Введение
В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств.
Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы послужили важным “пропагандирующим фактором”, воздействующем на всю армию - ”от генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, - писал А. А. Бестужев, - пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”[1]
Необходимо отметить и тот крупный вклад, который внесли декабристы в развитие русской культуры. Среди них было немало одаренных людей — видных представителей передовой русской культуры: поэты Кондратий Рылеев, Александр Бестужев (Марлинский), Александр Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Федор Глинка, Владимир Раевский, художник, писатель и ученый Николай Бестужев, художник-модельер Федор Толстой, экономисты и публицисты Николай Тургенев и Михаил Орлов, историки Александр Корнилович и Василий Сухорукое, авторы интересных философских сочинений Михаил Фонвизин и Гавриил Батеньков. Велико было влияние декабристских идей на творчество известных русских писателей, имена которых тесно связаны с декабристами,— А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, П. Я. Чаадаева, П. А. Вяземского. А. И. Герцен писал, что после разгрома восстания декабристов «умственная температура значительно понизилась»: был нанесен сильнейший удар не только по русскому революционному движению, но и по передовой русской культуре, ибо была изъята и брошена в каторжные казематы наиболее образованная часть русского общества.
Александр Одоевский накануне восстания вдохновенно говорил: «О нас в истории страницы напишут!» Не страницы, а сотни книг, многие тысячи статей и документальных публикаций посвящены декабристам. Много изучено, выяснено, уточнено о декабристах и их эпохе. Однако о декабристах есть еще что открывать и исследовать. И дело даже заключается не только в том, что пока еще не выявлены некоторые факты из биографий декабристов, не обнаружены еще многие документы и далеко не полностью введена в научный оборот обширная переписка декабристов, но и в том, что историческая наука в своем развитии поставила новые исследовательские проблемы (например, о месте декабристов в общемировом революционном процессе, преемственности революционных поколений и о роли революционных традиций), а также выявила новые аспекты и подходы исследования старых, казалось бы, «исхоженных» вопросов и проблем об эпохе декабристов и истоках их революционности[2].
Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Влияние декабристов на все стороны общественно-политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико. Вот почему поток публикаций и исследований о декабристах не иссякает. История декабристского движения — одна и: любимых и наиболее разрабатываемых тем советских историков. Значительно возрос интерес к декабристам и у массового читателя. «Декабристская тема» нашла широкое отражение в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, значение их революционного подвига непреходящи. Они всегда будут вызывать живейший интерес нашей общественности, вдохновлять деятелей литературы и искусства на создание художественных произведений о них[3].
Велик интерес к декабристам за рубежом. В последние десятилетия там опубликовано немало специальных исследований и популярных работ, художественных произведений и сборников основных документов о декабристах.
Таким образом, цель данной работы - исследовать декабризм и рассмотреть прежде всего два значительных политико-правовые мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“Русская Правда” и ” Конституция”) и показать то философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы, и на которых строилась декабристская идеология в целом. Для этого необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть декабризм, его основные причины и идеи;
· Проанализировать историческую значимость декабризма;
· Подвергнуть анализу проект П. И. Пестеля “Русская Правда”;
· Также рассмотреть ”Конституцию” Н.М. Муравьева;
· В конце работы сделать выводы.
Теоретической основой работы стали труды известных как отечественных, так и зарубежных ученых и исследователей, таких как: Ленин В.И., Нечкина М. В., Габов Г.И., Дружинин Н. М., Дмитриев С. С., Ланда С. С., Сыроечковский Б. Е., Фёдоров В. А., Эйдельман Н.Я, Йосифова Б. и др.
Заключение
Восстание 14 декабря 1825 г.— отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление.
Движение декабристов — важное звено в общеевропейском революционном процессе начала XIX веса. Восстание декабристов против царизма — одного из главных «жандармов Европы» — приобрело международное значение и получило значительный отклик в странах Западной Европы.
