По состоянию на 18 мая 1944 г. документов, перечисленных ниже, не существовало, поэтому юридический анализ крымско-татарской проблемы представлялся невозможным. Да и все документы по ней были засекречены. Но теперь, когда появились акты международного права, о которых речь пойдет далее, изучать проблему крымско-татарского народа с юридической точки зрения можно и, я считаю, нужно.
Правомерна ли депортация крымских татар? На этот вопрос можно ответить, проанализировав следующие акты международного "жесткого" права:
1. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (29).
2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах(30).
3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой
Дискриминации (31).
4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него(32Р.
5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, или этническим, религиозным и языковым меньшинствам(33).
6. IV Женевская Конвенция 1949 г. (34).
7. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (35).
Рассмотрим некоторые приведенные документы более детально:
Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Провозглашенное в нем право на самоопределение неосуществимо в местах уничтожения населения. В пакте также провозглашено право на жизнь как неотъемлемое (всякое перемещение населения, несомненно, нарушает его).
Согласно статье 23 "Семья является естественной и основной ячейкой общества, и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (как мы помним, при подготовке к депортации крымско-татарские семьи разбивались).
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Она не запрещает перемещение населения.
Согласно статье 2 "Геноцид - действия с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой:
A: Убийство членов такой группы;
B: Причинение серьезных телесных повреждений, или умственного расстройства членов такой группы;
C: Предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее уничтожение;
D: Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
E: Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую".
Перемещение населения прямо нарушает пункт A вышеуказанной статьи: в дороге от голода и болезней (как мы помним, в вагонах для скота находились только женщины дети и немощные старики) погибло около 46% крымских татар. По пункту A данной статьи также можно квалифицировать события на Арабатской стрелке (забытых в ходе депортации крымских татар погрузили на баржу и утопили в Азовском море); насильственное лишение членов этнической группы родины, своих домов и связи с землей, где родились они и их предки, несомненно, ведет к телесным повреждениям и психологическим травмам потерпевших, чем нарушает пункт B анализируемой статьи.
Нарушения пункта C данной статьи также имеют место: депортированный крымско-татарский народ содержался в условиях рабства. Крымским татарам было официально запрещено покидать территорию своего проживания (спецпоселения). Отсутствие медикаментов, погодные условия и голод забирали все новые жизни.
Примером нарушения пункта E анализируемой статьи может стать передача крымско-татарских детей-сирот в русские детские дома, где этим детям зачастую давались русские имена и фамилии, что затрудняло им в последствии доказать свою этническую принадлежность.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ее преамбуле содержится широкий перечень прав и свобод, признавать уважать и выполнять которые должны все народы и государства:
А. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (статья 3);
Б. Гарантии равенства и равной защиты (статьи 1, 7, 8,10);
В. Право свободно передвигаться и выбирать место жительства в национальных пределах и право возвращаться в любую страну (статья 13).
Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Она запрещает различия, ограничения или предпочтения по расовому, национальному и родовому признакам, цвету кожи, этническому происхождению с целью препятствия осуществления на равных началах основных прав и свобод человека и обязывает государства-участники бороться с дискриминацией (как мы помним, крымских татар для выселения отбирали по национальному признаку).
Специальный докладчик Шаукат Аль-Хасауна объявил вне закона дискриминацию, что запрещает перемещения населения, направленные на такие специфические виды как национальные меньшинства и коренные народы. Перемещение населения с карательной целью (пытки, унижающее достоинство, наказания) незаконно (36. С 126).
Комиссия по международному праву (КМП) в 1991 гг. утвердила проект Кодекса "О преступлениях против мира и безопасности человечества"
По статье 21 проекта Кодекса "Депортация, или принудительное перемещение населения - систематическое и массовое нарушение прав человека (термин, заменяющий "Преступление против человечества"), за которое преступники несут индивидуальную уголовную ответственность". (36. С 126)
"Депортация - высылка с национальной территории" (36. С 127).
В 1992 гг. в Бишкеке подписано "Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов". Оно состоит из двенадцати статей. В нем осуждалось перемещение населения: "оно изначально противоправно".
Этот документ предусматривает:
1. Обеспечение сторонами (государствами, подписавшими данное соглашение) возвращающимся лицам равенство в политических, социальных и культурных правах наравне с местным населением, развитие их культуры. Недопущение ущемления интересов местного населения "при реализации настоящего соглашения";
2 Вопросы о гражданстве лиц, переселяющихся на условиях данного соглашения, решают стороны согласно их национальному законодательству, положениям договоров между ними и нормам международного права;
3. Создание сторонами для лиц, упомянутых в первой статье, "условий беспрепятственного добровольного перемещения" с территории одной стороны на территорию другой стороны через территорию третьих сторон;
4. Беспрепятственный и беспошлинный въезд депортированных лиц и ввоз имущества, принадлежащего им на праве собственности. Содействие в перевозке данного имущества и в оформлении документов на оставляемую недвижимость;
5. Гарантия пенсионного обеспечения возвращающихся лиц за счет средств, аккумулируемых национальными фондами сторон;
6. Гарантия перевода денежных вкладов без обложения налогами, сборами и пошлинами;
7. Содействие принимающей стороны возвращающимся лицам в получении кредитов на строительство, приобретение или обустройство жилья;
8. Освобождение этих лиц "от уплаты подоходных налогов на период обустройства";
9. Бесплатное предоставление сторонами данным лицам социальных документов (документов ЗАГС, об образовании и т.п.). Предоставление сторонами друг другу архивных документов, подтверждающие данные о переселяющихся лицах;
10. Взаимопомощь сторон при реализации данного соглашения;
11. Недопущение препятствия положениями данного соглашения сторонам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие или расширяющие положения данного;
12. Возможность присоединения к данному соглашению с согласия сторон других государств "разделяющих его цели и принципы". Данное соглашение подписано сроком на десять лет и вступает в силу с момента подписания или ратификации.
Среди государств, подписавших этот документ, есть и Украина (37. С 4 - 6).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.