Организация, материалы и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данное исследование было проведено в пульмонологическом отделении Дорожной больницы г. Красноярска. Заведующая отделением Лихачёва Людмила Владимировна.

Работа проводилась в условиях стационара. Для исследования были отобраны больные бронхиальной астмой средней тяжести течения в стадии обострения в возрасте от 20-ти до 48-ми лет женского пола (20 человек).

Для оценки биопсихосоциального особенностей больных были применены следующие методики психодиагностики:

1. Опросник Мини-мульт (сокращённый вариант MMPI). Методика позволяет описывать вариант биопсихосоциального реагирования на стрессовую ситуацию и дает понимание личностных основ клинического синдрома.

2. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО). Методика позволяет описывать особенности психосоциального реагирования исходя из психофизиологических особенностей личности больного бронхиальной астмой.

3. Методика «Уровень невротической астении» (УНА). Методика позволяет оценивать уровень психофизиологического истощения в структуре личности больного бронхиальной астмой.

4. Личностный опросник Бехтеровского института (ЛОБИ). Методика косвенно дает оценку степени влияния болезни на личностный статус больного бронхиальной астмой, исходя из понимания того, что углубление негативной установки на болезнь затрудняет проведение психотерапии.

5. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Д. Макклелланда).

6. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи. Эти методики позволяют проводить комплексную оценку мотивационной сферы личности с точки зрения включения психосоциальных компонентов болезни в структуру мотивации.

Используемые методы психодиагностики:

1. Опросник СМИЛ (биологический, психологический компонент личности)

Мини-мульт содержит: 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные восемь шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала (ипохондрии) оценивает близость испытуемого к астено-невротическому типу. Вторая шкала (депрессии) говорит о склонности испытуемого к социопатическому варианту развития личности. Третья шкала (истерии) измеряет эмоциональную лабильность испытуемого. Четвёртая шкала (психопатии) показывает импульсивность, уровень побуждения к достижению цели. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется. Шестая шкала (паранояльности) характеризует обидчивость испытуемого, склонность его к аффектам и их ригидность. Седьмая шкала (психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала (шизоидности) определяет степень эмоциональной отчуждённости, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала (гипомании) показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

Высокими оценками по всем шкалам после построения профиля личности являются оценки, превышающие 70 т. Низкими оценками считаются оценки ниже 40 т.

После построения профиля описываются характерные личностные особенности испытуемого в зависимости от наличия высоких и низких показателей по той или иной шкале.

2. Метод диагностических межличностных отношений (социально-биологический компонент личности)

ДМО представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения, значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном процессе взаимодействии с окружающими. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был разработан как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью MMPI. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенным Лири, и определенным индивидуально-личностным паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, которые нашли свое отражение в характеристиках в соответствующих подъема шкал профиля СМИЛ. Данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатил социально-психологическое исследование малых групп.

Если провести параллель между некоторыми клиническими особенностями состояния психических больных и показателями ДМО, то в основном эти показатели соответствуют тем аспектам поведения, которые сказываются на межличностных отношениях. Изменения личности в сторону нарастания пассивности, подавленности, склонности к самоуничтожению, болезненного переживания чувства вины, депрессивного фона настроения ведут к увеличению показателей V октанта (12 баллов и выше). Повышенная тревожность, крайняя неуверенность в себе, страхи, мнительность, беспомощность, потребность в поддержке отражаются преобладанием показателей VI октанта. Эмоциональная неустойчивость, выраженная потребность в понимании и сочувствии, поиске и признание референтной группой, вегетативная нестабильность, склонность к конверсионным симптомам, соматизация конфликта с вытеснением из сознания истинных причин эмоционального дискомфорта - VII октанта. Гиперсоциальность установок, экзальтация, выраженная ориентация на общепринятые нормы с подавлением спонтанности поведения и неприязненных чувств, что не редко встречается в рамках психосоматического и истеройдного радикала, соответствует высоким баллам VIII октанта. Высокие баллы I октанта могут отражать гипоманиакальные проявления с завышенной самооценкой, с низкой самокритичностью, с плохим самоконтролем, расторможенностью и повышенным фоном настроения. Преобладание показателей II октанта свойственно состояниям, характеризующимся изолированностью, обособленностью. Переживанием чувства своей особой значимости, противопоставлением себя окружающим с критическим отношением к мнению окружающих, с элементами самовлюбленности, нарциссизма. Высокие баллы III октанта соответствует наиболее агрессивным формам поведенческих реакций с повышенной импульсивностью и плохим самоконтролем, гипертивными проявлениями. IV октант оказался преобладающим в психограммах ДМО у больных паранояльными тенденциями, замкнутых, недоверчевых, подозрительных, с выраженными трудностями в налаживании контактов с окружающими, находящихся постоянно в состоянии борьбы и конфликта с окружением.

