Становление новой российской государственности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распад СССР и обретение статуса суверенного государства поставили перед Россией задачу оформления новой государственности. Отсутствие в действовавшей российской Конституции четкого разделения функций и предела компетенций властей, а также начавшиеся широкомасштабные экономические реформы, многими лидерами принимались в штыки. 

Противостояние властей завершилось драматическими событиями в Москве в  октябре 1993 года (обстрелом Белого Дома и штурмом телецентра, в результате которых погибло 150 человек).

Новая Конституция, принятая в декабре 1993 г. по итогам всероссийского референдума, определила форму российской государственности - президентская республика во главе с- президентом, формирующим правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы.

 Июнь 1996 г. - выборы Президента России (на этот пост претендовали 11 кандидатов), которые по результатам 2 тура принесли победу действующему президенту Б.Н. Ельцину.

Победивший на президентских выборах 15 марта 2000 года В.В. Путин предпринял шаги по укреплению государственного строя России, так называемой «вертикали власти», изменился порядок формирования Совета Федерации, был создан Государственный Совет, в семь федеральных округов назначены полномочные представители президента.

Формирование новой государственности в России происходило в чрезвычайно сложных условиях. Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. Особенно тревожно выглядит обстановка на юге страны (в Чечне). В ходе двух чеченских кампаний (последняя продолжается по настоящее время как антитеррористическая операция), федеральным силам так и не удалось преодолеть вооруженный сепаратизм. В регионе сложилась чрезвычайно сложная ситуация. Этот конфликт, истинными причинами которого эксперты называют нефть и деньги, грозит затянуться надолго.

 

Россия в системе международных отношений в 90-е годы ХХ в. ─ начале ХХ I в.

Трансформация системы международных отношений, связанная с распадом социалистического блока и самого СССР, стала для России началом масштабных геополитических потерь.

Россия как преемница СССР, тем не менее, оказалась «дальше» от Европы в географическом смысле. Объявившие о своей независимости такие бывшие советские республики, как Украина, Молдова (не говоря уже о странах Балтии), стали идентифицировать себя в качестве европейских государств, а не как часть более широкого евразийского пространства СНГ. России не удалось стать лидером интеграционных процессов в Содружестве, и это на фоне продвижения НАТО на Восток, расширения Европейского Союза и активного освоения США просторов бывшего Советского Союза.

 Процессы глобализации в постсоветском пространстве протекают медленно, а «новый российский колониализм» сталкивается с двумя серьёзными проблемами: экономическим и стратегическим ослаблением России и тем, что СНГ всё более вовлекаются в орбиту региональных интересов Запада, прежде всего, США. Бывшие республики, став суверенными государствами, стремятся стать самостоятельными субъектами политики в регионе и в мире. Россия нужна им лишь как экономический партнер в непростой для них социально-экономической ситуации.

Геополитические просчеты России в отношении «ближнего зарубежья» во многом связаны с тем, что в бывших союзных республиках к власти приходят руководители новой формации, сориентированные не на Россию, а на другие крупные державы. Этим людям близки уже другие ценности, ведь многие из них получали образование, жили и работали какое-то время в США или Европе.

С приходом в Кремль новой политической команды во главе с В. Путиным внешнеполитическая стратегия по отношению к СНГ стала официально декларироваться как программа «политического содействия и экономической помощи странам Содружества». Россия пытается строить отношения со странами СНГ с учетом «новых технологий» в международных отношениях, связанных, прежде всего, с глобализацией, играть по принципам равноправия, а не «первого среди равных».

Весьма противоречивой стороной международных отношений является взаимоотношение России и Европейского Союза. Все попытки России на протяжении 90-х гг. интегрироваться в Европу и получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений оказались провалены. Одним из главных препятствий на «пути в Европу» явился неуспех российских реформ. Их «псевдолиберальный» характер стал причиной криминализации рыночных отношений в России, развала социальной сферы, финансового банкротства. Формирующийся характер российской экономики, её высокая сырьевая зависимость, непрозрачность банковской системы, правовой вакуум ─ всё это отпугивает европейцев. Сближение России и ЕС затрудняет сложная ситуация в Чеченской республике (ЕС постоянно обвиняет Россию в геноциде, нарушении прав человека и гуманитарной катастрофе) и вокруг Калининградской области.

