Предприятия по обслуживанию автомобилей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными производственными вредностями являются:

а) в помещениях для хранения автомобилей – окись углерода, аэрозоли свинца, окиси азота и альдегиды;

б) в помещениях для обслуживания и ремонта автомобилей – окись углерода, окись азота и альдегиды;

в) в аккумуляторных отделениях – пары серной кислоты, при ремонте аккумуляторов – аэрозоли свинца и его окислов;

г) в шиноремонтном отделении - пыль резины, тепло, пары бензина.

По взрывопожароопасности зарядные аккумуляторных отделений относятся к категории «А», помещения для ремонта и хранения автомобилей – категория «Г», все остальные помещения – категория «Д».

 

Метеорологические условия в рабочей зоне следует принимать:

а) основные производственные цехи – для работы средней тяжести при незначительных избытках явного тепла (qпом<23 Вт/м3)

б) отделения шиноремонтное и кузнечно-рессорное – для работы средней тяжести при значительных избытках явного тепла (qпом=>23 Вт/м3)

В холодный период года теплоизбытки могут быть менее 23 Вт/м3;

в) в помещениях для хранения автомобилей t=5 °C, в теплый период года не нормируется.

 

 

5.1 Отопление

 

В помещениях для хранения, обслуживания и ремонта автомобилей следует предусматривать воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией. Дежурное отопление обеспечивается переключением части приточных установок на рециркуляцию.

В остальных помещениях отопление допускается предусматривать местными отопительными приборами.

Расход тепла на обогрев автомобилей следует принимать по формуле II.8 «Справочник проектировщика» под ред. И. Г. Староверова часть 1.

 

При определении расхода тепла на обогрев автомобилей продолжительность обогрева следует принимать: для легковых автомобилей — 1 час,

для автобусов и грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями — 2 часа, для автобусов и грузовых автомобилей с дизельными двигателями — 3 часа. В первый час расход тепла на обогрев автомобилей с карбюраторными двигателями составляет 70% общих затрат теплоты на обогрев; а для автомобилей с дизельными двигателями в первый час – 50%, во второй – 30%, в третий – 20%.

Воздушные завесы у наружных ворот следует предусматривать согласно СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха":

а) в помещениях для хранения более 15 автомобилей;

б) в отделениях для обслуживания и ремонта автомобилей с количеством рабочих постов более 5.

При отсутствии воздушной завесы продолжительность нагрева врывающегося воздуха следует принимать:

а) в помещениях для хранения автомобилей – 2 часа;

б) в отделениях для обслуживания и ремонта автомобилей – 1 ч.

 

 

5.2 Определение количества выделяющихся производственных

вредностей

 

Количество оксида углерода, выделяющегося при работе тракторного двигателя, МСО, кг/час определяется по формуле:

 

МСО = 15 ´ Б ´ Р ´ τ / 60 / 100,

 

где Б – расход топлива, кг/час;

Р – весовое содержание вредностей в выхлопных газах, %;

τ – время работы двигателя, мин.

 

Расход топлива карбюраторным двигателем, Б, кг/час:

 

Б = 0,6 + 0,8

 

Весовое содержание окиси углерода (Р) надлежит принимать: для прогретого двигателя 4%, для холодного двигателя 6%.

Количество аэрозолей свинца, МСВ , кг/час, выделяющихся при работе двигателя на этилированном бензине:

 

МСО = 0,05´ Б ´ К ´ τ / 60 / 1000,

 

где К – содержание тетраэтилсвинца в бензине, г/кг.

Значение К следует принимать 0,82 для бензина А-66, 0,41 для бензина А-76, и 1,5 для бензина А-91.

Количество окиси углерода, окислов азота и альдегидов, выделяющихся при работе дизельного двигателя, определяется по формуле:

        

МСО = (160 + 13,5 ´ Vц) ´ Р ´ τ / 60 / 100,

 

Значение параметра Р следует принимать в соответствии с данными таблицы 5.1.

 

 

Таблица 5.1 — Содержание вредностей Р, %, в выхлопных газах

 дизельных двигателей

 

Наименование режима Окись углерода Окислы азота Альдегиды
Разогрев двигателя 0,071 0,007 0,051
Рейсирование и выезд из гаража 0,051 0,009 0,037
Въезд автомобиля в помещение после пробега 0,044 0,009 0,020

 

 

5.3 Вентиляция

 

При работе автомобиля на дизельном топливе расчетный воздухообмен определяется суммированием воздухообменов для разбавления отдельно окиси углерода, окислов азота и альдегидов.

