Психосоматический медицина бронхиальный астма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

1. Литературный обзор

1.1 Развитие и основы психосоматики

1.2 Психосоматическая личность и ее особенности

1.3 Определение бронхиальной астмы

1.4 Классификация бронхиальной астмы

1.5 Нервно-психический механизм в этиопатогенезе бронхиальной астмы

1.6 Существующие методы психотерапии бронхиальной астмы

1.7 Показания к психотерапии

2. Организация, материалы и методы исследования

3. Результаты исследования

3.1 Обсуждение

Заключение

Выводы

Список литературы

Приложение

 

 



Введение

Литературный обзор

Психосоматическая личность и ее особенности

 

Предполагается существование препсихосоматического личностного радикала – того радикала личностных особенностей, которые приводят к заболеванию; это очаг психосоматической импульсации, фиксированное патопластическое переживание. Он формируется в детском и подростковом возрасте, чаще у лиц холерического и флегматического темпераментов. Основной причиной формирования этого радикала является ущемление фундаментальных притязаний личности, особенно чувства достоинства, вытекающего из доминирующего инстинкта. При поражениях мозга и при наличии психофизиологического дефекта проявления радикала усугубляются. Для всех психосоматических личностей в той или иной степени характерно общее: ущемленность, а поэтому обостренность чувства достоинства, эгоцентричность, сужение интересов, ограниченность и искажение иерархии ценностей, целей и потребностей, что проявляется в неадекватности притязаний, составляющих жизненный замысел индивида. Характерна утрированная мужественность, истероидность, озлобленность. Высказывания больных часто банальны, пустословны, они не могут развивать свои мысли, не способны понять переносный смысл высказываний. Психосоматический субъект отделен от своего бессознательного и тесно привязан к окружающему миру. Психосоматическая регрессия расценивается как регрессия "Я" на примитивный защитный уровень с тенденциями в виде соматизации. Психосоматическая структура личности в большой степени определяется понятием "алекситимия". Для больных характерно: Своеобразная ограниченность способности фантазировать. Типичная неспособность выражать переживаемые чувства. Высокая приспособленность к товарищеским отношениям, их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной "пустотой отношений", они остаются на уровне конкретного "предметного" использования объектов. Неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью другого человека. Отсюда становится понятным, почему потеря этой "ключевой фигуры" так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале болезни. Неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса.

Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью другого человека. Отсюда становится понятным, почему потеря этой "ключевой фигуры" так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале болезни. Оценка причин эмоционального стресса у больных с неврологической патологией.

 

Показания к психотерапии

 

Психотерапия как основной вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов самыми различными заболеваниями. Объем психотерапевтических воздействий, их направленность, определяются факторами, которые рассматриваются как показания к психотерапии. К ним относятся: роль психического в этиопатогенезе заболевания; возможная вторичная невротизация как следствие соматического патологического процесса, реакция личности на болезнь, динамическая трансформация личностных особенностей в процессе заболевания. [15]

При этом необходимо учитывать наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), что обуславливает необходимость соответствующих воздействий, с учетом механизмов каждого фактора и обязательным учетом и пониманием их взаимосвязи и взаимовлияния.

Показания к психотерапии необходимо определять на разных уровнях (социальном, психологическом, биологическом), воздействовать на возможные проявления тех синдромов, коррекции которых возможна с помощью психотерапии как главного или дополнительного метода лечения.

С помощью гипносуггестии можно воздействовать на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических их проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и другие невротических синдромов. В последние годы расширяется круг показаний гипноссугестивной психотерапии при соматических заболеваниях. Внушение в гипнозе с эффектом применяется при бронхиальной астме. С помощью этих методов можно воздействовать психопатологические нарушения – страх, астению, депрессию, ипохондрию.

