Правовые основы функционирования малых предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..2-3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

I. СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………4-7

1.2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………...………7-9

1.3. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К КАТЕГОРИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ИП)…………………………………...…………………..9-10

II. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.11-13

2.2. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И ОФОРМЛЕНИЕ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………………………..14-16

2.3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВОЙ КНИГИ И ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ДЕНЕГ……………………………………………………………………….16-17

2.4. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………...…………………...17-19

2.5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ………………………………………...……………..19-20

2.6. ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………….20-22

III. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………..………………………………………………………..23-24

3.2. НАЛОГОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………...24-25

3.3. ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ К НАЛОГОВОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ………..……………………………………………………….25-26

3.4. НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ…………..…..26

IV. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАЛОГО   БИЗНЕСА

4.1. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ: СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………………………………………….27-28

4.2. ОШИБКА В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ В РЕГИСТРЫ БКХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………………………………………………………28-29

4.3. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИСТРОВ НАЛОГОВОГО УЧЕТА………………………………………………………29-31

V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО               БИЗНЕСА

5.1. СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ……………………………….32-33

5.2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ…………………….…………….33-34

5.3. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ………………………………………...…………34-35

5.4. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО………………………………………………..35-37

5.5. НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ………………………………….……………..37-39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………….....….…..40-41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие – организация, созданная в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляющая производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно-обоснованных принципов управления - системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.


I. СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТА)


Учет основных средств

Инвентарная карточка учета основных средств ведется в бухгалтерской службе на каждый объект основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта основных средств, его перемещение, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию. Инвентарная карточка содержит основные качественные и количественные показатели объекта основных средств, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления.

Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе.

Для учета ввода объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации, применяется акт приемки – передачи основных средств. Акт составляется в двух экземплярах на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной технической документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации или лицами, на это уполномоченными.

Для учета ввода группы (компонентов) объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации применяется акт приемки – передачи групп объектов основных средств.

Для оформления внутреннего перемещения объекта или группы объектов основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи объекта или группы объектов основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию применяется накладная на внутреннее перемещение основных средств. Накладная выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерскую службу, второй структурному подразделению организации-сдатчика.

Для оформления приемки-передачи основных средств (компонентов основных средств) из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки – передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) основных средств. Акт, подписанный материально ответственным работником индивидуального предпринимателя или организации – заказчика, на прием основных средств, и представителем организации ­ исполнителя производившей ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. В технический паспорт соответствующего основного средства должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией (модернизацией). Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации – заказчика.

Для оформления полного или частичного (выбытия) списания объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) применяется акт на выбытие (списание) основных средств. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерскую службу для снятия основных средств с учета, второй - остается у лица, ответственного за сохранность данного объекта и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т. п.

Акт на списание автотранспортных средств применяется для оформления списания автотранспорта. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной приказом индивидуального предпринимателя или руководителя организации, утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в органах дорожной полиции передается в бухгалтерскую службу, второй экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации запасов и металлолома, оставшихся в результате списания.

Для учета арендованных объектов основных средств применяется карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) основных средств.

Для пообъектного учета объектов основных средств в местах их нахождения (эксплуатации) по материально ответственным лицам применяется инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации). Данные пообъектного учета основных средств по месту нахождения (эксплуатации) должны быть тождественны записям в инвентарных карточках учета, ведущихся в бухгалтерской службе.

Для оформления поступившего на склад оборудования для установки применяется акт о приеме (поступлении) оборудования. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.

При передаче оборудования монтажным организациям оформляется акт о приеме-передачи оборудования в монтаж. При осуществлении монтажных работ подрядным способом создается приемная комиссия, в состав которой входят представитель организации, осуществлявшей доставку оборудования, также представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается в акте, и ему передается копия акта.

При обнаружении дефектов в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования применяется акт о выявленных дефектах оборудования.

 

Инвентаризация

Индивидуальные предприниматели и организации с численностью работников не более двадцати пяти человек, являющиеся субъектами малого предпринимательства, могут самостоятельно определять порядок и сроки проведения инвентаризации.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения активы и обязательства. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов активов и обязательств.

В обязательном порядке инвентаризация проводится:

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации организации перед составлением разделительного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике индивидуальным предпринимателем или руководителем организации.

Инвентаризация кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг).

Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме.