Оно наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков в России и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в России. Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большую роль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени, оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.
Декабризм был порожден объективными условиями социально-экономической и политической жизни России того времени. В своих показаниях на следствии, в письмах и мемуарах декабристы постоянно указывают, что их «вольномыслие» сформировалось как протест против крепостного состояния («рабства») крестьян и самодержавно-полицейского произвола в стране, парализовавших ее экономическое, политическое и культурное развитие. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало»,— показывал П. И. Пестель. «Несправедливости, насилия и угнетения помещиков, их крестьянам учиняемые, укрепляли в моем уме революционные мысли»,— писал в своих показаниях П. И. Борисов.
Знакомство с революционными идеями и новыми политическими учреждениями Запада облегчалось благодаря заграничным походам декабристов в составе русской армии в 1813—1814 годах. Эти походы непосредственно ознакомили декабристов со странами, где не было крепостного права и где в результате революций укрепился представительный конституционный строй. Соприкосновение будущих декабристов с передовыми людьми Западной Европы, демократическими идеями и учреждениями заставляло их глубже задумываться над состоянием самой России, доискиваться ответа на вопрос, «почему у нас не так»?
И. Д. Якушкин, например, показывал, что пребывание за границей заставило его иначе взглянуть «на состав общественный в России», глубже задуматься над причинами ее отсталости, искать пути исцеления ее социальных недугов. В связи с этим возрос интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории, конституционного устройства западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки. Наиболее популярными у декабристов были сочинения Шарля Монтескье, Жана Жака Руссо, Бенжамена Констана, Поля Гольбаха, Гильома Рейналя – известных французских философов-просветителей.
По свидетельству декабриста Н. И. Тургенева, эти «знаменитые французские мыслители были так же знамениты в России, как и у себя на родине». В их произведениях декабристы искали ответ на волнующие в то время передовых людей России вопросы о причинах социального неравенства, о путях устройства свободного и справедливого социального и политического порядка. Подчеркнем, что не «идеи Запада» породили декабризм в России, а возникновение революционного движения в России, подготовленное объективными условиями ее исторического развития, стимулировало возраставший интерес русских революционеров к передовым западноевропейским идеям. Внимательно изучая опыт западноевропейских революций конца XVIII — начала XIX веков (с учетом их не только позитивных, но и негативных последствий), достижения передовой общественно-политической и философской мысли Западной Европы, декабристы вырабатывали самостоятельные, оригинальные решения применительно к России их времени.
Основные идеи декабристов были возложены в «Конституцию» Н. Муравьева и “Русскую Правду” Пестеля. Несмотря на видимые противоречия между ними (в вопросах о форме правления, о наделении крестьян землёй, об административно-территориальном делении, об имущественном цензе), они имеют много схожего между собой. Это касается таких положений, как ликвидация сословных и профессиональных перегородок, установление формального равенства всех граждан, идеи общечеловеческих прав и свобод, народного представительства, демократии, негодующее отношение к крепостному праву и самодержавию, придание высокого статуса органам судебной власти и т. д. – все эти положения сближают два, на первый взгляд, совершенно непохожих документа и отражают стремление авторов претворить передовые идеи общемировой мысли в жизнь в условиях окостенелой российской действительности. Не смотря на недоработанность проектов, противоречивость, утопичность и ошибочность некоторых их положений, например решения национального вопроса Пестелем, они являются выдающимися памятниками российской политической и правовой мысли. Они отражают горячее стремление декабристов приспособить к российским условиям передовые идеи Века Просвещения.
Несмотря на незавершенность проектов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: низложение самодержавия, созыв Учредительного собрания (для определения формы государственного правления – республики или конституционной монархии), уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы. Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших.
По-моему, те цели, которые ставили перед собой декабристы были очень благородными и патриотическими, но суждено им было реализоваться лишь в будущем.
Список использованных источников и литературы:
1. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 30.
2. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23.
3. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25.
4. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5.
5. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.- М.: Госкомиздат, 1951.
6. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.- М.: Госкомиздат, 1951.
7. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.- М.; 1986
8. Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.- М.; 1986
9. Восстание декабристов. Документы. Том 7. / Под ред. М. В. Нечкиной. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958.
10. Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.
11. Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985.
12. Ланда С. С. Дух революционных преобразований… (Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816-1825) – М.: Мысль, 1975.
13. Нечкина М. В. Движение декабристов. в 2-х томах. – М.: Издательство АН СССР, 1955.
14. Сыроечковский Б. Е. Из истории движения декабристов. – М.:Издательство МГУ, 1969.
15. Фёдоров В. А. Декабристы и их время. – М.: Издательство МГУ, 1992.
16. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, 1989.
17. Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979.
18. Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975.
[1] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986. С. 433.
[2] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 570.
[3] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 18.
[4] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 30, С. 315.
[5] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 555.
[6] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23, С. 398.
[7] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, С. 297.
[8] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 557.
[9] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 558.
[10] Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, 1989. С. 101.
[11] Восстание декабристов. Документы. Том 7. / Под ред. М. В. Нечкиной. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С. 28.
[12] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 561.
[13] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5, С. 30.
[14] Сыроечковский Б. Е. Из истории движения декабристов. – М.: Издательство МГУ, 1969. С. 299.
[15] Ланда С. С. Дух революционных преобразований… (Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816-1825) – М.: Мысль, 1975. С. 214.
[16] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 30, С. 315.
[17] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат, 1951. С. 124.
[18] Там же. С. 134.
[19] Нечкина М. В. Движение декабристов. в 2-х томах. – М.: Издательство АН СССР, 1955. – т.1 – 483 с., т. 2. С. 300.
[20] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986. С. 210.
[21] Фёдоров В. А. Декабристы и их время. – М.: Издательство МГУ, 1992. С. 119..
[22] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951. С. 22.
[23] Там же. С. 34.
[24] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951. С. 46.
[25] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 25.
[26] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 43.
[27] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986. С. 216.
[28] Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985. С. 45.
[29] Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975. С. 122.
[30] Исторические записки. Том 96. – М.: Наука, 1975. С. 136.
[31] Дружинин Н. М. Избранные труды: Революционное движение в России в 19 в. // Отв. ред. С. С. Дмитриев. – М.: Наука, 1985. С. 121.
[32] Йосифова Б. Декабристы. Пер. с болгарского А.М. Коренькова, София, 1979. С. 32.
[33] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 27.
[34] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 55.
[35] Габов Г. И. Общественно- политические и философские взгляды декабристов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. С. 48.
[36] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат, 1951. С. 56.
[37] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951. С. 53.
[38] Там же. С. 54.
Введение
В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств.
Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы послужили важным “пропагандирующим фактором”, воздействующем на всю армию - ”от генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, - писал А. А. Бестужев, - пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”[1]
Необходимо отметить и тот крупный вклад, который внесли декабристы в развитие русской культуры. Среди них было немало одаренных людей — видных представителей передовой русской культуры: поэты Кондратий Рылеев, Александр Бестужев (Марлинский), Александр Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Федор Глинка, Владимир Раевский, художник, писатель и ученый Николай Бестужев, художник-модельер Федор Толстой, экономисты и публицисты Николай Тургенев и Михаил Орлов, историки Александр Корнилович и Василий Сухорукое, авторы интересных философских сочинений Михаил Фонвизин и Гавриил Батеньков. Велико было влияние декабристских идей на творчество известных русских писателей, имена которых тесно связаны с декабристами,— А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, П. Я. Чаадаева, П. А. Вяземского. А. И. Герцен писал, что после разгрома восстания декабристов «умственная температура значительно понизилась»: был нанесен сильнейший удар не только по русскому революционному движению, но и по передовой русской культуре, ибо была изъята и брошена в каторжные казематы наиболее образованная часть русского общества.