Вместе с тем, европейское направление является одним из приоритетных. Россия должна быть в Европе, она нуждается в её поддержке, многосторонних связях и участия в интеграционных структурах.

 Полны противоречий контакты России со странами Азии и Востока. Пытаясь найти союзников вне элитного западного клуба  в мусульманском, индуистском и буддийско-конфуцианском мире, Россия  и на этом направлении допустила не мало просчетов. Так, международное сотрудничество со стороны России  в рамках «шанхайской шестерки» не идет дальше  подписания деловых бумаг, по сути, ничего конкретного не содержащих. Создание общего рынка планируется только к 22 г., причем, Россия по многим вопросам (например, допуск в Россию китайской рабочей силы) заняла весьма невнятную позицию. Аналогичная ситуация складывается в отношениях России с АТЭС (Азиатско-тихоокеанским экономическим сообществом). Китайско-российские отношения осложняются присутствием американцев в Центральной Азии, в пространстве его геополитических тылов.

Не стали равноправными и российско-американские отношения. США планомерно осваивают геополитическое пространство России, строго реализуя евразийскую стратегию З. Бжезинского, суть которой  в установлении контроля над Евразией, соединяющей потенциалы ЕС и КНР сетью коммуникаций, нефте -и газопроводов.

Вместе с тем, в российской внешней политике появился ряд новых ориентиров, направленных на равноправное сотрудничество и совпадение экономических, военных и геополитических интересов. Самоизоляция губительна для России, а роль ведомой державы  неприемлема. Необходимо и дальше проводить диверсифицированную внешнюю политику, развивать двусторонние отношения с ЕС, Китаем, Японией, Индией, арабскими странами, государствами Латинской Америки и Африки.

Стратегический выбор России (именно таким образом его определил бывший министр иностранных дел И.Иванов) - в пользу демократического многополярного миропорядка, гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для всех государств, сохранение ею статуса великой державы.

Тематика рефератов

 

Наиболее сложным, приближающимся к научному исследованию видом самостоятельной работы студента, является написание реферата (научного доклада).

Требования к оформлению реферата (научного доклада):

1 самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;

2 обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;

3 наличие плана реферата;

4 библиографический список использованной литературы;

5 объем не менее 15-20 машинописных листов.

Темы рефератов.

1. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

2. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России.

3. Складывание территорий Московской Руси в XIV - XV вв.

4. Сословно-представительные учреждения России в XVI - XVII вв.

5. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время» начала XVII в.

6. Эволюция сословного строя в России в XVI - XIX вв.

7. Административно-территориальное деление России в XVI - XIX вв.

8. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв.

9. Российские полководцы России XVIII - XIX вв.

10. Петр I и царевич Алексей - поиск альтернатив развития России.

11. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.

12. Отечественная война 1812 г. Русское общество начала XIX в.

13. Рождение и развитие русских промыслов.

14. Главные ярмарки России XVIII -XIX вв.

15. Русский город в системе капиталистических отношений XVIII - XIX вв.

16. Исторические корни и условия формирования третьего сословия в России.

17. Эпоха дворцовых переворотов в России.

18. Абсолютизм в Западной Европе и в России.

19. Просвещенный абсолютизм в России как форма временного компромисса

государства и общества.

20. Государственный контроль и государственное регулирование общественной жизни в России XVIII -XIX вв.

21. Разночинная и демократическая интеллигенция в общественно-политической жизни России XIX века.

22. Революции «сверху» в России. Причины их несостоятельности.

23. Складывание территории России в XVI - XIX вв.

24. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.

25..Консерватизм, либерализм, социализм: предлагаемые модели развития в XIXв.

