Известно, что выработанные обществом значения слов, усваиваясь, приобретают новую жизнь в сознании каждого человека. Исследования психологов свидетельствуют о том, что человек активно структурирует мир, создавая свой тезаурус и тем самым собственную проекцию этого мира. Восприятие партнеров по конфликту характеризуется особенностями их тезаурусов, связями между словами, а также эмоциональными и оценочными характеристиками.
Засеките время и запишите все слова, связанные с термином «конфликт».
Обратите внимание на то, сколько слов пришло в голову сразу в течение первых 3 минут. Отделите их линией, когда вам покажется, что список исчерпан.
Отложите список и вернитесь к нему через некоторое время (через пару часов, на следующий день) и попытайтесь его дополнить. По окончании проанализируйте, каких слов здесь оказалось больше:
а) отражающих противостояние, противоборство;
б) отражающих конфликтные действия (драка, война);
в) что-то другое.
Какие чувства вызывает конфликт?
Структурируйте поле понятия «конфликт», разделив все слова на две части: слева будут располагаться синонимы слова «конфликт» (по степени близости для вас к «конфликту»), начиная от самого близкого к самому отдаленному; справа — антонимы (противоположные по смыслу слова).
Взгляните на предлагаемый ниже список и распределите все слова на отрезке прямой (лучше это проделать на большом листе бумаги, формата А4).
______ ______ Конфликт_______________
• В центре — слово «конфликт», а влево и вправо от него будут располагаться слова по степени близости к этому термину. Причем между словами должны быть расстояния, отделяющие их друг от друга в соответствии с их смыслом, с вашей точки зрения. Может оказаться, что в одной точке будет располагаться сразу несколько слов, если вы сочтете, что они настолько близки.
• Расположите в три столбика те же слова, но по эмоциональным характеристикам. Каждое слово проверяйте на те чувства, которые оно у вас вызывает: негативные эмоции, позитивные и нейтральные.
Диспут.
Стычка.
Раздор.
Перебранка.
Столкновение.
Распри.
Брань.
Размолвка.
Сражение.
Несогласие.
Дискуссия.
Разлад.
Скандал.
Нелады.
Разногласия.
Ссора.
Схватка.
Неполадки.
Перепалка.
Драка.
Спор.
Потасовка.
Битва.
Свалка.
Рукопашная.
Война.
Переговоры.
Подумайте и определите на основе проделанных упражнений, что такое для вас конфликт.
Попытайтесь в группе обсудить результаты сначала с близким другом (подругой), а затем с тем, кто наименее вам близок.
Ваше отношение к конфликтам в ближайшем окружении
1. Есть ли в вашей группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это?
Мальчик.
Девочка.
Зачинщик.
Жертва.
Коренной житель (русский).
Мигрант, приезжий (иностранец).
2. Какие конфликты наиболее характерны для вашей группы (класса)?
Во время замятий. Во время перемены. После занятий.
3. Есть ли среди ваших знакомых ребята, совершенно неспособные защищаться в конфликтных ситуациях?
4. Кого можно назвать в вашей группе положительным, уважаемым всеми человеком?
Мальчик.
Девочка.
Зачинщик.
Жертва.
Коренной житель (русский).
Мигрант, приезжий (иностранец).
5. Из-за чего* ссорятся в вашей группе?
Мальчики. Девочки. Мальчики с девочками.
6. Какие конфликты особенно болезненны, неприятны, вызывают опасения ?
7. Какова в целом атмосфера в группе?
Дружелюбная. Агрессивная. Равнодушная.
8.Есть ли в группе люди, которые вам очень не нравятся?
9.Есть ли в группе люди, которым вы очень не нравитесь?
10. Есть ли в? группе люди, чье поведение хотелось бы изменить?
П. Что бы вы хотели изменить в своем поведении? Что для этого нужно?
Ценности и цели
1. Какая жизнь, по вашему мнению, дает человеку наибольшее удовлетворение?
Добросовестное исполнение своих обязанностей, работа по избранной специальности.
Свободная жизнь, полная ярких впечатлений, ничем не связанная.
Спокойная и тихая жизнь в любящей семье.
Слава, признание, выдающиеся успехи.
Жизнь среди верных, понимающих тебя друзей.
Мир прекрасного, созерцание красоты природы и произведений искусства.
Объединять усилия с передовыми людьми, совершенствовать общество.
Самостоятельность в суждениях и поступках, полная независимость
Познавать новое, изучать тайны природы и общества.
Ваш вариант ответа.
Затрудняюсь ответить.
2. Кем вы хотели бы стать в будущем, и какой уровень вам подходит?
Рядовой специалист.
Руководитель подразделения (отдел, сектор, кафедра, институт).
Руководитель государственного предприятия.
Глава фирмы, компании.
Руководитель более высоких звеньев.
Президент страны.
Затрудняюсь с ответом.
3. Что для вас является показателем успешности? (Раскройте подробнее.)
Дом, дача, машина...
Дружная семья.
Верные друзья.
Здоровье, занятие спортом...
Любовь, привязанности...
Позитивные изменения в обществе.
Авторитет, мудрость.
Развлечения, отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение.
Отношения людей в обществе, терпимость.
Материальный уровень общества.
Продуктивная жизнь (максимальное использование сил и возможностей).
Уверенность в себе, внутренняя гармония.
Творчество (возможность творческой деятельности).
Счастье других, всего народа.
Затрудняюсь с ответом.
4. Какова моя жизнь сегодня?
Моя жизнь начинается только тогда, когда я выхожу из колледжа (школы).
Как учеба, так и досуг для меня одинаково важны.