 

 

5.4 Вентиляция помещения для хранения автомобилей

 

Приточную вентиляцию рекомендуется совмещать с отоплением и подавать воздух струями, направленными в основные проезды на радиаторы автомобилей.

 

Таблица 5.2 — Характеристики автомобилей

 

Марка автомобиля Назначение Рабочий объем цилиндра, л Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) Марка применяемого бензина
Москвич-407 Л 1,36 33 (45) А-72
Волга М-21 Л 2,45 51 (70) А-72
РАФ-10 Л 2,45 51 (70) А-72
ГАЗ-51 Г 3,48 51 (70) А-70
ГАз-52 Г 3,48 59 (80) А-70
ЗИЛ-157 Г 5,55 80 (109) А-66
ЗИЛ-130 Г 6,0 101 (138) А-76
МАЗ-200 Г 4,65 88 (120) Дизельный
КРАЗ-219 Г 6,97 132 (180) Дизельный
МАЗ-500 Г 11,15 132 (180) Дизельный
КРАЗ-250 Г 14,86 176 (240) Дизельный

 

Таблица 5.3 — Ориентированные величины тепловыделений

 от оборудования

 

Наименование технологического оборудования Тепловыделения, Вт
Кузнечный горн на 1 огонь 12760
То, же на 2 огня 39440
Печь с площадью пола 0,56 м 34800
Электровулканизационный аппарат модели 6140 1080
Паровая мульда для вулканизации покрышек 1280
Воздушный компрессор ГАРО-1101 2900
Ванна для снятия старой краски и промывки кабин 25520
Ванна для мойки агрегатов автомобилей 2200х1000 6960
Ванна для мойки покрышек с подогревом 2610
Ванна для закалки деталей 4069

 

Таблица 5.4 — Характеристика технологического оборудования

и тип местного отсоса

 

Наименование оборудования Тип местного отсоса Площадь рабочего проема, м2 Скорость воздуха, м/с Объем отсасываемого воздуха, м3/час
Ванна с керосином Вытяжной шкаф 0,78 0,5 1400
Ванна для мойки деталей и узлов топливных насосов То же 0,4 0,7 1000
Стеллаж для зарядки аккумуляторов односторонний Щелевой отсос 0,08 5,0 1440
То же, двусторонний То же 0,16 5,0 2880
Верстак для ремонта аккумуляторов Панель равномерного всасывания   3,5  
Шкаф для плавки свинца и мастики Вытяжной шкаф с двухзональным отсосом 0,85 1,5 4580
Ванна для промывки карбюраторов Вытяжной шкаф 0,45 0,4 650
Стенд для шерховки покрышек Боковой отсос 0,08 12 3450
Шкаф для сушки покрышек и камер Вытяжной шкаф 1,9 0,2 1360
Верстак для ремонта покрышек Панель равномерного всасывания 0,134 4,5 2170
Горн кузнечный на 1 огонь Зонт     2500
То же, на 2 огня Зонт     4600
Верстак для ремонта радиаторов Панель равномерного всасывания 0,145 3 1580

 

Вытяжная вентиляция должна быть двухзональной по 50% из верхней и нижней зон. Для удаления воздуха из нижней зоны необходимо предусматривать каналы в колесоотбойных тротуарах. Если колесоотбойные тротуары отсутствуют, допускается вытяжка из верхней зоны.

При определении поступающих вредностей время рейсирования следует определять из расчета 0,1 мин. на 10 м пути. Въезд автомобиля с установкой на место – 1 мин. Разогрев двигателя – 2 мин.

 

 

5.5 Вентиляция помещений для ремонта и обслуживания автомобилей

 

При определении количества вредностей установки автомобилей принимается до 1 мин (подлежит уточнению в технологической части проекта). При перемещении с поста на пост на поточной линии – 1 мин.

На постах, где регулируется двигатель, должны предусматриваться местные отсосы с естественным побуждением или устройство коллектора с подключением к нему гибких шлангов и механическим побуждением. Объем газовоздушной смеси, удаляемой от каждого двигателя, следует принимать:

при мощности двигателя до 88 кВт – 350 м3/час;

при мощности двигателя 88-132кВт – 500 м3/час;

при мощности двигателя 132-177 кВт – 650 м3/час.

Количество прорывающихся вредностей от шланговых отсосов следует принимать: 10% при естественном побуждении и 0,5% при механическом.

