Защита интересов землевладельцев-помещиков наиболее полно отразилась в решение Н. Муравьевым аграрно-крестьянского вопроса. “Земли помещиков остаются за ними”, - определенно заявлял Н. Муравьев. Что касается проблемы освобождения помещичьих крестьян, то, согласно первому варианту проекта, им предоставлялась только личная свобода, а также право переход к другому владельцу земли, но при этом крестьяне обязаны были выплатить своим бывшим помещикам “вознаграждение за прерывание в порядке получения доходов с возделываемой поселянами земли”. Таким образом, согласно проекту Н. Муравьева, помещик в лице крестьянина получал рабочую силу, экономически прикрепленную к району землевладельческого имения. Вознаграждение со стороны крестьянина за уход от владельца - замаскированный выкуп личности.
Н. Муравьев не только обезземеливал крестьянство, но и не устранял и внеэкономического принуждения: создавая внешнюю видимость свободного договора, он сохранял, хотя и в смягченной форме, юридическую преграду свободному переходу. Безземельный вариант освобождения крестьян встретил сильные возражения не только со стороны Пестеля, но и многих членов Северного общества. В следующих вариантах своего проекта Н. Муравьев сделал некоторые уступки освобождаемым крестьянам. Второй вариант предусматривал выделение крестьянину в собственность двора с живым и мертвым инвентарем и усадебной землей. По третьему варианту крестьянам помимо усадьбы предоставлялся и небольшой участок полевой земли в размере двух десятин на двор “для оседлости их”, что также заставляло освобожденного крестьянина идти в кабалу к своему прежнему владельцу.
Первоначально, согласно Конституции Н. Муравьева, земля предоставлялась крестьянам всех категорий в общинную собственность. Впоследствии она должна была перейти в собственность каждого отдельного двора. Данный вариант во многом напоминает крестьянскую реформу 1861 года и издержки проекта Н. Муравьева были бы также сходны, если бы этот план удалось осуществить.
Сокращению подвергалась в проекте царское землевладение. Земли удела (принадлежащие царскому дому) переходили удельным крестьянам, но так называемые “кабинетные земли” (находившиеся в личной собственности самого царя) оставались неприкосновенными. Проект Н. Муравьев не ущемлял церковного и монастырского землевладения. “Церковные земли остаются навсегда за ними”, указывается во всех вариантах его Конституции
§ 4. Преобразования в сфере прав человека
Как и “Русской Правде” Пестеля, в проекте Муравьева весьма радикально решался вопрос о введение демократических свобод и правах личности. Полностью упразднялись все сословные ограничения, названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются на название гражданина и русского.
Отменялась петровская “Табель о рангах”, упразднялись ремесленные цехи и купеческие гильдии как остатки средневековья и стесняющие торгово-промышленное предпринимательство (“всякий имеет право заниматься тем промыслом, который покажется ему выгоднейшим”[37]). Провозглашалось свобода слова и печати: “Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам”[38]. Всякая цензура также упразднялась. Предусматривалась, чтобы в случае злоупотребления печатным словом виновный отвечал только перед судом присяжных. В отличии от проекта Пестеля, категорически запрещающего “заводить частные общества”, Н. Муравьев провозглашал: ”Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения, лишь только действия оных не были противозаконными”. Запрет налагался только на образование какого-либо “иностранного общества” на территории России или подчиненного ему какого-либо русского общества. Большое внимание Н. Муравьев придавал защите неприкосновенности личности, имущества и жилища граждан.
Конституция Никиты Муравьева в большей степени, нежели “Русская Правда” Пестеля, несла на себе печать непоследовательности ограниченности. Тем не менее, это - глубоко прогрессивный документ революционного преобразования тогдашней крепостной России, направленный на решительную ломку феодально-абсолютистких порядков и предусматривавший достаточно широкие для того времени демократические преобразования. Вот почему, несмотря на критику отдельных положений этого проекта (в частности, имущественного ценза, решения аграрного вопроса) членами Северного общества, проект Н. Муравьева не встретил принципиального неприятия как со стороны петербургских, так и московских декабристов. Предлагаемые ими поправки и дополнения не затрагивали важнейших основ Конституции Н. Муравьева.
Заключение
Восстание 14 декабря 1825 г.— отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление.
Движение декабристов — важное звено в общеевропейском революционном процессе начала XIX веса. Восстание декабристов против царизма — одного из главных «жандармов Европы» — приобрело международное значение и получило значительный отклик в странах Западной Европы.
Оно наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков в России и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в России. Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большую роль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени, оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.
Декабризм был порожден объективными условиями социально-экономической и политической жизни России того времени. В своих показаниях на следствии, в письмах и мемуарах декабристы постоянно указывают, что их «вольномыслие» сформировалось как протест против крепостного состояния («рабства») крестьян и самодержавно-полицейского произвола в стране, парализовавших ее экономическое, политическое и культурное развитие. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало»,— показывал П. И. Пестель. «Несправедливости, насилия и угнетения помещиков, их крестьянам учиняемые, укрепляли в моем уме революционные мысли»,— писал в своих показаниях П. И. Борисов.