Рассматривая вопрос о применении психотерапии в лечении больных соматическими заболеваниями, необходимо отметить значимость работ, определивших системность и многоуровневость психотерапевтического воздействия охватывают три направления: биологического, психологического, социального и таким образом реализуется в практике современный биопсихосоциальный подход. В каждом из этих направлений определено несколько уровне реализации психотерапевтического влияния, как то: уровень организма, функциональных систем, физиологических систем, органов, клеток (биологический); личности, сфер психики, психических свойств (психологический); макросоциальный, микросоциальный реадаптации, аутореабелитации (социальный). В этом подходе отмечается необходимость разноплановость методов коррекции с точки зрения меры участия сознания, количества людей на сеансе, дидактический подход к динамике психотерапевтического процесса, этапность.

При этом предложена методика объективации эффективности психотерапии соматических больных, включающая блоки: оценка динамики невротических жалоб, экспериментальных показателей психоэмоционального состояния больного, исчисление оценки коэффициентов медицинской, социальной, экономической эффективности. Психотерапия становится существенным компонентом лечения на всех этапах восстановительной терапии пациентов с бронхиальной астмой.

Основными целями психотерапии заявляются – воспитание гибкости, умение находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать сохранять и развивать ресурсные состояния, обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.

 

 



Результаты исследования

 

Таким образом, выбранный нами набор методик позволяет определить биопсихосоциальные особенности личности и оценить их как показания к психотерапии, согласно современным научным теориям в рамках клинической психологии.

1. Результаты Мини-мульт (MMPI).

При интерпретации результатов опросника Мини-мульт у больных бронхиальной астмой выявлены следующие особенности: заниженные значения по шкалам 4 (психопатии), 6 (паранойя или ригидность), 9 (маниакальность) и тенденция к завышенным значениям по шкалам 1 (ипохондричность и сверхконтроль), 2 (депрессии), 3 (эмоциональной лабильности), 7 (психастении). [см. прил. 1]

В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале (выше 70 Т) выявляют ипохондрическую симптоматику. При этом не только проявляется ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, становится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляются осторожность, дидактичность, назидательность тона.

1-я шкала в структуре невротической триады выявляет механизм защиты по типу «бегства в болезнь», при этом болезнь является ширмой, маскирующей стремление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих - единственный социально приемлемый способ оправдания своей пассивности.

При показателях 1-й шкалы, превалирующих над 3-й, выявляются пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных устано вок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких, и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, их окружали вниманием, что способствовало закреплению механизма, зашиты от проблем «бегством в болезнь». Наличие такого механизма зашиты, свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в устойчивый неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность.

В поведении лиц данного типа борьба с болезнью трансформируется, по сути дела, в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них (как правило — неосознанно) представляет собой нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее от ношение к своему заболеванию, т. е. стремление быть более социаль но защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов (лечебных, профсоюзных, социального обеспечения) или членов семьи.

Эти черты усугубляются в профиле типа, свойственном лицам с акцентуацией по тормозимому типу, с тревожно-мнительными чертами. В извечном конфликте между эгоцентрическими и альтруистическими тенденциями представители этой группы лиц отдают предпочтение последним. Отказом от самореализации исключается противоборство этих противоречивых тенденций и снижается риск возникновения конфликта со средой. Если повышение, по 1-й шкале означает неосознаваемый, вытесненный отказ от самоактуализации, то повышение по 2-й выявляет осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения — в силу внешних обстоятельств или внутренних причин — отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время лица этого круга могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа.

Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую существенное влияние оказывает значимое окружение; их отличает убежденность в идентичности своего «Я» декларируемым идеалам, некоторая «ребячливость», незрелость установок и суждений.

В ситуации стресса лицам с высокой 3-й шкалой свойственны выраженные вегетативные реакции. Защитные механизмы проявляются двояким путем: 1) вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного «Я»; 2) трансформация психологической тревоги на организменном (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механизмы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств, то есть таких физических заболеваний, которые развиваются в тесной связи с негативными эмоциональными переживаниями.

Низкие показатели 4-й шкалы свидетельствуют о снижении мотивации достижения, об отсутствии спонтанности, непосредственности повеления, о хорошем самоконтроле, невыраженном честолюбии, об отсутствии лидерских черт и стремления к независимости, о приверженности общепринятым нормам повеления, о конформизме.

6-я — низкие показатели отражают избыточную тенденцию к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, что чаще всего встречается при гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка.