Общеобменную вентиляцию следует предусматривать по следующей схеме: вытяжка из верхней зоны, приток воздуха в рабочую зону рассредоточено и в канавы.

В канавы воздух следует подавать из расчета 200-250 м3/час на 1 метр длины канавы со скоростью 2,0-2,5 м/с под углом 450 к плоскости пола канавы. Температура воздуха должна быть не менее 16 и не более 25 °С.

Данные по тепловыделениям от оборудования, выбор типа местного отсоса и объем местной вытяжки приводится в таблицах 5.3 и 5.4.

 

 

Окрасочные цехи

 

Основными производственными вредностями в цехах являются растворители и их пары, в которые являются легко воспламеняющиеся жидкостями, а пары взрывоопасными. Кроме того, все лакокрасочные покрытия – легко горючие вещества. Поэтому окрасочные цеха следует относить к категории взрывопожароопасных (А или Б) или пожароопасных (Б) помещений. Более точно категория определяется технологами. Метеорологические условия в рабочей зоне следует принимать для работы средней тяжести при незначительных избытках явного тепла.

 

 

6.1 Отопление

 

Отопление окрасочных цехов рекомендуется проектировать воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией. Применение рециркуляции не допускается.

Допускается проектировать отопление местными отопительными приборами, температура теплоносителя не должна превышать 110 0С.

 

 

6.2 Местная вытяжная вентиляция

 

Все технологическое оборудование должно быть снабжено местными отсосами.

Расчетную скорость воздуха в рабочем проеме окрасочных камер с боковыми отсосами воздуха следует принимать по данным таблицы 6.1.

В камерах с нижним отсосом количество воздуха следует определять данным таблицы 6.2. Если в камеру требуется подавать приточный воздух, то его следует распределять через подшивной потолок, оборудованный фильтрующими кассетами.

Местные отсосы воздуха от окрасочных камер и другого оборудования объединять между собой не допускается.

Вытяжные вентиляторы должны быть искрозащищенного исполнения.

 

 

6.3 Общеобменная вентиляция

 

Помещения окрасочных цехов должны быть оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией. Расчетный воздухообмен определяется на компенсацию местной вытяжки. В дополнение к местной вытяжке необходимо предусматривать отсос воздуха из верхней зоны помещения преимущественно над источниками тепла из расчета 6 м3/час на 1 м2 площади пола цеха.

Приточный воздух следует подавать в помещение цеха рассеяно в рабочую или верхнюю зону. При окраске в камерах и перегреве приточного воздуха допускается сосредоточенная подача воздуха.

Вентиляционное оборудование систем следует размещать в вентиляционных камерах.

При устройстве воздушных завес у входных ворот допускается забирать воздух из верхней зоны цеха, имея ввиду, что загрязненность воздуха окрасочной пылью над воротами незначительна.

 

Таблица 6.1— Расчетные скорости всасывания воздуха в проемах

окрасочных камер с боковыми отсосами

 

Метод нанесения покрытия Лакокрасочные материалы Расчетная скорость, м/с
Пневматическое распыление Содержащие эпоксидные, полиуретановые и акрилатные соединения 1,7
То же Содержащие свинцовые соединения или ароматические углеводороды 1,3
То же Прочие 1,0
Безвоздушное распыление Содержащие свинцовые соединения или ароматические углеводороды 0,7
То же Прочие 0,6

 

 

Таблица 6.2 — Расчетное количество воздуха на 1 м2 площади пола

 камеры с нижним отсосом

 

Метод нанесения покрытия Лакокрасочные материалы Расчетные расходы воздуха, м3
Пневматический Содержащие свинец и ароматические углеводороды 2200
То же Прочие 1800
Безвоздушный Содержащие свинец и ароматические углеводороды 1500
То же Прочие 1200

 

6.4 Очистка удаляемого воздуха

 

Воздух, удаляемый от мест окраски распылением, необходимо подвергать очистке в гидрофильтрах. Скорость движения воздуха в живом сечении канала гидрофильтра следует принимать 5-6 м/с. При этих условиях коэффициент очистки воздуха от лакокрасочного аэрозоля 90-95%, от паров растворителя 30-35%.

Недостаточная степень очистки воздуха от паров растворителя приводит к значительным загрязнениям атмосферы. Для получения предельно допустимых концентраций в приземном слое необходимо выбрасывать воздух на высоте, превышающей высоту аэродинамической тени, предусматривать факельный выброс или дополнительные способы очистки. Высота выброса должна быть обоснована расчетами рассеивания в атмосфере.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.