3. Методика УНА (биологический, психологический компонент личности)

УНА является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности астении невротического характера. Процедура конструирования опросника включает несколько этапов. Формирование списка утверждений разработанного опросника базировалось на опыте изучения астении у больных в клинике неврозов. Астения (бессилие, слабость) – состояние нервно-психической слабости – является одним из самых распространенных симтомообразований, входящих в клиническую картину различных нервно-психических и соматических заболеваний. Опросник УНА включает 38 утверждения с указанием диагностических коэффициентов соответствующих каждому варианту ответа («почти всегда», «часто», «иногда», «редко», «почти всегда») и образовали две шкалы, направленные на определения уровня невротической астении у мужчин и женщин. Существует множество клинических проявлений невротической астении, для нее характерна триада, включающая помимо проявлений астении, вегетативную дисфункцию и расстройства сна.

Собственно астения проявляется в усталости, повышенной утомляемости, снижении работоспособности. Невротическая усталость характеризуется своей инертностью, неспособностью исчезать после отдыха. Кроме того, собственно астения проявляется в ухудшении памяти и внимания, в свою очередь снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенной возбудимостью, раздражительностью, в частности, повышенной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям. При астении также наблюдаются лабильность настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и ухудшается при малейшей неудаче.

Вегетативные расстройства при астеническом синдроме выражаются в лабильность пульса и артериального давления, стойких спонтанных демографических реакциях, общем и дистальном гипергидрозе и др. часто отмечаются типичные «шлемообразные» головные боли.

Характерные для астенического синдрома расстройства сна в виде нарушения засыпания, частых пробуждений и легких проявлений диссомии сопровождается чувством разбитости, отсутствием ощущения бодрости.

4. ЛОБИ (социально-психологический компонент личности)

ЛОБИ разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями. Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений:

1. Гармоничный (Г) - трезвая оценка своего состояния.

2. Тревожный (Т) - непрерывное беспокойство и мнительность.

3. Ипохондрический (И) - сосредоточение на субъективных, болезненных и других неприятных ощущениях.

4. Меланхолический (М) - удрученность болезнью.

5. Апатический (А) - полное безразличие к своей судьбе, неверие в выздоровление.

6. Неврастенический (Н) - поведение по типу «раздражительной слабости».

7. Обессивно - фобический (О) - тревожная мнительность по поводу маловероятных осложнений болезни.

8. Сенситивный (С) - чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении.

9. Эгоцентрический (Я) - «уход в болезнь».

10. Эйфорический (Ф) - необоснованно повышенное настроение.

11. Анозогнозический (3) - активное отбрасывание мыслей о болезни.

12. Эргопатический (Р) - «уход от болезни в работу».

13. Паранойяльный (П) - уверенность, что болезнь чей-то злой умысел.

5. Социально-психологическая диагностика личности на мотивацию.

Социально-психологический контекст изучении личности – в отличие от общепсихологического – основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия. Социально-психологическая специфика диагностики личности направлена на выявление структуры социальных и жизненных ценностей личности (терминальных и инструментальных), ролевых позиций и межличностных отношениях, интерактивной личностной направленности, социальной зрелости и социальной комфортности.