В структуре невротической симтоматики повышение по 7-ой шкале выявляет свободноплавающую тревогу, т. е. тревожность является свойством личности. Каждая базовая шкала СМИЛ выявляет тот или иной механизм трансформации тревоги, тот или иной вариант защитного механизма.

Повышение профиля по 1-й шкале выявляет усиление невротического самоконтроля и соматизацию тревоги, т. е. биологический способ защиты.

2-я шкала отражает степень осознания психологических проблем и отказ от реализации своих намерений, что сопровождается снижением настроения.

В невротических и неврозоподобных профилях низкие показатели по 9-й шкале указывают на повышенную утомляемость, астению.

2. Результаты ДМО

Данные ДМО подтверждают выявленные особенности в социальной сфере. Было выявлено преобладание высоких баллов по октантам «ответственный – великодушный» (14), «покорный – застенчивый» (12), «прямолинейный – агрессивный» (16). [см. прил. 2]

Если провести параллель между некоторыми клиническими особенностями состояния больных бронхиальной астмой и показателями ДМО, то в основном эти показателями соответствуют тем аспектам поведения, которые сказываются на межличностных отношениях. Обнаружена выраженная тенденция к фиксации неприятных соматических ощущений и склонность к болезненной сосредоточенности на своем здоровье, к жалости по отношению к самому себе. Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения вследствие подавленной самоактуализации и агрессивности, компенсаторно проявляются в догматизме и мелочной тирании в узком кругу контактов. Для таких больных характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь.

VIII октанта, преобладание которого позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к «ответственному-великодушному», сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальными нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; тип восприятия и переработки информации художественный, стиль мышления – целостный, образный. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям; вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

«Покорно-застенчивый» тип межличностных отношений (V октанта) оказался преобладающим у личностей болезненно застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой. Он характерен для тревожных, ананкастных личностей с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы при неудачах винить во всем себя, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

«Прямолинейный-агрессивный» тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок (сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии захваченности), повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной ситуации, не ущемляющий престиж личности испытуемого.

3. Результаты УНА

У больных бронхиальной астмой обнаружилась невротическая астения с вероятностью 42,2%, что свидетельствует о высоком значении невротической истощенности, нестабильности в этиопатогенезе бронхиальной астмы. [см. прил. 3]

4. Результаты ЛОБИ

По данным ЛОБИ больные бронхиальной астмой реагируют на болезнь эгоцентрически, ипохондрически, таким образом, используют болезнь как средство социального общения, получения внимания, внутреннее переживание. [см. прил. 4]

Встретившиеся типы: эгоцентрический, ипохондрический, сенситивный, меланхолический, неврастенический, агнозический, апатический.

Эгоцентрический (Я). «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном.

Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

4. Результаты диагностики:

а) мотиваторов социально-психологической активности личности:

7 и менее баллов – низкий показатели мотивационной доминанты личности.

8-9 баллов ближе к боязни неудачи.

б) мотивации успеха и боязни неудачи: мотивация на неудачу (боязнь неудачи) – от 1 до 7 баллов.

В диагностике мотивации у больных обнаружились низкие показатели всех мотиваторов социальной активности (достижение успеха, потребность в аффилиации, стремление к власти) и преобладание мотивации на неудачу. Таким образом, мотивационная сфера больных характеризуется негативной установкой на болезнь, низкой внутренней стимуляцией, что косвенно поддерживается социальным проявлением бронхиальной астмой для привлечения внимания, стимуляции извне внутренних переживаний. [см. прил. 5]

 

Обсуждение

 

Таким образом, по данным комплексной диагностики у больных бронхиальной астмой ведущими патопсихологическими синдромами выступают ипохондрия, депрессия, истерия и психастения, то есть обнаруживается полный спектр невротических синдромов по данным MMPI. При этом у больных резко снижены проявления психопатических черт личности, что говорит о пассивной реакции на заболевание, его удержании за счет подавления индивидуальной активности и ориентации на социальные нормы. Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения выступают как гиперкомпенсация подавленной самоактуализации и агрессивности, проявляющейся в догматизме и мелочной тиранией в узком кругу контактов, что находит свое выражение в показателях межличностных отношений. Эти характеристики особенно ярко проявляются в ситуации болезни, выступая как индивидуальные механизмы ее переживания. В болезни ярко находят свое выражение подавленная индивидуальность и самоактуализация, проявляясь в эгоцентрическом и неврастеническом реагировании на ее проявления по данным ЛОБИ, как демонстрация в обществе, использование для саморазвития, которое становится патологическим. Для них характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь. В этой ситуации низкая мотивация, присущая этим людям, подтверждает ситуацию ухода, а болезнь используется для стимулирования внутренних переживаний, наполненности внутреннего мира, не развитого преморбидно.

