Умение самоорганизовывать учебную деятельность учащиеся "срисовывают", копируют со своего учителя. Если на уроках учитель часто повторяет фразы типа: "Мы опять с вами многое не успели сделать из того, что намечено", то со временем в сознании ребенка складывается устойчивое впечатление о том, что взрослые ничего не успевают, значит, и мне тоже можно не торопиться, не успевать, не делать. Эта ситуация усугубляется аналогичными фразами, которые ребенок слышит дома от своих родителей. В связи с этим, считаем, что вопрос о формировании навыков самоорганизации как компонента в структуру ОУУН необходимо начинать с себя, со взрослого - учителя и родителя.
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: "самопознание", "самоуправление", "самоорганизация", "самореализация", "самодеятельность", "самоконтроль", "самооценка", "самовнушение", "саморазвитие". А задумывались ли вы, что все эти "самости" так или иначе взаимосвязаны и прямо или косвенно входят в процесс "самоуправления" личности как в различных видах деятельности, так и общения.
Действительно, если исходить из того, что каждый из нас - это сложнейшая система, то чтобы управлять собой, нужно иметь достаточно высокий уровень способностей:
а) к самопознанию, т.е. достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки; знать как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностных качеств;
б) к самоопределению, т.е. точно знать, что ты хочешь, свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать тебе достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи как на ближайшее время, так и на перспективу;
в) к самоорганизации, т.е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы она давала не только конкретные результаты, но чтобы и сам процесс деятельности давал бы вам удовлетворение, уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если необходимо расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации;
г) к самореализации - это умение проявить там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен. Естественно, опираясь, прежде всего, на свои творческие способности;
д) к самодеятельности - это умение проявить инициативу, самостоятельность, независимость;
е) к самоконтролю - это умение личности оптимально адаптироваться применительно к каждому новому виду деятельности. Используя их, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т.е. качественно и эффективно;
ж) к самооценке - это, прежде всего, умение объективно оценивать свои личные качества, т.е. не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности;
з) к самовнушению - это умение внушить, убедить самого себя в чем-либо, и на этой основе подчинить себя, свое поведение своей воле и своему разуму. Это способность на основе самовнушения снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение;
и) к саморазвитию - это умение активно работать над собой, усовершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.
Эти вышеперечисленные качества достаточно полно отражают возможности личности к самоуправлению. Таким образом, способности личности к самоуправлению - это синтез качеств, включающий в себя способности к самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самореализации, самодеятельности, самоконтролю, самооценке, самовнушению, саморазвитию, которые позволяют личности качественно и эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общения.
Далее, для того чтобы изучить, оценить свои способности к самоуправлению, на наш взгляд, необходимо найти способы, которые позволили бы установить уровень их развития. Не менее важно установить и тип способностей к самоуправлению. Сразу отметим, что тип способностей к самоуправлению может быть установлен по тому, какие из вышеперечисленных девяти компонентов наиболее развиты.
Попытаемся это положение несколько разъяснить. Допустим, на основе диагностики уровней развития девяти вышеперечисленных способностей личности установлено, что для нее наиболее развитой оказалась способность к самодеятельности. Что это значит? Как интерпретировать этот результат? Нам представляется, что тип способностей к самоуправлению у этой личности будет инициативный, самостоятельный и независимый.
Далее, мы предлагаем вам ответить на серию вопросов. Чем более искренними и точными будут ваши ответы, тем правильнее и достовернее будет полученная информация о своих способностях к самоуправлению. На каждый вопрос-размышление необходимо дать один из трех вариантов ответа.
Вопросы для размышления и ответа
1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности
(1 -очень часто, 2 - часто, 3 - редко).
1.2. Я испытываю потребность, используя тестовые и другие методики, более глубоко познать себя, свои творческие, профессиональные способности, а также другие личностные качества
(1 - очень редко, 2 - периодически, 3 - довольно часто).
1.3. Я полагаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование
(1 - думаю, что нет, 2 - когда как, 3 - да).