26.Купеческие династии в России XIX - начала ХХ вв.

27.Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества.

28.Реформаторы России XIX века: проекты, планы, их реализация.

29.Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации.

30.Титулы, звания, чины и должности в Российской империи.

31.Буржуазные реформы и контрреформы второй половины XIX в.

32.Проекты нереализованных реформ в России, их авторы и их судьбы.

33.Военно-политические союзы России XIX – начала ХХ вв.

34.Проблема альтернативности в истории. (На примере отечественной истории ХХ в).

35.Была ли альтернатива Октябрьской революции?

36.Политические партии в России в начале и в конце ХХ века.

37.Историческая реальность 20-30-х гг. ХХ в. с позиций современной исторической науки и публицистики.

38.Культурная революция в СССР и подготовка инженерных кадров.

39Исторические портреты выдающихся ученых 20-30 гг. ХХ в. (по выбору студентов)

40.Политическая система в СССР в 30-е годы.

41.Союзники и противники в двух мировых войнах.

42.Правда и вымысел о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

43.Великая Отечественная война: триумф и трагедия.

44.Послевоенное устройство мира: холодная война или равновесие сил?

45.Изменение политического строя России и либеральная концепция российских реформ (90-е гг. ХХ в.).

46.НТР: СССР и Запад.

47.Российская инженерно-техническая интеллигенция: прошлое и настоящее.

48.Наука, культура, образование в рыночных условиях.

49.Выдающиеся ученые и мыслители XX в. (по выбору студентов)

50.Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.

51.История высшей технической школы в России.

52.История развития электроники и электронной промышленности в СССР и России.

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ

 

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по темам 1- 8 содержатся в конце каждого раздела учебно-методического пособия по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс р «Отечественная история». Ч.1 (М., МГАПИ, 2002). Рекомендации для написания контрольных работ 9-16 даются ниже. Студент должен написать 2 контрольных работы согласно предложенному плану. Одна из контрольных работ должна быть написана по темам с 1 по 8-ю, вторая – по темам с 9 по 16-ю..Хронологически материал распределяется следующим образом: в работах с 1-ой по 8-ю требуется знание истории России с древнейших времен до середины Х1Х века. Работы с 9-ой по 16-ю затрагивают проблемы российской истории с середины Х1Х века до начала ХХ1 века.

Требования к контрольным работам:

1 работа должна раскрывать содержание темы,

2 в ней должны быть изложены взгляды современных историков на данную проблему,

3 поэтому необходимо изучить литературу более поздних годов издания;

4 должен быть обязательно план или оглавление, дающие представление о тех вопросах, которые освещаются в данной работе,

5 необходимо указать список тех исторических материалов, которые изучались при написании работы.

 

Тематика контрольных работ.

1.Образование древнерусского государства.

2. Значение принятия христианства на Руси.

3. Влияние монголо-татарского ига на историческую судьбу России.

4. Особенности становления Российского централизованного государства.

5. Основные этапы закрепощения крестьянства в России.

6. Российская имперская модель государственности: от Петра I к Екатерине II.

7. Особенности исторического пути России.

8.Общественно-политические движения России в Х1Х веке.

9.Экономика и социальный строй пореформенной России.

10.Внешняя политика России во второй половине Х1Х века.

11.Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков

12.Первая русская революция. Зарождение российского парламентаризма.

13.Особенности российского реформаторства.

14.Феномен большевизма.

15.Создание системы тоталитаризма в СССР.

16.Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Примечание: преподаватель может предложить свою дополнительную тематику контрольных работ. Студент может выбрать любую из предложенных тем.

 

Ниже дается примерный образец разработки одной из тем контрольной работы.            

ФЕНОМЕН БОЛЬШЕВИЗМА

 

Завершив изучение темы, посвященной революционному кризису в России, Вы можете написать контрольную работу “Феномен большевизма". В ходе ее подготовки используйте соответствующий раздел учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов и указанную в списке обязательную и дополнительную литературу. Ознакомьтесь с примерным планом контрольной работы, который Вы можете по своему усмотрению изменить, несколько сократить или дополнить.