Невротическая нестабильность, истощенность, присущая этим больным, может являться следствием патологического соматического процесса, но, учитывая вышеперечисленные показатели по данным других методик, их устойчивость и комплексность проявлений, мы можем говорить о предпосылках такого рода в развитии бронхиальной астмы, их включении в преморбидную личность больного. Исходно неадекватные личностные реакции на заболевание предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Все вышеперечисленное говорит о необходимости психотерапии уже на стадии профилактики, коррекции личностных особенностей у людей, склонных к легочным заболеваниям генетически и психофизиологически. Здесь уместно применение когнитивно-бихевиоральных методик, корригирующих когни-тивно-мотивационную сферу (когнитивная терапия А.Бека) и поведенческие механизмы стресса (систематическая десенсибилизация, метод жетонов, стимульный контроль). Эмоциональная нестабильность и ипохондричность, свойственные этим больным, вследствие их высокой внушаемости могут корригироваться с помощью гетеросуггестивных методик. Психастения, рационализация эмоциональных проявлений, низкая внутренняя мотивация, склонность к депрессии требует к себе внимания со стороны гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. Таким образом, только комплексный подход к коррекции личности больных бронхиальной астмой будет эффективным в профилактике, психотерапии и реабилитации этого распространенного заболевания.



Заключение

 

Таким образом, гипотеза о том, что в структуру личности больных бронхиальной астмой входят особые характеристики (ипохондричность, демонстративность, эмоциональная нестабильность, невротическая зажатость, психастения, низкая мотивация), которые предрасполагают и удерживают это заболевание, подтвердилась.

У больных бронхиальной астмой обнаружена тенденция к фиксации неприятных соматических ощущений и склонность к болезненной сосредоточенности на своем здоровье, к жалости по отношению к самому себе. Исходная предрасположенность к неврозу, невротическая нестабильность побуждает этих больных искать одобрения извне и вызывает тенденцию к психологической фиксации, что снижает внутренний дискомфорт, но утяжеляет болезнь.

Невротическая «зажатость» и выраженная ориентация на общепринятые нормы поведения выступают как гиперкомпенсация подавленной самоактуализации и агрессивности, проявляющейся в догматизме и мелочной тиранией в узком кругу контактов. Для таких больных характерен психосоматический (биологический) способ защиты с уходом в болезнь.

Личностные особенности и невротические нарушения, а также неадекватные личностные реакции на заболевание предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.

Исходя из полученных данных, надо говорить о том, что без коррекции личности больных невозможно излечение бронхиальной астмы.

 



Выводы

 

1. Больные бронхиальной астмой обладают такими психофизиологическими особенностями, которые способствуют хронизации заболевания: эмоциональная нестабильность, неустойчивость и пассивность в стрессе, неспособность держать нагрузку, нарушение авторегуляционных процессов.

2. Психологическими особенностями больных бронхиальной астмой являются склонность к рационализации стресса, интроверсия, уход во внутренние переживания, сверхконтроль, что способствует фиксации заболевания внутри и его включению в структуру личности.

3. Социальные особенности больных бронхиальной астмой также способствуют удержанию компонентов заболевании, использованию ее особенностей в своем общественном статусе за счет ригидности установок, поведенческих элементов, пассивности, поддержании социальных норм.

4. Исходя из выявленных особенностей, основными показаниями для психотерапии больных бронхиальной астмой являются: умение держать эмоциональную нагрузку, когнитивно-эмоциональное взаимодействие, снижение активности мотивационной сферы, способность к адекватному самоконтролю.