Изучение индивидуально-психологических особенностей, определяющих доминирующую социально-психологическую и деятельностную направленность группы и составляющих ее структурную композицию.

а) Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности состоит из 15 утверждений, методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности. Знание основных потребностей – исходный момент самомотивации.

Об уровне выраженности мотивации свидетельствуют следующие показатели: 19 и более – высокий;

8-18 – средний;

7 и менее – низкий.

б) Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи. Опросник состоит из 20 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачи (боязнь неудачи). Если набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 ближе к мотивации успеха.

 

 



Результаты исследования

 

Таким образом, выбранный нами набор методик позволяет определить биопсихосоциальные особенности личности и оценить их как показания к психотерапии, согласно современным научным теориям в рамках клинической психологии.

1. Результаты Мини-мульт (MMPI).

При интерпретации результатов опросника Мини-мульт у больных бронхиальной астмой выявлены следующие особенности: заниженные значения по шкалам 4 (психопатии), 6 (паранойя или ригидность), 9 (маниакальность) и тенденция к завышенным значениям по шкалам 1 (ипохондричность и сверхконтроль), 2 (депрессии), 3 (эмоциональной лабильности), 7 (психастении). [см. прил. 1]

В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале (выше 70 Т) выявляют ипохондрическую симптоматику. При этом не только проявляется ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, становится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляются осторожность, дидактичность, назидательность тона.

1-я шкала в структуре невротической триады выявляет механизм защиты по типу «бегства в болезнь», при этом болезнь является ширмой, маскирующей стремление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих - единственный социально приемлемый способ оправдания своей пассивности.

При показателях 1-й шкалы, превалирующих над 3-й, выявляются пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных устано вок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких, и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, их окружали вниманием, что способствовало закреплению механизма, зашиты от проблем «бегством в болезнь». Наличие такого механизма зашиты, свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в устойчивый неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность.

В поведении лиц данного типа борьба с болезнью трансформируется, по сути дела, в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них (как правило — неосознанно) представляет собой нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее от ношение к своему заболеванию, т. е. стремление быть более социаль но защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов (лечебных, профсоюзных, социального обеспечения) или членов семьи.

Эти черты усугубляются в профиле типа, свойственном лицам с акцентуацией по тормозимому типу, с тревожно-мнительными чертами. В извечном конфликте между эгоцентрическими и альтруистическими тенденциями представители этой группы лиц отдают предпочтение последним. Отказом от самореализации исключается противоборство этих противоречивых тенденций и снижается риск возникновения конфликта со средой. Если повышение, по 1-й шкале означает неосознаваемый, вытесненный отказ от самоактуализации, то повышение по 2-й выявляет осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения — в силу внешних обстоятельств или внутренних причин — отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время лица этого круга могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа.

Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую существенное влияние оказывает значимое окружение; их отличает убежденность в идентичности своего «Я» декларируемым идеалам, некоторая «ребячливость», незрелость установок и суждений.

В ситуации стресса лицам с высокой 3-й шкалой свойственны выраженные вегетативные реакции. Защитные механизмы проявляются двояким путем: 1) вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного «Я»; 2) трансформация психологической тревоги на организменном (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механизмы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств, то есть таких физических заболеваний, которые развиваются в тесной связи с негативными эмоциональными переживаниями.

Низкие показатели 4-й шкалы свидетельствуют о снижении мотивации достижения, об отсутствии спонтанности, непосредственности повеления, о хорошем самоконтроле, невыраженном честолюбии, об отсутствии лидерских черт и стремления к независимости, о приверженности общепринятым нормам повеления, о конформизме.

6-я — низкие показатели отражают избыточную тенденцию к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, что чаще всего встречается при гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка.

В структуре невротической симтоматики повышение по 7-ой шкале выявляет свободноплавающую тревогу, т. е. тревожность является свойством личности. Каждая базовая шкала СМИЛ выявляет тот или иной механизм трансформации тревоги, тот или иной вариант защитного механизма.