В акте инвентаризации наличия денежных средств остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день инвентаризации, и выносится результат. При обнаружении комиссией недостачи или излишков в акте указывается сумма денежных средств в пути производится путем сверки числящихся на этом счете сумм:

при сдаче денежной наличности - с данными квитанции банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу денег инкассаторам обслуживающего банка и т. п.;

по суммам, переведенным собственником или другими организациями - согласно полученным от них извещениям (авизо) с указанием даты, номера поручения, суммы и наименования обслуживающего банка или почтового отделения, принявшего перечисление.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на текущем счете в тенге, на текущем счете в валюте и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы индивидуального предпринимателя или организации, с данными по выписке банков.

Инвентаризационные описи могут быть оформлены как на бумажных, так и на электронных носителях.

Записи в инвентаризационных описях осуществляются без помарок и подчисток.

 

10.

11. 3.3. Правила налогового учета и  требования к налоговой учетной политике

             ИП осуществляет ведение налогового учета по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Республики Казахстан.

       Метод начисления - метод учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества.

       ИП на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

             Учет операций в иностранной валюте в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

       Учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

             Учетная документация составляется на бумажном и (или) электронном носителях и представляется органам налоговой службы при проведении налоговой проверки.

       Учетная документация хранится до истечения срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового Кодекса Республики Казахстан для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация, начиная с налогового периода, следующего за периодом, в котором составлена учетная документация, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 46 статьи.

       Учетная документация, подтверждающая стоимость активов, не подлежащих амортизации в целях налогообложения, хранится до истечения срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового Кодекса Республики Казахстан, который начинается с окончания налогового периода, в котором произошло выбытие или полное использование таких активов.

 

ИП, согласно Налогового Кодекса Республики Казахстан, в налоговой учетной политике устанавливает следующие положения:

1) разрабатывает самостоятельно формы и порядок составления налоговых регистров;

2)  перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утвержденному уполномоченным государственным органом по вопросам стандартизации;

3)  наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение учетной налоговой политики.

2. Действие установленных в налоговой учетной политике положений распространяется на календарный год.

12. Налоговые формы

1. Налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры.

2. Налоговые формы составляются на бумажном и (или) электронном носителях на русском языке.

3. Налоговые формы, составленные на бумажном носителе, подписываются ИП и заверяются печатью.

 

Специальный налоговый режим

Особенностью организации учета на предприятиях малого бизнеса является применение специального налогового режима.

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

- общеустановленный порядок;

- специальный налоговый режим на основе патента;

- специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Согласно ст. 427 главы 61 Налогового кодекса Республики Казахстан: «специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источников выплаты»6.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) не использующие труд наемников;

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход которых за налоговый период не превышает 200-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Для применения специального налогового режима на основе патента индивидуальный предприниматель до начала его применения представляет в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление. Одновременно с налоговым заявлением на применение специального налогового режима на основе патента представляется расчет для получения патента по форме, установленной уполномоченным органом. К расчету прилагаются документы, подтверждающие уплату в бюджет стоимости патента, социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов.

Патент недействителен без предъявления свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Исчисление стоимости патента производится путем применения ставки в размере 2 процентов к объекту обложения. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде:

1) индивидуального подоходного налога – в размере ½ части стоимости патента;

2) социального налога – в размере ½ части стоимости патента за минусом социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Если фактический доход в течение срока действия патента превысит или не достигает дохода, указанного в расчете, индивидуальный предприниматель обязан в течении пяти рабочих дней представить дополнительный расчет на сумму превышения или уменьшения и произвести уплату налогов с этой суммы.

 

6Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-IV

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 10 000,0 тысяч тенге.

Налоговым периодом является календарный квартал.

 

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится ИП самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный период ставки в размере 3 (трёх) процентов.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налогов за каждого работника, исходя из среднесписочной численности, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у ИП - не менее 2 – кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете.

В случае превышения в течение налогового периода, суммы фактически полученного дохода над суммой дохода, установленного статьей 433 Налогового Кодекса (10 000,0 тысяч тенге), исчисление налогов до даты перехода (перевода) на общеустановленный порядок налогообложения либо иной специальный режим производится по ставке 3 %.

В случае, указанном в п.3 ст.436 Налогового Кодекса, корректировке, предусмотренной п.2 ст.436 подлежит только сумма налога, исчисленного с суммы дохода, установленного ст.433 Налогового Кодекса.