 

 



Список литературы

 

1.Абрамов В.В. Высшая нервная деятельность и иммунитет // Бюлл.СО РАМН.- 1998, 94с.

2.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Л., 1998, 110с.

3.Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М.: Мысль, 1994, 54с.

4.Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. – 2-е изд., Л.: Медицина, 1974, 152с.

5.Болезни органов дыхания. / Под ред. Н.Р. Палеева, М.: Медицина, 1989, 186с.

6.Бронхиальная астма, диагностика клинико-патогенетических вариантов. - / Сост. Б.М. Услонцев, 1988, 148с.

7.Бронхиальная астма. Классификация, некоторые показатели функций легких, специфическая диагностика и терапия. - Ташкент: «Мед», 1977, 218с.

8.Бронхиальная астма. Принципы диагностики и лечения. / Под ред. А.Г. Чучалина, М.: Медицина, 1984, 324с.

9.Бронхиальная астма (этиология, патогенез, клиника, диагностика, методы лечения, профилактика). / Под ред. В.Н. Молоткова, Б.Ф. Чернушенко, Киев «Здоровье», 1984, 246с.

10.Булатов П.К., Буль П.И. – В кн.: Клинико-физиологические исследования бронхиальной астмы. / Л., 1969, 105-111с.

11.Булатов П.К., Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. - Медицина, 1975, 366с.

12.Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротической астении / Методические рекомендации.- Санкт-Петербург,1999, 20с.

13.Ведущие направления в диагностике и лечении бронхиальной астмы. / Под ред. К.М. Семёнова, 1985, 252с.

14.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие-М.: ИНФРА, 1997, 256с.

15.Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: МГУ, 1986, 288с.

16.Иммунокоррекция в пульмонологии. / Под ред. А.Г. Чучалина, М.: Медицина, 1989, 268с.

17.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1984, 272с.

18.Кокосов А.Н., Осинин С.Г. Разгрузочно-диетическая терапия больных бронхиальной астмой. – Л.: Медицина, 1984, 200с.

19.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд., испр. и допл. – Мн.: Выш.шк., 1998, 463с.

20.Куприянов С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой. – В кн.: Психогигиена и психопрофилактика./ Под ред. В.К. Мягер, Л., 1983, с.76-84.

21.Мясищев В.Н. – в кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении, и лечении соматических болезней. / М., 1972, 120-134с.

22.Основные направления современной психотерапии. / Под ред. А.М. Боковикова, М.: «Когито-центр», 2000, 379с.

23.Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия разных форм бронхиальной астмы. – Минск: Беларусь, 1989, 132с.

24.Психологический журнал, №11,1998,45с.

25.Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. Изд-во «Питер», 2000, 544с.

26.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений, Речь, 2003, 93с.

27.Федосеев Г.Б., Хлопотова Г.П. Бронхиальная астма. – М.: Медицина, 1988, 252с.

28Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. – М.: Медицина, 1985, 144с.

29.Шахназаров А.Б. Лечение бронхиальной астмы. – Л.: Медицина, 1981, 210с.

30.Шишкин А.Н. Внутренние болезни: распознавание, семиотика, диагностика. – Изд-во «Лань», 1999, 198с.

31.Этиология, патогенез, клиника бронхиальной астмы. / Под ред. Федосеева Г.Б., Успенской Р.Э., Л.: ВНИИП, 1989, 186с.

 

 



Приложение 1

 

Рис.1 Результаты по методике СМИЛ у больных бронхиальной астмой.



Приложение 2

 

Рис.3 Результаты по методике УНА у больных бронхиальной астмой.

 

 



Приложение 3

 

Рис.2 Психограмма, полученная по методике ДМО при обследовании больных бронхиальной астмой.

 

 



Приложение 4

 

Таблица

Методики Показатели Испытуемые

Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

мотивация на неудачу 11
боязнь неудачи 9

Диагностика мотиватор социально-психологической активности личности

высокий 0
средний 3
низкий 17

 

Таблица 1. Диагностика структур мотивации по данным методик: «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи» и «Диагностика мотиватор социально-психологической активности личности» у больных бронхиальной астмой.