1.4. Мое поведение и мои поступки часто бывают непредсказуемыми даже для самого себя
(1 - да, 2 - когда как, 3 - нет).
2.1. Я знаю, чего я хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года
(1 - мои планы и желания часто меняются, 2 - мои планы и желания вряд ли изменятся кардинальным образом, 3 - я точно знаю, что я хочу и как этого достичь).
2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным
(1 - нет, 2 - кто как, 3 - да).
2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).
2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива
(1 - редко, 2 - периодически, 3 - часто).
3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).
3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год вперед
(1 - нет, 2 - когда как, 3 - да).
3.3. Друзья считают меня человеком достаточно ответственным
(1 - скорее, нет, 2 - кто как, 3 - да).
3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределить свое время
(1 - мне это не удается, 2 - удается иногда, 3 - чаще всего удается).
4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным
(1 - скорее, нет, 2 - кто как, 3 - да).
4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).
4.3. Мне кажется, что я человек одержимый
(1 - нет, 2 - такое иногда со мной бывает, 3 - да).
4.4. Мне кажется, все, что я планирую, я в основном выполняю
(1 - чаще всего нет, 2 - когда как, 3 - да).
5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным, независимым
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).
5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе
(1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - очень часто).
5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что "инициатива наказуема", т.е., если ты что-то предложишь, то тебе же это поручат сделать, поэтому со своими идеями лучше не "высовываться"
(1 - думаю, что это так, 2 - когда как, 3 - нет).
5.4. Мои однокурсники считают меня человеком ответственным и обязательным
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).
6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно
(1 - не всегда, 2 - когда как, 3 - это для меня характерно).
6.2. Друзья считают меня человеком дисциплинированным и точным
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).
6.3. Мне часто не хватает самокритичности
(1 - да, 2 - когда как, 3 - нет).
6.4. Мне не нравится работа, которая требует скрупулезности и точности исполнения
(1 - я согласен с этим утверждением, 2 - когда как, 3 - я способен и на такую работу).
7.1. Мне кажется, что при оценке себя:
1. Я чаще всего недооцениваю своих способностей.
2. Я чаще всего переоцениваю свои способности.
3. Я оцениваю свои способности достаточно правильно и объективно.
7.2. Я часто ловлю себя на том, что я выполняю работу, которая для меня:
1. Не совсем интересна по своему характеру.
2. Доставляет много трудностей.
3. Интересная и творческая.
7.3. Мои педагоги считают, что я учусь:
1. Значительно ниже своих способностей.
2. Несколько ниже своих способностей.
3. В соответствии со своими способностями.
7.4. Я думаю, что в жизни я добился бы значительно больше, если бы:
1. Ставил и решал задачи более сложные.
2. Проявлял больше энергии и силы воли.
3. Не мешало стечение обстоятельств.
8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением:
1. Да.
2. Точно не знаю.
3. Нет.
8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей:
1. Далеко не сразу.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.
8.3. Мое настроение меняется:
1. Резко и часто.
2. В зависимости от обстоятельств.
3. Нечасто.
8.4. Приступая к новому виду деятельности:
1. Я медленно вхожу в работу.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.
9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности:
1. Сравнительно медленно.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.
9.2. Выполняя работу, стараюсь:
1. Сделать ее как можно быстрее.
2. Сделать ее как можно качественнее.
3. Ищу возможности, чтобы усовершенствовать способы и методы ее выполнения.
9.3. Что я думаю по проблеме самообразования и саморазвития:
1. Это для меня трудная проблема.
2. Это трудная проблема, но которую можно и я пытаюсь решить.
3. Этой проблеме я постоянно уделяю большое внимание.
9.4. Читая литературу, я предпочитаю:
1. Читать больше художественную литературу.
2. Читаю больше специальной литературы.
3. Стараюсь разнообразить список читаемой литературы.
Если вы ответили на все вопросы теста-анкеты достаточно искренне, то далее следует подсчитать, какое число баллов вы набрали. После каждого утверждения стоят три возможных варианта выборочного ответа: 1 - нет, 2 - когда как, 3 - да. Просуммируйте число баллов, которое вы набрали, и по таблице определите, каков уровень ваших способностей к самоуправлению.