При превышении за налоговый период предельной среднесписочной численности, установленной ст.433 Налогового Кодекса, корректировка, предусмотренная п.2 ст.436, производится только на предельную среднесписочную численность.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения ИП не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального подоходного налога и социального налога.

В упрощенной декларации отражаются кроме исчисленного индивидуального подоходного налога, не облагаемого у источника выплаты и социального налога, также исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Индивидуальным подоходным налогом не облагаемым у источника выплаты является доход индивидуального предпринимателя.

Исчисление и уплата налога.

              ИП, применяющая специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, производит исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанного режима, в соответствии со ст.437 п.2 НК.

        Индивидуальный подоходный налог подлежит уплате в размере ½ от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации.

         Уплата индивидуального подоходного налога в бюджет производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Доходы, облагаемые у источника выплаты

Доход работника, облагаемый у источника выплаты, определяется как разница между начисленными доходами работника, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового Кодекса Республики Казахстан, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 166.

Доходами работника, подлежащими налогообложению, являются любые доходы, полученные работником от ИП в денежной или натуральной форме, в том числе доходы, полученные в виде материальной выгоды, а также по заключенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан между ИП и третьими лицами договорам гражданско-правового характера, по которым работником получены доходы, указанные в статьях 164, 165 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Доходами работника, подлежащими налогообложению, не являются:

1) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

2) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

3) доход по договорам накопительного страхования;

4) доходы, не облагаемые у источника выплаты, определенные статьей 177 Налогового Кодекса Республики Казахстан;

5) выплаты работникам за приобретенное у них личное имущество.

Доход работника в натуральной форме

Доход работника, подлежащий налогообложению, полученный им в натуральной форме, включает:

1) оплату труда в натуральной форме;

2) стоимость имущества, полученного от ИП на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг;

3) оплату стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных работником от третьих лиц.

Доход работника в виде материальной выгоды

Доход работника, подлежащий налогообложению, полученный в виде материальной выгоды, включает в том числе:

1) отрицательную разницу между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных работнику, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

2) списание по решению ИП суммы долга или обязательства работника перед ним;

3) расходы ИП на уплату страховых премий по договорам страхования своих работников;

4) расходы ИП на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя.

 

Налоговые вычеты

При определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:

1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать сумму необлагаемого размера совокупного годового дохода, установленного статьей 157 Налогового Кодекса Республики Казахстан;

2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

3) сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу;

4) сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;

5) суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных строительных сбережениях;

6) расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

Если сумма налогового вычета превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового Кодекса Республики Казахстан, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.

В случае если физическое лицо являлось работником менее пятнадцати рабочих дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет не производится.

Право на налоговый вычет предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым только у одного из работодателей, на основании поданного им заявления.

 Исчисление, удержание и уплата налога

Исчисление индивидуального подоходного налога производится ИП по доходам, облагаемым у источника выплаты, при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

Удержание индивидуального подоходного налога производится ИП не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты.

ИП осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Ставки налога

Доходы налогоплательщика облагаются налогом по ставке 10 процентов.

 Социальный налог

ИП является плательщиком социального налога. Объектом налогообложения является доход по упрощенной декларации.

 ИП, применяющая специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, производит исчисление социального налога по доходам, облагаемым в рамках указанного режима, в соответствии со ст.437 п.2 Налогового Кодекса.

           Социальный налог подлежит уплате в размере ½ от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном страховании.

              При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

Уплата социального налога в бюджет производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

 

 5.4. Налог на имущество

Объектом налогообложения здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее - здания), находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.

Налоговой базой по объектам налогообложения ИП является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.

В случае отсутствия такой стоимости налоговой базой является рыночная стоимость по данным оценки, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

Налоговые ставки

ИП исчисляет налог на имущество по ставке 0,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

ИП производит окончательный расчет и уплачивает налог на имущество не позднее десяти календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

ИП представляет в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения расчет сумм текущих платежей и декларацию только при наличии объектов налогообложения.

Расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество представляется не позднее 15 февраля отчетного налогового периода.

При изменении налоговых обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

Декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, при наличии объектов налогообложения в течении налогового периода.

В связи с тем, что ИП не является плательщиком по налогу на добавленную стоимость (не превышает минимум оборота, который составляет 30 000 – кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете). Согласно ст.568 п.5 Налогового Кодекса, ИП выписывает счет – фактуру с отметкой «Без НДС».