 

 

Оглавление

 

Введение

1. Литературный обзор

1.1 Развитие и основы психосоматики

1.2 Психосоматическая личность и ее особенности

1.3 Определение бронхиальной астмы

1.4 Классификация бронхиальной астмы

1.5 Нервно-психический механизм в этиопатогенезе бронхиальной астмы

1.6 Существующие методы психотерапии бронхиальной астмы

1.7 Показания к психотерапии

2. Организация, материалы и методы исследования

3. Результаты исследования

3.1 Обсуждение

Заключение

Выводы

Список литературы

Приложение

 

 



Введение

психосоматический медицина бронхиальный астма

В последние годы отмечается увеличение заболеваний бронхиальной астмой, утяжеление болезни, учащение летальных исходов на высоте приступов удушья и недостаточная эффективность существующих методов лечения.

В современной медицинской науке наблюдается интеграция различных дисциплин, что позволяет с разных точек зрения рассматривать то или иное заболевание. По современным представлениям в этиопатогенезе любого заболевания принимает участие целый ряд патогенных факторов, роль многих из них зачастую недооценивается. В интегративных концепциях предпринимаются попытки «создать модель отношений между организмом и окружающей средой и модель отношений между биологическими, психическими и социальными процессами», установить принципы взаимосвязи различных системных уровней. [17]

Отечественными исследователями был разработан ряд концепций системного видения человека как целого. Это концепции Б.Г.Ананьева [24], Л.И. Вассермана [12], В.В. Абрамова [1], Ф.Б. Березина [2], и других, которые рассматривают организм человека как единство различных уровней регуляции жизненных процессов: биологических (гормоны, обмен веществ), морфологических (телесная конституция), физиологических (работа внутренних органов), нейродинамических (свойства нервной системы), социально-психологических. Эти концепции были разработаны вне психосоматической проблематики и систематически для этих целей не привлекались. Сложность применения данных концепций для психосоматических исследований состоит в том, что человеку как интегральной индивидуальности присуще бесконечное число свойств и особенностей.

Б.Г. Ананьев: «необходимо создание симтомокомплекса, включающего соматические, физиологические и психологические характеристики, которые обеспечивали бы возможность разделить все бесконечное многообразие индивидуальностей на небольшое число типов». [24]

При этом должна быть обоснована важная роль в этиопатогенезе психосоматических расстройств конкретных факторов для исследования интегральной индивидуальности.

Психотерапия как основной вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов самыми различными заболеваниями. Объем психотерапевтических воздействий, их направленность, определяются факторами, которые рассматриваются как показания к психотерапии. К ним относятся: роль психического фактора в этиопатогенезе заболевания; возможная вторичная невротизация как следствие соматического патологического процесса, реакция личности на болезнь, динамическая трансформация личностных особенностей в процессе заболевания. [15]

Показания к психотерапии необходимо определять на разных уровнях (социальном, психологическом, биологическом), воздействовать на возможные проявления тех синдромов, коррекция которых возможна с помощью психотерапии как главного или дополнительного метода лечения.

Целью исследования является определение показаний к психотерапии на основе системного биопсихосоциального подхода на примере личности больных бронхиальной астмой.

Задачи:

1. Изучить особенности психофизиологического реагирования личности больных бронхиальной астмой на болезнь, которые необходимо учитывать при ее психотерапии.

2. Изучить психологические особенности личности, которые необходимо учитывать при психотерапии бронхиальной астмы.

3. Изучить социальные особенности больных бронхиальной астмы с учетом разработки новых поведенческих элементов в процессе психотерапии болезни.

4. На основе полученных данных разработать показания и определить задачи психотерапии больных бронхиальной астмой.

Объект исследования: биопсихосоциальные особенности личности больных бронхиальной астмой.

Предмет исследования: биопсихосоциальные особенности реагирования на болезнь в структуре личности больных бронхиальной астмой.

Гипотеза: предполагается, что в структуру личности больных бронхиальной астмой входят такие характеристики, которые предрасполагают к этому заболеванию и усугубляют его течение, и без коррекции, которых невозможно излечение этих больных.

 

 



Литературный обзор

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.