Повышение профиля по 1-й шкале выявляет усиление невротического самоконтроля и соматизацию тревоги, т. е. биологический способ защиты.

2-я шкала отражает степень осознания психологических проблем и отказ от реализации своих намерений, что сопровождается снижением настроения.

В невротических и неврозоподобных профилях низкие показатели по 9-й шкале указывают на повышенную утомляемость, астению.

2. Результаты ДМО

Данные ДМО подтверждают выявленные особенности в социальной сфере. Было выявлено преобладание высоких баллов по октантам «ответственный – великодушный» (14), «покорный – застенчивый» (12), «прямолинейный – агрессивный» (16). [см. прил. 2]

Если провести параллель между некоторыми клиническими особенностями состояния больных бронхиальной астмой и показателями ДМО, то в основном эти показателями соответствуют тем аспектам поведения, которые сказываются на межличностных отношениях. Обнаружена выраженная тенденция к фиксации неприятных соматических ощущений и склонность к болезненной сосредоточенности на своем здоровье, к жалости по отношению к самому себе. Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения вследствие подавленной самоактуализации и агрессивности, компенсаторно проявляются в догматизме и мелочной тирании в узком кругу контактов. Для таких больных характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь.

VIII октанта, преобладание которого позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к «ответственному-великодушному», сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальными нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; тип восприятия и переработки информации художественный, стиль мышления – целостный, образный. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям; вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

«Покорно-застенчивый» тип межличностных отношений (V октанта) оказался преобладающим у личностей болезненно застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой. Он характерен для тревожных, ананкастных личностей с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы при неудачах винить во всем себя, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

«Прямолинейный-агрессивный» тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок (сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии захваченности), повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной ситуации, не ущемляющий престиж личности испытуемого.

3. Результаты УНА

У больных бронхиальной астмой обнаружилась невротическая астения с вероятностью 42,2%, что свидетельствует о высоком значении невротической истощенности, нестабильности в этиопатогенезе бронхиальной астмы. [см. прил. 3]

4. Результаты ЛОБИ

По данным ЛОБИ больные бронхиальной астмой реагируют на болезнь эгоцентрически, ипохондрически, таким образом, используют болезнь как средство социального общения, получения внимания, внутреннее переживание. [см. прил. 4]

Встретившиеся типы: эгоцентрический, ипохондрический, сенситивный, меланхолический, неврастенический, агнозический, апатический.

Эгоцентрический (Я). «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном.

Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

4. Результаты диагностики:

а) мотиваторов социально-психологической активности личности:

7 и менее баллов – низкий показатели мотивационной доминанты личности.

8-9 баллов ближе к боязни неудачи.

б) мотивации успеха и боязни неудачи: мотивация на неудачу (боязнь неудачи) – от 1 до 7 баллов.

В диагностике мотивации у больных обнаружились низкие показатели всех мотиваторов социальной активности (достижение успеха, потребность в аффилиации, стремление к власти) и преобладание мотивации на неудачу. Таким образом, мотивационная сфера больных характеризуется негативной установкой на болезнь, низкой внутренней стимуляцией, что косвенно поддерживается социальным проявлением бронхиальной астмой для привлечения внимания, стимуляции извне внутренних переживаний. [см. прил. 5]

 

Обсуждение

 

Таким образом, по данным комплексной диагностики у больных бронхиальной астмой ведущими патопсихологическими синдромами выступают ипохондрия, депрессия, истерия и психастения, то есть обнаруживается полный спектр невротических синдромов по данным MMPI. При этом у больных резко снижены проявления психопатических черт личности, что говорит о пассивной реакции на заболевание, его удержании за счет подавления индивидуальной активности и ориентации на социальные нормы. Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения выступают как гиперкомпенсация подавленной самоактуализации и агрессивности, проявляющейся в догматизме и мелочной тиранией в узком кругу контактов, что находит свое выражение в показателях межличностных отношений. Эти характеристики особенно ярко проявляются в ситуации болезни, выступая как индивидуальные механизмы ее переживания. В болезни ярко находят свое выражение подавленная индивидуальность и самоактуализация, проявляясь в эгоцентрическом и неврастеническом реагировании на ее проявления по данным ЛОБИ, как демонстрация в обществе, использование для саморазвития, которое становится патологическим. Для них характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь. В этой ситуации низкая мотивация, присущая этим людям, подтверждает ситуацию ухода, а болезнь используется для стимулирования внутренних переживаний, наполненности внутреннего мира, не развитого преморбидно.