Примерный план

1. Образование РСДРП и возникновение большевизма как идейно-политического течения.

2. Идейные и организационные истоки большевизма.

а) Идейные истоки: теория марксизма (кратко изложите основные положения “Манифеста Коммунистической партии" - К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2. Т.4. С .419-459).

взгляды теоретиков народничества (Лавров, Ткачев, Бакунин, Нечаев).

б) Истоки организационных принципов большевизма - народнические организации: две организации "Земля и воля", "Народная воля", "Народная расправа".

3. Явления российской действительности, повлиявшие на формирование политической доктрины большевизма.

а) Малочисленность российского пролетариата, относительно низкий уровень жизни, связь с деревней.

б) Популярность принципов общинной демократии в крестьянской среде и  среди рабочих и солдат.

в) Своеобразие российского государства, определявшего все основные параметры общества и перспективы развития страны.

4. Политическая доктрина большевизма.

а) Тезис о возможности победы социалистической революции в одной стране.

б) Положение о необходимости установления диктатуры пролетариата в крестьянской стране как высшей форме демократии.

в) Тезис о поражении собственного правительства в войне, как условие, облегчающее взятие власти.

г) Национализация земли, фабрик, заводов.

д) Республика Советов как высший тип демократической республики.

5. Организационные принципы большевизма

а) Создание закрытой, строго законспирированной организации профессиональных революционеров.

б) Железная дисциплина: абсолютная обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

в) Наличие сильного и авторитетного центра, способного управлять организацией по своему усмотрению.

г) Обеспечение возможности для обсуждения и критики, но только до принятия решения.

6.Причины, позволившие большевикам взять и удержать власть.

а) Политический талант лидеров.

б) Особенности организационного строения партии.

в) Умело поставленная агитация и пропаганда

с) Кризис либерализма на Западе.

д) Слабость политических противников.

е) Ситуация общенационального кризиса и поражения на фронте.

8. Основные результаты реализации политической и организационной модели большевизма.

Общий вывод.

Этот вывод должен содержать изложение сущности большевизма как вы ее понимаете и оценку роли большевизма в истории.

Примерные тестовые задания

 

1.Где возникли первые государства в мировой истории:

а) на Востоке;

б) на Аппеннинском полуострове;

в) в Австралии.

2.Кого принято считать «отцом истории:

а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота.

3.Самая древняя из дошедших до нас летописей называлась:

а) «Задонщина»;

б) «Слово о полку Игореве»;

в) «Повесть временных лет».

4.На землях какого союза племен восточных славян возник Киев:

а) северян;

б) полян;

в) кривичей.

5.Когда в Новгород был приглашен Рюрик:

а) в 862 г.;

б) в 882 г.;

в) в 900 г.

6.Какой титул носил правитель Киевской Руси:

а) великий князь;  

б) государь;

в) император.

7.При каком князе был установлен точный размер полюдья, срок и место его сдачи:

а) при Олеге;

б) при Игоре;

в) при Ольге.

8.Назовите первый письменный свод законов Киевской Руси:

а) «Повесть временных лет»;

б) «Русская правда»;

в) «Слово о полку Игореве».

9.Какая форма правления была в Новгороде:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) боярская республика.

10.Когда произошла битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголами:

а) в 1210 г.;

б) в 1223 г.;

в) в 1237 г.

11.Как назывались наместники золотоордынского хана на Руси для сбора дани:

а) визири;

б) темники;

в) баскаки.

12.Какой русский город монголы назвали «злым городом»:

а) Владимир;

б) Москва;

в) Козельск.

13.В конце XIII в. для того, чтобы стать великим князем на Руси, необходимо было получить:

а) благословение Константинопольского патриарха;

б) согласие магистра Ливонского ордена;

в) ярлык на великое княжение от Орды.