Уровень способностей к самоуправлению | Сумма баллов | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Очень низкий Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий Очень высокий | 37-44 45-52 53-60 61-68 69-76 77-84 85-92 93-100 101-108 |
Далее, на основе сравнения баллов, которые вы набрали по отдельно взятым способностям, можно определить и выделить те, которые у вас наиболее развиты, что даст возможность определить тип ваших способностей к самоуправлению.
п/п | Наиболее развитые способности | Тип способностей личности к самоуправлению |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | К самопознанию (1.1; 1.2; 1.3; 1.4) К самоопределению (2,1, 2,2, 2 3; 2.4) К самоорганизации (3 1; 3.2; 3.3; 3.4) К самореализации (4.1; 4,2; 4,3; 4.4) К самодеятельности (5,1; 5,2; 5.3; 5.4) К самоконтролю (6.1; 6.2; 6.3; 6,4) К самооценке (7.1; 7,2; 7.3; 7.4) К самовнушению (8.1;8.2; 8.3; 8.4) К саморазвитию (9,1, 9,2, 9,3, 9.4) | Самопознающийся Самоопределяющийся Самоорганизующийся Самореализующийся Самодеятельный Самокритичный Самокритичный Самовнушаемый Саморазвивающийся |
9.1. О целеполагании, планировании и ведении записных книжек
В 1945 году в Дании была создана фирма с весьма оригинальным названием "Тайм-Менеджер". За прошедшие годы фирма имела колоссальный успех по эффективности подготовки менеджеров не только в странах Скандинавии, но и более чем в 20 странах, включая страны Европы. Анализ материалов, которые представители фирмы "Тайм-менеджер" использовали при чтении лекций и ведении семинаров с руководителями КамАЗа в 1989 году, показал, что требуют осмысления и изучения как основы философии "Тайм-Менеджера", так и их практические рекомендации.
В чем суть философии фирмы "Тайм-Менеджер"? Фирма "Тайм-Менеджер" во главу угла своей деятельности ставит "качество и развитие продукта". Причем под понятие "развитие продукта" входит тот результат подготовки менеджера, который состоялся в процессе его овладений методикой самоуправления и саморазвития. В чем суть этой методики? Начнем с того, на что она нацелена - на то, чтобы:
· уметь видеть проблемы, формулировать задачи и определять приоритетные цели;
· иметь в виду, что наша память не беспредельна и не идеальна.
· постоянно развивать свои творческие способности, накапливать и генерировать новые идеи.
· создавать более гибкое и спокойное отношение к изменениям в жизни, в том числе в условиях стрессовых ситуаций.
· сформировать аккуратность, точность, самодисциплину.
· организовать свою жизнь как непрерывное творчество, непрерывное саморазвитие.
· высвободить время для разумного досуга (чтения, спорта, встречи с друзьями и интересными людьми, уделяя больше времени своим близким, родственникам, занятию любимым делом).
Хотелось бы обратить внимание на то, что качественно улучшить, рационализировать процесс расходования вашего времени должен не кто-то, а вы сами. Главное - это наличие у вас желаний, стремлений улучшить свою жизнь, высвободить время на решение приоритетных проблем и дел, а также на организацию отдыха, досуга, чтение книг. Рационализация расходования времени - это неиссякаемый резерв саморазвития способностей, сверхтворческих возможностей, высвобождение вашей жизненной энергии на новые интересные дела.
Все это, естественно, требует определенные усилия, а главное, изменения ваших привычек, установок, некоторой самодисциплины.
В основе рационального планирования и использования времени, рекомендуемого фирмой "Тайм-Менеджер", лежит использование "Специально разработанной "записной книжки-календаря". В отличие от обычных в "записной книжке-календаре", рекомендуемой фирмой "Тайм-Менеджер", содержится чрезвычайно большое число элементов-разделов. Перечислим наиболее характерные из них:
· план на год, на месяц, на неделю, на день, адреса;
· раздел: идеи, текущие дела,
· телефон имеет разделы: семья, друзья, коллеги, сотрудники, ученики, учителя, клубы, гостиница, деловые люди, поставщики, покупатели и т.д.