Александр Одоевский накануне восстания вдохновенно говорил: «О нас в истории страницы напишут!» Не страницы, а сотни книг, многие тысячи статей и документальных публикаций посвящены декабристам. Много изучено, выяснено, уточнено о декабристах и их эпохе. Однако о декабристах есть еще что открывать и исследовать. И дело даже заключается не только в том, что пока еще не выявлены некоторые факты из биографий декабристов, не обнаружены еще многие документы и далеко не полностью введена в научный оборот обширная переписка декабристов, но и в том, что историческая наука в своем развитии поставила новые исследовательские проблемы (например, о месте декабристов в общемировом революционном процессе, преемственности революционных поколений и о роли революционных традиций), а также выявила новые аспекты и подходы исследования старых, казалось бы, «исхоженных» вопросов и проблем об эпохе декабристов и истоках их революционности[2].
Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Влияние декабристов на все стороны общественно-политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико. Вот почему поток публикаций и исследований о декабристах не иссякает. История декабристского движения — одна и: любимых и наиболее разрабатываемых тем советских историков. Значительно возрос интерес к декабристам и у массового читателя. «Декабристская тема» нашла широкое отражение в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, значение их революционного подвига непреходящи. Они всегда будут вызывать живейший интерес нашей общественности, вдохновлять деятелей литературы и искусства на создание художественных произведений о них[3].
Велик интерес к декабристам за рубежом. В последние десятилетия там опубликовано немало специальных исследований и популярных работ, художественных произведений и сборников основных документов о декабристах.
Таким образом, цель данной работы - исследовать декабризм и рассмотреть прежде всего два значительных политико-правовые мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“Русская Правда” и ” Конституция”) и показать то философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы, и на которых строилась декабристская идеология в целом. Для этого необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть декабризм, его основные причины и идеи;
· Проанализировать историческую значимость декабризма;
· Подвергнуть анализу проект П. И. Пестеля “Русская Правда”;
· Также рассмотреть ”Конституцию” Н.М. Муравьева;
· В конце работы сделать выводы.
Теоретической основой работы стали труды известных как отечественных, так и зарубежных ученых и исследователей, таких как: Ленин В.И., Нечкина М. В., Габов Г.И., Дружинин Н. М., Дмитриев С. С., Ланда С. С., Сыроечковский Б. Е., Фёдоров В. А., Эйдельман Н.Я, Йосифова Б. и др.
Глава 1. Декабризм. Историческая значимость восстания декабристов 14 декабря 1825 г
14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма»[4]. Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи — в Петербурге, на одной из ее центральных площадей. 30 декабристов — военных и штатских вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа. «Глас свободы раздавался не долее нескольких часов, но и то приятно, что он раздавался»,— писал в своих показаниях Следственному комитету участник восстания Г. С. Батеньков[5]. Всего шесть часов длилось восстание. Против восставших были двинуты вчетверо превосходящие их воинские силы царя. В распоряжении царя была артиллерия. На исходе дня залпы пушек положили конец восстанию. Всю ночь при свете костров убирали убитых и раненых и смывали с площади пролитую кровь. В течение нескольких дней и ночей Петербург имел вид завоеванного города. По главным его улицам разъезжали конные патрули. У Зимнего дворца, резиденции царя, были поставлены пушки: Николай I и его придворные опасались повторения «бунта».