В счет – фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер счет – фактуры, содержащий цифровое значение;

2) дата составления счет – фактуры;

3)фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование ИП, адрес поставщика и получателя товаров, работ, услуг;

4) идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг;

5) наименование реализуемых товаров, работ, услуг;

6) размер облагаемого оборота;

7) в графе «ставка налога на добавленную стоимость» указывается «Без НДС»;

8) стоимость товаров, работ, услуг.

Порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью

Контрольно-кассовая машина – это фискальный модуль, электронное устройство с блоком фискальной памяти и (или) компьютерная система, обеспечивающая регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров и (или) оказании услуг.

ИП применяет контрольно-кассовые машины при получении наличного расчета от покупателей согласно статей 645-650 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

ИП ведет и ежедневно заполняет кассовую книгу согласно показаний контрольно-кассового отчета в конце рабочего дня.

Кассовую книгу, указанную в п.3 настоящей статьи ИП прошивает, пронумеровывает и регистрирует в органах налоговой службы по месту регистрации контрольно-кассовой машины согласно налоговому законодательству.

При невозможности работы контрольно-кассовой машины (техническая поломка либо отключение в здании электроэнергии) ИП ведет чековую книжку пронумерованную, прошнурованную и зарегистрированную в органах налоговой службы по месту регистрации контрольно-кассовой машины.

Согласно Налогового Кодекса Республики Казахстан ИП каждому покупателю выдает чек, пробитый на контрольно-кассовой машине либо вручную из чековой книжки на сумму покупки товара покупателем.

 

Налоговые регистры

Налоговый регистр - документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.
Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 3 статьи 56 Налогового Кодекса.
Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются ИП самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их: ИП и главный бухгалтер (если он предусмотрен).

Налоговая отчетность составляется ИП в соответствии с требованиями ст. 63, 58, 69, 70, 73 НК РК и включает в себя Упрощенную декларацию (ФНО №910), которая составляется в соответствии с требованиями ст. 436 НК РК и Правилами составления налоговой отчетности (упрощенной декларации) для субъектов малого бизнеса (Форма 910.00) и представляется в сроки, указанные в ст. 437 НК РК.

Налоговые заявления представляются ИП в порядке и сроки, указанные в ст. 76 НК РК.

Составление налоговых регистров в ИП осуществляется в соответствии с требованиями ст. 77 НК РК и Приказом Министра Финансов РК от 29.12.2008 N 626 «Об утверждении правил составления форм налоговых регистров».

 

Для отражения сведений, необходимых для расчета налогов и составления налоговой отчетности ИП предназначен «Регистр расчета налогов по упрощенной декларации (ФНО 910.00)» .

 




Наименование показателей

Исчисленные суммы, тенге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни разви­ваться не в состоянии. Становление и развитие его является од­ной из основных проблем экономической политики в условиях пере­хода от административно-командной экономики к нормальной рыноч­ной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сек­тор, определяющий темпы экономического роста, структуру и ка­чество валового национального продукта; во всех развитых стра­нах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Каковы же преимущества малого бизнеса? Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования эконо­мики Казахстана.

По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 13%.

Анализ тенденций в малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данного сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

К основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в Казахстане можно отнести:

- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;

- чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;

- ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;

- сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;

- отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;

- организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является преодоление препятствий в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных актами, действиями и бездействиями органов государственной власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствия связаны с действиями исполнительной власти на местах.

Важнейшим фактором ускорения развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.

Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).

Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности.

Упрощение системы регистрации и лицензирования позволит:

- уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;

- обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;

- упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений.

Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.

Зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого предпринимательства в кризисных и пост кризисных условиях. С 2000 по 2009 годы в Казахстане было принято множество указов и программ, нацеленных на развития малого и среднего бизнеса в стране. Основной целью программ является формирование «среднего класса», являющегося основой стабильности общества, за счет создания социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса.