14.В чем заключалась специфика социально-экономического развития Руси в IX - XI вв. по сравнению с Западной Европой:

а) в утверждении крепостного права;

б) в наличии натуральных хозяйств;

в) в преобладании среди населения свободных общинников.

15.Характерная черта феодализма:

а) условный характер собственности на землю;

б) вольнонаемный труд;

в) частнособственнические отношения.

16.Как назывались в Древней Руси земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах наследственной собственности?:

а) вотчины;

б) поместья;

в) волости.

17.Под руководством какого русского князя произошел разгром Мамаева войска 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле:

а) Александра Невского;

б) Ивана Калиты;

в) Дмитрия Главовича.

18.Основное отличие в процессе создания единого централизованного государства по сравнению с аналогичными процессами в Западной Европе?:

а) внешнеполитический фактор;

б) активизация торговли;

в) Европейское Возрождение.

19.Избранная рада – это:

а) собрание запорожских казаков;

б) совет ближайших соратников Ивана Грозного;

в) совещательный орган при украинском гетмане.

20.Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты;

б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией;

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

21.Главным итогом внешней политики Ивана IV было:

а) освоение Дальнего Востока;

б) присоединение Средней Азии;

в) завоевание Поволжья и Западной Сибири.

22.Кто из Московских царей был последним представителем династии Рюриковичей:

а) Иван Грозный;

б) Федор Иванович;

в) Борис Годунов.

23.Какой важнейший вопрос решал последний Земский Собор (1653 г.)?:

а) об избрании новой династии Романовых;

б) о заключении Деулинского перемирия;

в) о вхождении Украины в Россию.

24.Кто возглавил II Ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от поляков:

а) Ляпунов, Зарудский, Трубецкой;

б) Минин и Пожарский;

в) Скопин-Шуйский и Делагарди.

25.Кто первым из династии Романовых был избран на царство Земским собором и когда?:

а) Федор Александрович, в 1676 г.;

б) Михаил Федорович Романов, в 1613 г;

в) Алексей Михайлович Романов, в 1645 г.

26.Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:

а) абсолютизма;

б) сословно-представительной монархии;

в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.

27. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:

а) всеобщей воинской обязанности;

б) свободного найма;

в) рекрутской повинности.

28.Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:

а) окончательную победу светской власти над церковью;

б) усиление роли местных священников;

в) укрепление роли монастырей.

29.В годы правления какого российского самодержца промышленность стала базироваться на крепостном труде?

а) Алексея Михайловича;

б) Петра I;    

в) Петра III.

30. Как назывался и когда был принят указ Петра I , уравнявший поместья в правах с вотчиной?

а) «Табель о рангах» в 1722 г.;

б) «Указ о единонаследии» в 1714 г.;

в) «Духовный регламент» в 1721 г.

31.Как передавалась власть монарха по указу Петра I о престолонаследии:

а) от отца к старшему сыну;

б) от мужа к жене;

в) согласно воле монарха.

32.Когда был основан Петербург:

а) в 1703 г.;

б) в 1705 г.;

в) в 1707 г.

33. Какие воинские подразделения были решающей силой в ходе дворцовых переворотов XVIII ?

а) стрелецкие полки;

б) гвардия;

в) артиллерийские полки.

34. Правление монархов, имевших неограниченную власть и проводивших политику, направленную на изменение наиболее устаревших порядков, называется:

а) самодержавием;

б) просвещенным абсолютизмом;

в) конституционной монархией.

35.Деятельность Уложенной комиссии при Екатерины II завершилась безрезультатно, так как:

а) депутаты резко критиковали «Наказ» императрицы, выдвигали более радикальные меры;

б) интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу;

в) в работе комиссии не участвовали представители купечества.

36. С какой восточной страной пришлось воевать России в XVIII в. для расширения своей территории?

а) с Османской Империей;

б) с Японией;

в) с Китаем.