Но самое главное в "книжке-календаре" - в целях оперативности ее использования - предусмотрен раздел "ключевые области", на основе которого "записной книжкой-календарем" чрезвычайно легко пользоваться.
Использование разнообразных символов, специальных бланков для различных видов деятельности и другие приемы позволяют настолько повысить оперативность и эффективность использования "книжки-календаря" фирмы "Тайм-Менеджер", что ее можно сравнить с персональным мини-компьютером.
Естественно, самое большое внимание в этой "книжке-календаре" отводится положению ее новой информации и всевозможным средствам самоконтроля и планирования. При этом следует иметь в виду, что планирование времени на год имеет свои особенности чем, например, планирование времени на неделю. При планировании на каждый из выделенных периодов (год, месяц, неделя, день) необходимо выделять приоритетные (главные) цели и задачи и те, которые могут быть смещены, или - при неблагоприятных обстоятельствах - пересмотрены и даже не выполнены.
Особенность планирования деятельности, которое предлагается фирмой "Тайм-Менеджер", заключается в том, что оно ориентировано на конкретный конечный результат. Более того, необходимо сочетать оперативное и долгосрочное планирование. Японские менеджеры заметили, что планирование на сравнительно короткий отрезок времени с неизбежностью порождает больше ошибок, чем долгосрочное. Кроме того, сочетание долгосрочного и оперативного планирования сокращает время достижения цели.
Эффективность планирования - это прежде всего выделение оптимальных параметров как по сложности, так и по времени, достижения целей, которые могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил и средств, а самое главное, за минимально запланированное время.
С чего начинается планирование?
1. Определите стратегические, долгосрочные, главные цели. Проанализируйте их реальность и выполнимость.
2. Постройте "дерево" целей.
3. Классифицируйте цели: а) с точки зрения их важности, б) вероятности выполнения, в) от кого зависит их выполнение: от вас или от коллектива?
4. Распишите цели: а) на перспективу, допустим, на ближайшие 1-2 года, б) на год, на месяц, в) на неделю, г) на день.
5. Проанализируйте еще раз, все ли цели реально достижимы. Исключите цели, без достижения которых можно вполне обойтись.
Фирма "Тайм-Менеджер" вводит понятия "слоновая задача", "слоновая техника" и широко их использует при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно сравнить с величиной слона. Примеры "слоновых задач": выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, бросить курить, похудеть и т.д. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому за один прием не удастся "съесть слона", каким бы "аппетитом" он ни обладал. К решению "слоновой задачи" можно приступить двумя способами:
1. Отодвинуть их решение. Знакомая ситуация - новогодний вечер. Анализируя план на следующий год, нам бывает несложно в своих намерениях в следующем году выучить два иностранных языка, больше внимания уделять воспитанию детей, научиться играть, например, на гитаре и т.д. Но проходит год, и перечисленные задачи оказались невыполненными.
2. Разрезать их на маленькие, доступные кусочки. Это единственный метод, ведущий к заглатыванию слона, т.е. к результату. "Слоновая техника" "Тайм-Менеджера" будет вашим решением проблемы.
9.2. "Слоновая техника" Тайм-Менеджера
· Разрежьте "слона" на маленькие удобные кусочки.
· Предназначьте заглатывание отдельных кусочков каждый день в приложении к выполняемым вами повседневным, обыденным делам.
· Позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же "слона", пока от него ничего не останется.
· Не надо ежедневно переживать из-за этих больших "слонов". Относитесь к "слонам" как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются. Относитесь к слонам как к захватывающим возможностям. Сосредоточьтесь на "слоновом бифштексе" дня и будете довольны, когда задача дня выполнена. Вы на пути к решению существенной задачи. Вы укрепите ваше хорошее самочувствие и облегчите возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас.