Знакомство с революционными идеями и новыми политическими учреждениями Запада облегчалось благодаря заграничным походам декабристов в составе русской армии в 1813—1814 годах. Эти походы непосредственно ознакомили декабристов со странами, где не было крепостного права и где в результате революций укрепился представительный конституционный строй. Соприкосновение будущих декабристов с передовыми людьми Западной Европы, демократическими идеями и учреждениями заставляло их глубже задумываться над состоянием самой России, доискиваться ответа на вопрос, «почему у нас не так»?
И. Д. Якушкин, например, показывал, что пребывание за границей заставило его иначе взглянуть «на состав общественный в России», глубже задуматься над причинами ее отсталости, искать пути исцеления ее социальных недугов. В связи с этим возрос интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории, конституционного устройства западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки. Наиболее популярными у декабристов были сочинения Шарля Монтескье, Жана Жака Руссо, Бенжамена Констана, Поля Гольбаха, Гильома Рейналя – известных французских философов-просветителей.
По свидетельству декабриста Н. И. Тургенева, эти «знаменитые французские мыслители были так же знамениты в России, как и у себя на родине». В их произведениях декабристы искали ответ на волнующие в то время передовых людей России вопросы о причинах социального неравенства, о путях устройства свободного и справедливого социального и политического порядка. Подчеркнем, что не «идеи Запада» породили декабризм в России, а возникновение революционного движения в России, подготовленное объективными условиями ее исторического развития, стимулировало возраставший интерес русских революционеров к передовым западноевропейским идеям. Внимательно изучая опыт западноевропейских революций конца XVIII — начала XIX веков (с учетом их не только позитивных, но и негативных последствий), достижения передовой общественно-политической и философской мысли Западной Европы, декабристы вырабатывали самостоятельные, оригинальные решения применительно к России их времени.
Основные идеи декабристов были возложены в «Конституцию» Н. Муравьева и “Русскую Правду” Пестеля. Несмотря на видимые противоречия между ними (в вопросах о форме правления, о наделении крестьян землёй, об административно-территориальном делении, об имущественном цензе), они имеют много схожего между собой. Это касается таких положений, как ликвидация сословных и профессиональных перегородок, установление формального равенства всех граждан, идеи общечеловеческих прав и свобод, народного представительства, демократии, негодующее отношение к крепостному праву и самодержавию, придание высокого статуса органам судебной власти и т. д. – все эти положения сближают два, на первый взгляд, совершенно непохожих документа и отражают стремление авторов претворить передовые идеи общемировой мысли в жизнь в условиях окостенелой российской действительности. Не смотря на недоработанность проектов, противоречивость, утопичность и ошибочность некоторых их положений, например решения национального вопроса Пестелем, они являются выдающимися памятниками российской политической и правовой мысли. Они отражают горячее стремление декабристов приспособить к российским условиям передовые идеи Века Просвещения.
Несмотря на незавершенность проектов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: низложение самодержавия, созыв Учредительного собрания (для определения формы государственного правления – республики или конституционной монархии), уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы. Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших.
По-моему, те цели, которые ставили перед собой декабристы были очень благородными и патриотическими, но суждено им было реализоваться лишь в будущем.
Список использованных источников и литературы:
1. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 30.
2. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23.
3. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25.
4. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5.
5. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.- М.: Госкомиздат, 1951.
6. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.- М.: Госкомиздат, 1951.
7. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.- М.; 1986
8. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.- М.; 1986
9. Восстание декабристов. Документы. Том 7. / Под ред. М. В. Нечкиной. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958.
10. Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.
11. Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985.
12. Ланда С. С. Дух революционных преобразований… (Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816-1825) – М.: Мысль, 1975.
13. Нечкина М. В. Движение декабристов. в 2-х томах. – М.: Издательство АН СССР, 1955.
14. Сыроечковский Б. Е. Из истории движения декабристов. – М.:Издательство МГУ, 1969.
15. Фёдоров В. А. Декабристы и их время. – М.: Издательство МГУ, 1992.
16. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, 1989.
17. Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979.
18. Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975.
[1] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986. С. 433.
[2] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 570.
[3] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 18.
[4] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 30, С. 315.
[5] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 555.
[6] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23, С. 398.
[7] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, С. 297.
[8] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 557.
[9] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 558.
[10] Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, 1989. С. 101.
[11] Восстание декабристов. Документы. Том 7. / Под ред. М. В. Нечкиной. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С. 28.
[12] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 561.
[13] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5, С. 30.
[14] Сыроечковский Б. Е. Из истории движения декабристов. – М.: Издательство МГУ, 1969. С. 299.
[15] Ланда С. С. Дух революционных преобразований… (Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816-1825) – М.: Мысль, 1975. С. 214.
[16] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 30, С. 315.
[17] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат, 1951. С. 124.
[18] Там же. С. 134.
[19] Нечкина М. В. Движение декабристов. в 2-х томах. – М.: Издательство АН СССР, 1955. – т.1 – 483 с., т. 2. С. 300.
[20] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986. С. 210.
[21] Фёдоров В. А. Декабристы и их время. – М.: Издательство МГУ, 1992. С. 119..
[22] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951. С. 22.
[23] Там же. С. 34.
[24] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951. С. 46.
[25] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 25.
[26] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 43.
[27] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986. С. 216.
[28] Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985. С. 45.
[29] Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975. С. 122.
[30] Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975. С. 136.
[31] Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985. С. 121.
[32] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 32.
[33] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 27.
[34] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 55.
[35] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 48.
[36] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат, 1951. С. 56.
[37] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 53.
[38] Там же. С. 54.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.