37.В каком документе Екатерины II предусматривалось значительное расширение прав и привилегий дворянства:

а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.;

б) в учреждении для управления губерний Всероссийской империи в 1775 г.;

в) в «Наказе» Уложенной комиссии.

38.Что препятствовало складыванию третьего сословия и облегчению положения крестьян в царствование Екатерины II :

а) негативное отношение всего российского общества даже к умеренным реформам;   

б) волнения крестьян;

в) слабое развитие купечества.

39.Главной целью внешней политики Екатерины II в конце XVIII в. стала:

а) борьба с французской революционной «заразой» на континенте;

б) подготовка к войне с Японией;

в) нормализация отношений с Китаем.

40.Россия вступила в XIX век:

а) республикой с рыночной экономикой;

б) конституционной монархией со смешанной экономикой;

в) монархией с господством феодально-крепостнических отношений при наличии мелкотоварного производства.

41.Какая организация в период правления Александра I получила название Негласный комитет:

а) комиссия по подготовке реформ;

б) тайная полиция империи;

в) узкий кружок близких друзей императора.

42.Указ о «вольных хлебопашцах» Александра I (1803 г.):

а) разрешал крестьянам распахивать ранее не освоенные земли;

б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп;

в) закрепощал вольных крестьян.

43. Какими новыми органами управления в 1802 г. были заменены петровские коллегии?

а) приказами;

б) земствами;

в) министерствами.

44. Решение Военного Конгресса 1815 г. способствовали:

а) закреплению преобразований, проведённых Наполеоном I ;

б) поддержание освободительных и революционных движений в Европе;

в) восстановлению во Франции прежней династии и дореволюционных порядков.        

45.За отмену крепостного права выступали:

а) западники;

б) славянофилы;

в) западники и славянофилы.  

46.Какой государственный строй предусматривала «Конституция» Н.Муравьева:

а) конституционно-монархический;    

б) республиканский;

в) монархический.

 

47.»Русская Правда» П.И. Пестеля содержала требования:

а) ограничение самодержавной власти царя конституцией;

б) личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп;

в) передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями.          

48.Какие две страны начали Крымскую войну (1853-1856 гг.):

а) Турция и Россия;

б) Турция и Англия;

в) Россия и Франция.

49.Отмена крепостного права в России стало следствием:

а) вооруженной борьбы крепостных крестьян;

б) желания большей части дворянства;

в) кризиса феодально-крепостнической системы, особенно остро обозначившегося в ходе Крымской войны.

50.Когда было отменено крепостное право в России:

а) 19 февраля 1861 г.;

б) 20 марта 1861 г.;

в) 1 февраля 1862 г.

51.Что входило в компетенцию органов местного самоуправления, созданных в соответствии с земской реформой 1864 г.:

а) контроль за деятельностью губернских властей;

б) строительство школ, руководство хозяйственными делами;

в) выбор депутатов в российский парламент.

52.Кто выносил вердикт о виновности или не виновности подсудимого по судебной реформе 1864 г.?;

а) судья;

б) присяжный, поверенный;

в) суд присяжных.

53.Что приписывал циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях»:

а) запрещал принимать в гимназию детей низших социальных слоев населения;

б) открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;

в) нанимать фабрикантам на работу детей с 6-летнего возраста.

54.Назовите три течения среди революционного народничества:

а) бунтарское, пропагандистское и заговорщическое;

б) марксистское, пропагандистское и консервативное;

в) заговорщическое, либеральное и пропагандистское.

55.Идейная основа народничества:

а) марксизм;

б) крестьянский социализм;

в) либерализм.

56.Кто возглавил марксистскую группу «Освобождение труда», созданную в Женеве в 1883 г.:

а) А.И. Желябов;

б) В.И. Засулич;

в) Г.В. Плеханов.

57.Один из главных результатов реформ 60-х – 70-х г.г. XIX в. в России:

а) завершение аграрного переворота ;

б) ликвидация самодержавного строя;

в) завершение промышленного переворота.