Спустя три недели на заснеженных полях Украины пролилась кровь солдат и офицеров Черниговского полка. Здесь восстание, которое возглавил С. И. Муравьев-Апостол, длилось шесть дней — с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года. В течение этого времени С. И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами Черниговского полка совершал рейд в надежде на присоединение к восставшим других воинских частей, в которых находились члены тайного общества. Командованию удалось изолировать восставший полк, отводя с его пути «ненадежные» воинские части. Одновременно вокруг района восстания Черниговского полка были сосредоточены крупные силы верных правительству войск. На шестой день рейда Черниговский полк был встречен конным карательным отрядом и расстрелян картечью
Царизм торжествовал победу над «мятежниками», Позже тот же Батеньков смело заявит следователям; «Покушение 14 декабря не мятеж... но первый в России опыт революции политической, опыт почтенный в бытописаниях и в глазах других просвещенных народов». «Во мнении толпы — это неудачный порыв; для мыслящего — это шаг на политическом поприще»,— напишет потом декабрист М. С. Лунин. Политическую и историческую значимость восстания в декабре 1825 г. подчеркивают и другие декабристы.
Восстание 14 декабря 1825 г.— отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление. Оно явилось кульминационным событием и вместе с тем итогом движения декабристов. Вся предшествующая деятельность декабристов, начиная с их первой тайной организации Союм спасения, была подчинена идейной и организационном подготовке революционного выступления против сами державно-крепостнического строя в России. Восстание 14 декабря явилось серьезным экзаменом для декабристов, экзаменом их революционным возможностям, В нем, как в фокусе, отразились все сильные и слабые стороны их дворянской революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебании, отсутствие решительности и последовательности в действиях, умения владеть «искусством восстания», но главное — отсутствие связи с народными массами, даже боязнь революционной инициативы масс. Декабристов страшил «бунт толпы», «бессмысленный и жестокий».
Декабристы выступили с протестом против крепостничества и самодержавия в необычайно трудных и сложных исторических условиях. Крепостная России была тогда забита и неподвижна. Несмотря на отдельные стихийные бунты крестьян, солдат и военных поселян, в то время не было еще достаточно массового движения, на которое революционеры могли бы опереться. Поэтому с протестом выступило «ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа»[6]. «Узок круг этих революционеров,— подчеркивал В. И. Ленин,— страшно далеки они от народа». Однако в то время не только декабристы были далеки от народа, но и сам народ был далек от декабристов. Революционного класса тогда еще не было. Народные массы, по выражению Ленина, в то время еще «спали непробудным сном»[7]. Разработанная декабристами тактика «военной революции», не опиравшаяся непосредственно на силу народных масс, обусловливалась, таким образом, не только классовой, дворянской, ограниченностью декабристов, но и объективными факторами. Нельзя не отметить в числе неблагоприятных факторов и то, что выступление декабристов произошло в обстановке усиления внутренней и международной реакции. В России наступление реакционного политического курса обозначилось во всех направлениях. Это была пора жестокой аракчеевщины.
С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства — «лучшие люди из дворян», по определению Ленина. В целом же русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием и в реально-жизненном плане представляло собой «бесчисленное множество пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников», да прекраснодушных Маниловых». И великая историческая заслуга декабристов состояла в том, что они, «рожденные в среде палачества и раболепия», смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти «сознательно на явную гибель» высоких и благородных идеалов[8].
Историческое значение декабристов не только в революционном, гражданском подвиге. Нам дороги не только их революционные заслуги, но и те нравственные ценности, которые были поистине взращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям революционеров: это подлинный патриотизм… Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высоко развитое чувство чести и товарищества — отличительные черты декабристов. Декабристы с решительностью шли на жертву — они жертвовали всем своим достоянием и привилегиями, которые давало им их происхождение и положение, и даже самой жизнью во имя великого, святого дела. Поэтому «дело» декабристов само по себе было великим нравственным подвигом, казавшимся странным и непонятным консервативной, преданной престолу части дворянства, с благоговением, воспринятым их самоотверженными женами, друзьями и единомышленниками. Исполненные горячей веры звучат слова М. Н. Волконской — жены декабриста С. Г. Волконского: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и на политический бред, все же справедливость требует сказать что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество»[9].