Невротическая нестабильность, истощенность, присущая этим больным, может являться следствием патологического соматического процесса, но, учитывая вышеперечисленные показатели по данным других методик, их устойчивость и комплексность проявлений, мы можем говорить о предпосылках такого рода в развитии бронхиальной астмы, их включении в преморбидную личность больного. Исходно неадекватные личностные реакции на заболевание предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Все вышеперечисленное говорит о необходимости психотерапии уже на стадии профилактики, коррекции личностных особенностей у людей, склонных к легочным заболеваниям генетически и психофизиологически. Здесь уместно применение когнитивно-бихевиоральных методик, корригирующих когни-тивно-мотивационную сферу (когнитивная терапия А.Бека) и поведенческие механизмы стресса (систематическая десенсибилизация, метод жетонов, стимульный контроль). Эмоциональная нестабильность и ипохондричность, свойственные этим больным, вследствие их высокой внушаемости могут корригироваться с помощью гетеросуггестивных методик. Психастения, рационализация эмоциональных проявлений, низкая внутренняя мотивация, склонность к депрессии требует к себе внимания со стороны гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. Таким образом, только комплексный подход к коррекции личности больных бронхиальной астмой будет эффективным в профилактике, психотерапии и реабилитации этого распространенного заболевания.



Заключение

 

Таким образом, гипотеза о том, что в структуру личности больных бронхиальной астмой входят особые характеристики (ипохондричность, демонстративность, эмоциональная нестабильность, невротическая зажатость, психастения, низкая мотивация), которые предрасполагают и удерживают это заболевание, подтвердилась.

У больных бронхиальной астмой обнаружена тенденция к фиксации неприятных соматических ощущений и склонность к болезненной сосредоточенности на своем здоровье, к жалости по отношению к самому себе. Исходная предрасположенность к неврозу, невротическая нестабильность побуждает этих больных искать одобрения извне и вызывает тенденцию к психологической фиксации, что снижает внутренний дискомфорт, но утяжеляет болезнь.

Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения выступают как гиперкомпенсация подавленной самоактуализации и агрессивности, проявляющейся в догматизме и мелочной тиранией в узком кругу контактов. Для таких больных характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь.

Личностные особенности и невротические нарушения, а также неадекватные личностные реакции на заболевание предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Исходя из полученных данных, надо говорить о том, что без коррекции личности больных невозможно излечение бронхиальной астмы.

 



Выводы

 

1. Больные бронхиальной астмой обладают такими психофизиологическими особенностями, которые способствуют хронизации заболевания: эмоциональная нестабильность, неустойчивость и пассивность в стрессе, неспособность держать нагрузку, нарушение авторегуляционных процессов.

2. Психологическими особенностями больных бронхиальной астмой являются склонность к рационализации стресса, интроверсия, уход во внутренние переживания, сверхконтроль, что способствует фиксации заболевания внутри и его включению в структуру личности.

3. Социальные особенности больных бронхиальной астмой также способствуют удержанию компонентов заболевании, использованию ее особенностей в своем общественном статусе за счет ригидности установок, поведенческих элементов, пассивности, поддержании социальных норм.

4. Исходя из выявленных особенностей, основными показаниями для психотерапии больных бронхиальной астмой являются: умение держать эмоциональную нагрузку, когнитивно-эмоциональное взаимодействие, снижение активности мотивационной сферы, способность к адекватному самоконтролю.

 

 



Список литературы

 

1.Абрамов В.В. Высшая нервная деятельность и иммунитет // Бюлл.СО РАМН.- 1998, 94с.

