в настоящее время позволяют привлекать к гражданско-правовой ответственности как опекунов (попечителей), так и муниципальное образование, органы опеки и попечительства которого ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Однако на практике эта возможность не всегда бывает очевидной.

Поэтому законопроект прямо указывает, что опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, по правилам гражданского законодательства об ответственности за причинение вреда. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) обязанностей по охране и управлению имуществом подопечного (порча имущества, ненадлежащее хранение, расходование не по назначению, совершение действий, повлекших уменьшение имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства будет обязан составить акт и предъявить требование к опекуну (попечителю) о возмещении убытков, причиненных имуществу подопечного.

В то же время предлагается напрямую закрепить и возможность возмещения подопечному вреда, причиненного как действиями, так и бездействием органа опеки и попечительства (несвоевременным назначением опеки и пр.). Правила возмещения вреда в таких случаях заложены в ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации[19].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.