Слишком много людей напрасно мучают себя из-за "слонов", с которыми они все равно не могут разделаться сегодня. Они думают, что жизнью можно наслаждаться только тогда, когда все "слоновые задачи" решены и все находится на своем месте.
Эта точка зрения нереальна, она только ведет к неудовлетворенности. Вы никогда не будете находиться в такой ситуации, когда все сложные задачи уже решены. Постоянно будут возникать новые "слоны", и вы должны научиться жить с ними. Это часть вашей жизни.
Это настоящее искусство - уметь наслаждаться жизнью, тоже благодаря чувству, что вы постоянно развиваетесь, создаете что-то новое и не волнуетесь по поводу будущих задач.
Еще несколько советов фирмы "Тайм-Менеджер", которые также могут способствовать развитию ваших способностей к самоуправлению.
· Записывайте ваши идеи всякий раз, когда они появляются.
· Надо иметь сверху на письменном столе только одну вещь - именно ту, над которой вы сейчас работаете. Все остальное должно иметь свое место за его пределами.
· Создавайте вариации в вашей жизни, расширяйте круг общения, чтения, разнообразьте досуг - это снимает напряжение и расширяет возможности для принятия творческих решений.
· Определяйте приоритетность проблем, задач, целей.
· Заведите привычку намечать конкретные сроки не только для выполнения крупных, но и мелких задач. Это даст возможность снятия напряжения, повысит продуктивность вашей работы.
· Планируя, оставляйте резерв времени, так как все предусмотреть невозможно.
· Ежедневно какое-то время выделяйте только для самого себя, чтобы проанализировать, как прошел день, поразмышлять над тем, что вам доставляет наибольшее удовольствие или, еще лучше, отвлечься от обыденных дел и забот.
Дефицит времени, как и его нерациональное использование являются чаще всего результатом неразвитости способностей рационально использовать время. Но для того чтобы понять, насколько вы способны рационально использовать время, можно ответить на следующую мини-анкету:
Тест "Рационально ли вы используете время?"
1. Характерна ли для вас суетливость и спешка? (Да, нет.) (Нужное подчеркните).
2. Всякий раз, когда у вас появляется срочная, сверхплановая работа, то выводит ли это вас из нормального рабочего ритма? (Да, нет.)
3. Не испытываете ли вы постоянный "завал" работы? (Да, нет.)
4. Не замечали ли вы в течение последней недели, что выполняете работу, которую можно поручить другому? (Да, нет.)
5. Характерно ли для вас систематическое переутомление? (Да, нет.)
6. Не отказываетесь ли вы от запланированного отдыха, ссылаясь на занятость? (Да, нет.)
7. Ищите ли вы резервы времени для выполнения срочной работы? (Да, нет.)
8. Если вы что-то не успеваете, то просматриваете ли свои планы, приоритетность своих дел? (Да, нет.)
Вы должны подсчитать число утвердительных ответов. Если оно равно 8, значит, вы работаете в режиме постоянного дефицита времени и стрессовых ситуаций. Вам необходимо немедленно пересмотреть свои планы и программы, овладеть искусством рационального использования времени. Если вы набрали 5-7 баллов, то вы периодически испытываете дефицит времени. Если же число утвердительных ответов равно 3-5, то вас можно поздравить: вы рационально используете время!
Согласно рекомендациям Питера Друкера, для рационального использования времени необходимо вести точный хронометраж времени. Но большинство людей либо этого не приемлют, либо просто не выдерживают. Суть системы заключается в следующем.
· Своим главным делам отводите лучшее время суток.
· Чередуйте время труда и отдыха.
· Рационализируйте использование непроизводительных затрат времени (поездка в транспорте, очереди, командировки и др.)
· Если не систематически, то периодически хронометрируйте и анализируйте, где ваши главные потери времени.
· Учитывайте в своей работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы - "жаворонок", "сова" или "аритмик"?
· Всякий раз, анализируя причины невыполнения планов (за день, за неделю, за месяц, за год), определите, где и почему вы не рационально расходовали время.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 315.