58.Назовите первую политическую партию революционного пролетариата России:

а) Партия «Народная воля»;

б) Северный союз русских рабочих;

в) Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

59.Главное содержание денежной реформы, проведенной С.Ю. Витте в 1895-1897 гг., состояло:

а) в понижении золотого содержания рубля (девальвация);

б) в изменении нарицательной стоимости денежных знаков (деноминация);

в) в установлении золотого эквивалента рубля.

60.В 1903 г. на своем II съезде РСДРП раскололась:

а) на меньшевиков и эсеров;

б) на большевиков и бундовцев;

в) на большевиков и меньшевиков.

61.Основное содержание царского манифеста 17 октября 1905 г. состояло:

а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы;

б) в провозглашении демократической республики;

в) в созыве Учредительного Собрания.

62.К какому лагерю можно отнести организацию «Союз русского народа»:

а) к монархическому;

б) к буржуазно-либеральному;

в) к революционному.

63.В чем заключалась суть аграрной реформы П.А. Столыпина:

а) в развитии тяжелой промышленности для нужд сельского хозяйства, укреплении обороноспособности страны;

б) в национализации всей земли и передачи ее крестьянам в вечное пользование;

в) в разрушении общины, в свободном выходе из нее крестьян с закреплением их наделов в частную собственность в целях создания высокоэффективных семейных, фермерских хозяйств.

64.Между какими двумя Европейскими государствами было основное противоречие накануне Первой мировой войны (1914-1918 гг.):

а) между Германией и Россией;

б) между Францией и Англией;

в) между Германией и Англией.

65.К какому международному союзу в начале ХХ в. присоединилась Россия?:

а) к «Тройственному Союзу»;

б) к «Священному Союзу»;

в) к Антанте.      

66.Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс;

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян;

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии.

67.После свержения монархии Правительство России считалось временным, т.к. действовало :

а) до победы в войне;

б) по закону военного времени;

в) до созыва Учредительного собрания.       

 

68.На выборах в Учредительное собрание большинство получили:

а) кадеты;

б) социалисты-революционеры;

в) большевики.

69.Какая партия взяла власть в свои руки в октябре 1917 г.:

а) партия кадетов;

б) партия большевиков;

в) партия эсеров.

70.Когда был подписан с Германией Брестский мир:

а) 18 декабря 1917 г.;

б) 23 февраля 1918 г.;

в) 3 марта 1918 г.

71.Что означала продразверстка, осуществляемая большевиками с 11 февраля 1919 г.?:

а) натуральный продуктообмен;

б) государственные закупки;

в) обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции.     

72.Какие мероприятия «белых» лишили их массовой поддержки российского крестьянства?:

а) отмена действия Декрета о земле;

б) сотрудничество с Антантой;

в) политика, ориентированная на сохранение «единой и неделимой России».

73.На каком съезде партии начался переход от политики «военного коммунизма» к нэпу:

а) на IX съезде РКП(б) 1920 г.;

б) на Х съезде РКП(б) 1921 г.;

в) на XII съезде РКП(б) 1923 г.

74.В чем заключалась сущность нэпа:

а) в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата;

б) в запрещении частной торговли;

в) в создании тяжелой промышленности.

75.Главная предпосылка создания СССР:

а) общность исторических судеб и хозяйственного развития;

б) желание центра принудительно объединить республики;

в) желание населения осуществить мировую революцию.

76.Главный итог НЭПа :

а) восстановление народного хозяйства после войны;

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности;

в) окончательный переход к рыночной экономике.

77.Главная причина утверждения в 30-е гг. в СССР сталинского режима:

а) возможность быстрого решения общенациональных задач (подготовка к войне, форсированная индустриализация и т.д.);

б) мировой экономический кризис 1929-1933 гг.;

в) следование примерам установления тоталитарных режимов в других странах.

 

78.Основная цель форсированной индустриализации в СССР :

а) первоочередное развитие легкой промышленности;

б) подъем сельского хозяйства;

в) ликвидация технико-экономической отсталости.