Без школы я себя не мыслю, а досуг — дело второстепенное. 5. Как вам кажется, какие из жизненных проблем наиболее трудны для ваших сверстников?
Отношения с друзьями. Отношения с родителями. Отношения с учителями. Отношения с самим собой. Материальные проблемы. Противоречия внутри себя. Неопределенность в обществе, в мире. Ваш вариант ответа. Затрудняюсь с ответом.
Восприятие конфликта
1. Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.)
2. Как и у кого вы учились действовать в конфликтах?
У родителей.
У друзей.
На собственном опыте.
У литературных героев.
В средствах массовой информации.
Ваш вариант ответа.
3. Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье?
4. Как родители справляются со своими конфликтами?
5. Что вы думаете о своем поведении в конфликте? Довольны ли вы собой?
6. Какое поведение типично для вас в конфликтной ситуации?
Возмущаюсь, раздражаюсь.
Делаю вид, что все в порядке.
Сразу уступаю.
Бью кого-нибудь.
Стараюсь доказать свою правоту.
Молчу (использую молчание как средство воздействия).
Кричу, ругаюсь.
Жалуюсь кому-нибудь.
Отшучиваюсь или подшучиваю над окружающими.
Договариваюсь обсудить проблему.
Сдерживаюсь внешне, но весь киплю внутри.
Действую по обстоятельствам, оценивая силы партнера.
Плачу от обиды или несправедливости.
Ухожу и чувствую себя несчастным.
Прошу прощения, извиняюсь.
Упрекаю.
Вспоминаю все прошлые грехи.
Дуюсь.
Стремлюсь отомстить.
Стараюсь об этом не вспоминать и не думать.
Стараюсь быть благоразумным и прекратить конфликт.
Пишу записку.
Бесконечно перебираю в памяти случившееся и переживаю.
Предлагаю компромисс.
Игнорирую проблему.
Думаю, что необходимо что-то в себе изменить.
Стараюсь доказать партнеру, что ему следует меняться.
7. Что бы вы посоветовали человеку, если нарушаются его права?
Не портить нервы, отвлечься.
Высказать возмущение в кругу друзей.
Выступить на собрании.
Обратиться к общественности.
Обратиться к вышестоящему руководству.
Обратиться в средства массовой информации.
Свой вариант ответа.
Конфликты учителя
1. Довольны ли вы собой как учителем?
2. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и учениками?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
3. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и коллегами ?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
4. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и администрацией ?
Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные.
5.Есть ли среди учеников те, с кем вы особенно часто вступаете в конфликт ?
6. Существуют ли принципиальные разногласия между учителем и группой?
7. Бывали ли у вас конфликты с родителями учащихся?
8. Какие поступки или действия учеников могут вызвать вашу агрессивную реакцию?
9. В какой мере ваши личные проблемы влияют на ваше поведение в колледже?
10. Что вам хотелось бы изменить в своем поведении?
Умеете ли вы слушать?
Отвечая на вопросы данного теста, оцените по девятибалльной шкале, в какой мере вы обладаете этим качеством:
9 баллов — это качество выражено в наивысшей степени;
1 балл — это качество присуще вам в наименьшей степени;
5 баллов — средний уровень проявления соответствующего качества.
При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни, если вас интересует истинное положение вещей.
Вопросы теста | Баллы |
Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о чем-то другом? | 1 23456789 |
Как часто вам приходится «закруглять» тему беседы, разговора, если собеседник вам не интересен? | 1 23456789 |
Как часто манера речи и поведения вашего собеседника вас раздражает? | 1 23456789 |
Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации? | 1 23456789 |
Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса? | 1 23456789 |
Как часто вам приходится поправлять собеседника, если он неправильно использует термины, ударения? | 1 23456789 |
Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубо ответили? | 1 23456789 |
Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку? | 1 23456789 |
Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне? | 1 2 3456789 |
Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны? | 1 23456789 |
Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень умения выслушать вашего собеседника.
Сумма баллов |
Степень умения выслушать собеседника
79-90 71-78 63-70 55-62 47-54 39-46 31-38 23-30 10-22 |
1— очень низкая
2— низкая
3— ниже средней
4— чуть ниже средней
5— средняя
6— чуть выше средней
7— выше средней
8— высокая
9— очень высокая
После того как вы определите свое умение слушать собеседника,] проанализируйте, каковы ваши недостатки, и постарайтесь их исправить.
Я - высказывания
Проанализируйте следующие ситуации, сообщая воображаемому партнеру о своих чувствах и мыслях.
1. Вы одолжили на время свои конспекты студенту из вашей группы. Он обещал вернуть их на следующий день. Два дня спустя, когда вам понадобились конспекты, обнаружилось, что ваш приятель их еще не вернул.
Я чувствую
Когда ты _
Потому что
Я хотел бы
Мне важно
2. Два студента из вашей группы разговаривают, когда объясняют новый материал, и мешают слушать.
Я чувствую___
Когда ты _
Потому что
И я хочу/мне надо
3. Ваш друг уже третий раз на этой неделе опаздывает на встречу, из за чего сначала не удается попасть на спектакль, затем отказаться от интересной встречи, а затем получить нагоняй от мамы.
Я чувствую _________________
Когда ты_________________________
Потому что
И я хочу/мне надо
4. Собака соседа лает на любой звук. Последние две ночи ее лай не давал вам спать почти всю ночь.
Я чувствую_____________________
Когда вы _
Потому что
И я хочу/мне надо
Невербальная коммуникация
Метод восприятия фотографий незнакомых людей (что замечает в фотографиях).
Можно использовать картинки для выявления стереотипов. Метод получения субъективных портретов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.