Реализация государственных мер позволит увеличить количество действующих предприятий малого и среднего бизнеса до 500 тысяч, численности занятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции (работ, услуг) в ВВП до 25%.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..2-3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

I. СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………4-7

1.2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………...………7-9

1.3. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К КАТЕГОРИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ИП)…………………………………...…………………..9-10

II. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.11-13

2.2. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И ОФОРМЛЕНИЕ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………………………..14-16

2.3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВОЙ КНИГИ И ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ДЕНЕГ……………………………………………………………………….16-17

2.4. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………...…………………...17-19

2.5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ………………………………………...……………..19-20

2.6. ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………….20-22

III. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………..………………………………………………………..23-24

3.2. НАЛОГОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………...24-25

3.3. ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ К НАЛОГОВОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ………..……………………………………………………….25-26

3.4. НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ…………..…..26

IV. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАЛОГО   БИЗНЕСА

4.1. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ: СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………………………………………….27-28

4.2. ОШИБКА В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ В РЕГИСТРЫ БКХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………………………………………………………28-29

4.3. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИСТРОВ НАЛОГОВОГО УЧЕТА………………………………………………………29-31

V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО               БИЗНЕСА

5.1. СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ……………………………….32-33

5.2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ…………………….…………….33-34

5.3. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ………………………………………...…………34-35

5.4. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО………………………………………………..35-37

5.5. НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ………………………………….……………..37-39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………….....….…..40-41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие – организация, созданная в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляющая производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно-обоснованных принципов управления - системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.


I. СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТА)


Правовые основы функционирования малых предприятий

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.1

Малый бизнес – одна из наиболее актуальных тем сегодняшнего времени. Это объясняется, прежде всего тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода Республики Казахстан из экономического кризиса.

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния казахстанского капитала.

Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций:

- значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо быстро ликвидируются, кроме того особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в таких отраслях, как промышленность, строительство и т.д.

- в отдельных регионах не уделяется должного внимания и не оказывается обязательной поддержки развитию малых предприятий.

Малое предприятие – юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества (ИП, ТОО) или в форме хозяйственного товарищества.

Некоммерческая организация, не может иметь статус малого предприятия.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малое предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, классифицируется по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме продаж или в годовом объеме прибыли.

Правовые основы функционирования малого предприятия и общие принципы организации бухгалтерского учета в них отражены в следующих документах:

1. Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234 – III ЗРК;

2. Гражданским Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г.;

3. Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2009 г. № 99-IV;

4. Национальным Стандартом Финансовой Отчетности № 2;

 

 

 Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. (Общая часть), ст. 10

5. Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Министра финансов РК от 23 мая 2007г. № 185;

6. Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Министра финансов РК от 22 июня 2007г. № 221;

7. Учетной политикой, разработанной и утвержденной на предприятиях малого бизнеса;

8. Рабочим планом счетов;

9. Методическими рекомендациями, инструкциями и другими нормативными актами по организации бухгалтерского учета.

В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя.

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.

       Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.

 Например, накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.

Государство постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели.

Так, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 "О развитии рынка отдельных видов работ и услуг" предписано Агентству Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса с учетом требований законодательства принять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг, предусмотренных утвержденным перечнем.2

Субъект малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме юридического лица.

 

 

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 "О развитии рынка отдельных видов работ и услуг"

 

Индивидуальное предпринимательство, как вид частного предпринимательства - это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).

 

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.
    Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и(или) распоряжение имуществом.

    Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и(или) распоряжение имуществом.
   Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Простое товарищество образуется на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

По договору о совместной хозяйственной деятельности (договору простого товарищества) стороны (индивидуальные предприниматели) обязуются совместно действовать для осуществления индивидуального предпринимательства.

       Например, граждане, получившие в собственность земельные участки для садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединиться в простые товарищества.

Для осуществления индивидуального предпринимательства участники простого товарищества вносят взносы имуществом или иными имущественными правами, включая право на результаты интеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.

       Взносы участников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудового взноса производится по соглашению между участниками товарищества.

Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное в результате совместного осуществления предпринимательской деятельности, являются их общей долевой собственностью.

Порядок покрытия общих расходов по совместной предпринимательской деятельности и возможных в ее результате убытков определяется договором участников. Если договором такой порядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются за счет общего имущества участников договора, а недостающие суммы раскладываются между ними пропорционально их долям в этом имуществе.

Доход (прибыль), полученный участниками товарищества в результате совместной предпринимательской деятельности, распределяется пропорционально их долям в общем имуществе, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Соглашение об отстранении кого-либо из участников в распределении прибыли является недействительным.
   Участники товарищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе и соответственно передавать право на участие в товариществе без согласия остальных участников.

  Участник товарищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них от участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором простого товарищества не предусмотрено иное.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.