79.Укажите реальный итог политики сплошной коллективизации:

а) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы;

б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;

в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.

80.Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с момента нападения:

а) Англии на Германию;

б) Германии на Польшу;

в) Германии на СССР.

81.Главный итог Московской битвы:

а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости германской армии;

в) был открыт второй фронт в Европе.

82.Значение Сталинградской битвы:

а) в войну вступили США;

б) положен конец наступательным операциям вермахта;

в) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.     

83.Когда советские войска впервые, изгнав оккупантов, вышли на линию Государственной границы СССР:

а) весной 1944 г.;

б) летом 1944 г.;

в) осенью 1944 г.

84.Что послужило сигналом к началу «холодной войны»:

а) речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.;

б) усиление влияния США в странах Восточной Европы во II-ой половине 1940-х гг.;

в) борьба за сферы влияния между державами-победительницами.

85.Организация Варшавского договора (1955 г.) была создана непосредственно после:

а) начала войны в Карее;

б) создания блока НАТО;

в) вступление ФРГ в НАТО.

86.Как изменился состав РСФСР в 1954 г.:

а) из состава РСФСР был выведен Крым и передан Украине;

б) в РСФСР была включена Карельская автономная республика;

в) из состава РСФСР была выведена Якутская автономная республика.

87.В своем выступлении на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев:

а) признал вину коммунистической партии за складывание культа личности Сталина;

б) впервые употребил термин «культ личности»;

в) возложил вину за массовый террор на Л.П. Берия.

88.Политическая система, которая стремиться к полному контролю над всей жизнью общества:

а) диктатура;

б) тоталитарный режим;

в) деспотизм.

89.Карибский кризис («кубинский ракетный кризис») имел место:

а) 1961 г.;

б) 1962 г.;

в) 1963 г.

90.Экономическая реформа сентябрь 1965 г., связанная с именем А.Н. Косыгина, предполагала:

а) введение элементов хозрасчета;

б) увеличение числа плановых показателей;

в) отмену отраслевого принципа управления промышленностью

91.Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

а) 1973 г.;

б) 1974 г.;

в) 1975 г.

92.Укажите характерную черту развития советской экономики в 1970-е – 1980-х гг.:

а) приоритетное внимание к потребительским отраслям;

б) преимущественно экстенсивный характер развития;

в) постоянное проведение ресурсосберегающей политики.

93.М.С. Горбачев стал лидером КПСС в:

а) апреле 1984 г.;

б) марте 1985 г.;

в) феврале 1986 г.

94.Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачевым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике.

95.Какой из тезисов соответствует внешнеполитической доктрине СССР, сформулированной М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг.:

а) классовая солидарность, поддержка мирового революционного движения;

б) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми интересами;

в) пересмотр неравноправных договоров, раздел сфер влияния.

96.Укажите одну из причин, не позволивших эффективно реализовать курс на ускорение социально-экономического развития СССР в 1985-1986 гг.:

а) повышение цен на нефть на мировом рынке;

б) отсутствие четкой концепции и программы перемен;

в) необходимость выделения средств на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

97.М.С. Горбачев был избран президентом СССР в:

а) 1989 г.;

б) 1990 г.;

в) 1991 г.

98.Почему день 12 июня объявлен Днем независимости России:

а) в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России;

б) в этот день была принята Конституция России;

в) в этот день состоялись первые выборы в Государственную Думу России.

 

99.Организаторы августовского путча 1991 г. в СССР стремились к пересмотру:

а) союзного договора 1922 г.;

б) положений Конституции 1977 г.;

в) курса на дальнейшие реформы.

 

100.Беловежское соглашение 1991 г. о прекращении действия Союзного договора 1922 г. подписали:

а) С.В. Шушкевич, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук;

б) Л. Кучма, Б.Н. Ельцин, Н. Назарбаев;

в) Б.Н. Ельцин, Л. Кучма, А. Лукашенко. 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.