Как наиболее передовые и образованные люди своего его времени декабристы первыми поняли, что крепостничество — главная причина отсталости России, которая, в конечном счете, могла привести ее к «гибели». Поэтому ликвидация крепостничества рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. Все декабристы были горячими патриотами. Они называли себя «истинными и верными сынами отечества», тем самым решительно отмежевываясь от представителей казенного патриотизма. В движении декабристов освободительные идеи особенно были тесно связаны с патриотическими настроениями, в значительной мере вытекали из них. Дело в том, что на ранних этапах освободительного движения особенно большое значение придается проблемам национального возрождения, развитию национального самосознания[10]. В начале XIX в. не только в России, но и во всей Европе, а также и в Америке широко были распространены патриотические настроения, связанные с национально-освободительными движениями. Это была эпоха антифеодальных революций и вместе с тем национально-освободительных движений, эпоха подъема национального самосознания и национальной культуры. Борьба против феодально-абсолютистских режимов связывалась с задачами национального возрождения и прогресса нации.
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчеркивая тем самым, что 1812 год явился исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьезно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма. Отметим, что среди участников Отечественной войны 1812 г. было 115 будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на поле Бородина.
Подъем патриотизма, сближение будущих декабристов — участников войны — с солдатами, с народом, пробуждение национально-патриотического и гражданско-политического самосознания передовой России — вот, на что указывают декабристы, объясняя истоки своего «вольномыслия» в связи с Отечественной войной 1812 года. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда- то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной.
«Вот начало свободомыслия в России»,— писал А. А. Бестужев. «Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании»,— вспоминает И. Д. Якушкин[11].
Вопреки официальной пропаганде, приписывавшей все заслуги в войне 1812 года царю и дворянству, декабристы указывали, что подлинным героем ее был народ.
Именно декабристы первыми заявили о народном характере войны 1812 года; в то же время декабристы видели, что народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в крепостной зависимости, ратники ополчений снова попали в крепостническую неволю. Вместо коренных политических преобразований, надежды на которые были внушены «либеральными заигрываниями» Александра I в первые годы его царствования, в стране установилась жестокая аракчеевская реакция, оскорблявшая национальное чувство декабристов. Введение в 1816 году крепостнических военных поселений и кровавые усмирения сопротивлявшихся крестьян и казаков, палки и шпицрутены в армии, насаждение обскурантизма и мракобесия возмущали декабристов. Декабристы были возмущены и засильем иностранцев на русской службе, и антипатриотическими поступками Александра I, который в угоду реакционным принципам «Священного союза» европейских держав — победительниц Наполеона — жертвовал во внешнеполитических вопросах и русскими национальными интересами. Но вместе с тем декабристы приходили к выводу, что если в 1812 году Россия смогла сокрушить могущественного агрессора, то она сможет найти в себе силы освободиться и от «внутреннего рабства» — крепостничества. «Неужели русские,— говорил М. П. Бестужев-Рюмин,— ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, русские, исторгшие и Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородною ревностию, когда дело пойдет о спасении отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе?»[12]
Следует подчеркнуть и интернациональный аспект «дела» декабристов. Горячие патриоты, они были убежденными интернационалистами. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей не только избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, но и восстановления свободной, демократической Польши, освобождение народов Балканского полуострова из-под ига Австрийской империи и султанской Турции.
Движение декабристов — важное звено в общеевропейском революционном процессе начала XIX веса. Восстание декабристов против царизма — одного из главных «жандармов Европы» — приобрело международное значение и получило значительный отклик в странах Западной Европы.
Восстание декабристов, несмотря на поражение, произвело сильное впечатление на Николая I, его вельмож и сановников, которые, как писал В. И. Ленин, постоянно «помнили 14-ое декабря 1825 года».[13] Николай I, не был уверен, что подобная попытка не повторится и впредь. После разгрома восстания самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадной жестокостью.