2.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Л., 1998, 110с.

3.Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М.: Мысль, 1994, 54с.

4.Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. – 2-е изд., Л.: Медицина, 1974, 152с.

5.Болезни органов дыхания. / Под ред. Н.Р. Палеева, М.: Медицина, 1989, 186с.

6.Бронхиальная астма, диагностика клинико-патогенетических вариантов. - / Сост. Б.М. Услонцев, 1988, 148с.

7.Бронхиальная астма. Классификация, некоторые показатели функций легких, специфическая диагностика и терапия. - Ташкент: «Мед», 1977, 218с.

8.Бронхиальная астма. Принципы диагностики и лечения. / Под ред. А.Г. Чучалина, М.: Медицина, 1984, 324с.

9.Бронхиальная астма (этиология, патогенез, клиника, диагностика, методы лечения, профилактика). / Под ред. В.Н. Молоткова, Б.Ф. Чернушенко, Киев «Здоровье», 1984, 246с.

10.Булатов П.К., Буль П.И. – В кн.: Клинико-физиологические исследования бронхиальной астмы. / Л., 1969, 105-111с.

11.Булатов П.К., Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. - Медицина, 1975, 366с.

12.Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротической астении / Методические рекомендации.- Санкт-Петербург,1999, 20с.

13.Ведущие направления в диагностике и лечении бронхиальной астмы. / Под ред. К.М. Семёнова, 1985, 252с.

14.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие-М.: ИНФРА, 1997, 256с.

15.Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: МГУ, 1986, 288с.

16.Иммунокоррекция в пульмонологии. / Под ред. А.Г. Чучалина, М.: Медицина, 1989, 268с.

17.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1984, 272с.

18.Кокосов А.Н., Осинин С.Г. Разгрузочно-диетическая терапия больных бронхиальной астмой. – Л.: Медицина, 1984, 200с.

19.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд., испр. и допл. – Мн.: Выш.шк., 1998, 463с.

20.Куприянов С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой. – В кн.: Психогигиена и психопрофилактика./ Под ред. В.К. Мягер, Л., 1983, с.76-84.

21.Мясищев В.Н. – в кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении, и лечении соматических болезней. / М., 1972, 120-134с.

22.Основные направления современной психотерапии. / Под ред. А.М. Боковикова, М.: «Когито-центр», 2000, 379с.

23.Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия разных форм бронхиальной астмы. – Минск: Беларусь, 1989, 132с.

24.Психологический журнал, №11,1998,45с.

25.Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. Изд-во «Питер», 2000, 544с.

26.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений, Речь, 2003, 93с.

27.Федосеев Г.Б., Хлопотова Г.П. Бронхиальная астма. – М.: Медицина, 1988, 252с.

28Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. – М.: Медицина, 1985, 144с.

29.Шахназаров А.Б. Лечение бронхиальной астмы. – Л.: Медицина, 1981, 210с.

30.Шишкин А.Н. Внутренние болезни: распознавание, семиотика, диагностика. – Изд-во «Лань», 1999, 198с.

31.Этиология, патогенез, клиника бронхиальной астмы. / Под ред. Федосеева Г.Б., Успенской Р.Э., Л.: ВНИИП, 1989, 186с.

 

 



Приложение 1

 

Рис.1 Результаты по методике СМИЛ у больных бронхиальной астмой.



Приложение 2

 

Рис.3 Результаты по методике УНА у больных бронхиальной астмой.

 

 



Приложение 3

 

Рис.2 Психограмма, полученная по методике ДМО при обследовании больных бронхиальной астмой.

 

 



Приложение 4

 

Таблица

Методики Показатели Испытуемые

Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

мотивация на неудачу 11
боязнь неудачи 9

Диагностика мотиватор социально-психологической активности личности

высокий 0
средний 3
низкий 17

 

Таблица 1. Диагностика структур мотивации по данным методик: «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи» и «Диагностика мотиватор социально-психологической активности личности» у больных бронхиальной астмой.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 190.