Формирование коммуникативных навыков или как вести споры и дискуссии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы часто говорим, что истина рождается в споре. Но истина может и погибнуть в споре под обломками "личных" мнений, взаимных оскорблений и обид. Это требует от педагогов организации специальных занятий по формированию коммуникативных навыков, в первую очередь, умений спорить, отстаивать свою точку зрения. Данная позиция сейчас звучит особенно актуально, поскольку в начальной школе широко используются диалогические приемы обучения, парная, групповая и коллективная работа. Несформированность культуры спора у детей может свести на нет работу в данном направлении. Кроме того, нельзя считать успешным человека, если отстаивая свою точку зрения, он не умеет слушать и слышать мнения других. Не случайно на страницах газет и журналов мы все чаще стали читать статьи с характерными названиями: "Овладевайте искусством спора!", "Уважайте мнение меньшинства".

Академик Д.С Лихачев, к мнению которого есть все основания прислушиваться, предостерегает нас в том, что "...если человек не умеет отстаивать свое мнение, а умеет только слушаться, он может послушаться дурного человека, забыв о совести и чести. И ведь бывает, что первые ученики, глядя в рот своему учителю, потом оказываются на самом деле иногда и плохими людьми, у них нет самостоятельности, у них нет умения отстаивать свою точку зрения... Умение отстаивать свою точку зрения крайне важно в нашей государственной жизни".

Поиск истины требует, как известно, сопоставления различных точек зрения, обсуждения и активной дискуссии всех заинтересованных сторон. Дискуссия - слово латинского происхождения, дословно обозначает рассмотрение, исследование. В современном понимании - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью коллективного поиска правильного, доказательного решения.

Дискуссия позволяет активно формировать у ее участников умения сопоставлять различные подходы, точки зрения, аргументированно отстаивать свою позицию, свой взгляд, убеждения, видение на способы, средства решения того или иного вопроса, проблемы.

Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Но у многих людей публичные выступления вызывают стресс, а уж обсуждение спорных тем - и подавно. Некоторые не берутся за отстаивание своего мнения, а другие, напротив, выражают неуважение к мнению своих партнеров. Ведение любого спора требует соблюдения как минимум двух принципов:

Принцип первый: уважение необходимо
В ходе дебатов не затрагивается личность участников: нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений, а также того, какие идеи полезны. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.

Принцип второй: честность обязательна
Честность - стержень любой дискуссии, полемики, дебатов. Ваша задача - быть честным в своих аргументах. Иногда быть честным - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает: "Я не знаю" ответ на данный на вопрос. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны.
Способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.




Правила ведения дискуссий

· Не допускается логическое доказательство заменять ссылкой на авторитетное мнение.

· В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.

· Хорошими стимулами процесса дискуссии являются реплики: "это интересная мысль", "давайте коллективно подумаем", "так ли я вас понял?".

· Выслушайте все аргументы и контраргументы.

· Не спешите обобщать, делать выводы.

· Опровергая, не переходите на личностное обвинение и тем более "не вешайте ярлыков".

· Помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный спорщик силой своих аргументов, а не эмоций.

· Аргументируя, опирайтесь на законы логики.

· Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна опираться на одно и то же определенное по объему содержание.

· Истинность тезиса может быть косвенно доказана путем опровержения противоположного.

· Если одно суждение что-то утверждает, то другое отрицает все остальное, т.е. третьего суждения не дано.

· Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана практикой.

Правила ведения спора

1. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения. "Усомниться в самом себе - высокое искусство и сила" (Фейербах).

2. Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения, т.е. применить так называемый "принцип сочувствия".

3. Беседуя, обсуждая, споря, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и тем более не поучайте.

4. Споря, избегайте монолога, следите за аргументами оппонента, т.е. того, с кем спорите и ради чего спорите.

5. Споря, правильно поставьте цель, четко определите предмет спора, уточните смысл ведущих понятий, которыми оперирует оппонент, следите за доказательностью суждений.

6. Учитесь правильно задавать вопрос своему оппоненту, чтобы его ответ высветил его слабые стороны.

7. Споря, опирайтесь на факты. Факты - упрямая вещь.

8. Избегайте слов "я убежден", "как считает большинство".

9. Если есть необходимость, то разбейте обсуждаемую проблему на подпроблемы, на ряд взаимосвязанных вопросов.

10. Ведите спор не ради спора, а как средство для достижения истины.

В процессе дискуссии, спора нелишне также помнить:

· Чем человек менее компетентен и образован, тем чаще он бывает зачинщиком спора.

· Спорщик, чаще всего, доказывая свой тезис, в процессе спора скатывается на позицию, не соответствующую первоначальной.

· В стремлении "загрызть" друг друга, некорректные спорщики часто переходят границы дозволенного и переходят от аргументации к навешиванию ярлыков и оскорблениям.

· Лучший прием против спорщика: дать ему основательно выговориться.

· Замечено также, что в споре выигрывает часто не тот, кто более аргументировано отстаивает свою позицию, а кто наделен чувством юмора.

· В процессе спора нелишне обратить внимание не только на то, что вас разъединяет, но и на то, что вас объединяет.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.