По всей стране прокатилась волна массовых арестов участников тайных обществ. Было арестовано 316 человек, большинство из которых было брошено в казематы Петропавловской крепости. Полгода работал «Высочайше учрежденный Следственный комитет по изысканию соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года». Суд заседал тайно. Не было обычного судоговорения с опросом подсудимых, ни свидетелей, ни... самих подсудимых на заседаниях суда. Суд в полном своем составе увидел подсудимых лишь в момент объявлении им приговора. Естественно, никто из декабристов не знал, что над ними уже творился ужасный и неправый суд. Когда 12 июля 1826 г. их привели из казематов в комендантский дом Петропавловской крепости для объявления приговора, они удивленно спрашивали друг друга: «Как, разве нас судили?» Им отвечали: «Уже осудили». «Он [суд] судил и осудил нас, не видав нас и нас не выслушав,» — вспоминал декабрист А. М. Муравьев. Пятеро декабристов — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были поставлены «вне разрядов» и приговорены «к смертной казни четвертованием». Остальных распределили на 11 разрядов и в соответствии со степенью «вины» приговорили: 31 — «к смертной казни отсечением головы», 56 — к различным срокам каторжных работ, 19 — в сибирскую ссылку и 10 — к разжалованию в солдаты. Царь «милостиво» заменил четвертование повешением, а «отсечение головы» к пожизненной каторгой[14].
Ранним утром 13 июля 1826 года над осужденными декабристами был совершен «обряд экзекуции». Осужденных к 1 —11 разрядам вывели во двор крепости. Вновь читали им приговор, ломали над головами шпаги, затем срывали мундиры и знаки отличия и бросали в пылающие костры. В 4 часа утра вывели на казнь приговоренных судом к повешению. Казнь завершилась к 6 часам утра. С наступлением следующей ночи тела казненных на ломовом извозчике были вывезены из крепости и тайно похоронены на острове Голодай[15].
Расправа над декабристами поразила своей жестокостью современников. «Описать или словами передать ужас и уныние, которые овладели всеми, нет возможности; словно каждый лишался своего отца или брата»,— вспоминал А. И. Кошелев. Передовая Россия глубоко сочувствовала осужденным и восхищалась их самоотверженным подвигом. Так, княгиня Е. А. Шаховская записала в своем дневнике под впечатлением полученных известий о казни декабристов: «Их намерения были чисты, и во всем, что ни предприняли, они желали лишь счастья родине, основанного на твердых законах, а не на произволе единого деспота». Замечателен эпизод, рассказанный А. М. Муравьевым в его воспоминаниях: «В Костроме, пока меняли свежих лошадей, какой-то молодой человек, оттолкнув наших стражей, ворвался в комнату, где мы находились, и сказал: «Господа, мужайтесь, вы страдаете за самое прекрасное, самое благородное дело! Даже в Сибири вы найдете сочувствие!»
Хотя декабристы и потерпели поражение, но их дело не пропало. В. И. Ленин отмечал большое историческое значение и тех революционных выступлений, которые терпели поражения. Говоря о «величайшем самопожертвовании» русских революционеров, начиная с декабристов, он указывал, что эти жертвы пали не напрасно, что «они способствовали — прямо или косвенно — последующему воспитанию русского народа»[16].
Те декабристы, которым довелось дожить до амнистии, явились участниками бурных событий «переломной» эпохи — общественно-политического подъема на рубеже 50—60-х годов XIX века, отмены крепостного права и проведения других буржуазных реформ. Большинство вернувшихся из ссылки декабристов нашли в себе силы включиться в общественно-политическую деятельность: некоторые сотрудничали в тогдашних газетах и журналах, иные были корреспондентами вольной русской прессы Герцена за границей, многие стали членами губернских комитетов по крестьянскому делу, мировыми посредниками, присяжными заседателями в новых судах, земскими гласными в земских учреждениях — выборных органах местного управления.
Глава 2. Конституционный проект П.И. Пестеля “Русская Правда”
Дата: 2019-12-22, просмотров: 337.