Инвестиционно-строительной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Посткризисная ситуация в инвестиционно-строительной сфере России – сложная, с неоднозначными перспективами. Деиндустриализация производственного и маргинализация человеческого капитала, опора на низкоквалифицированную рабочую силу и низкий уровень самоорганизации являются причиной недопустимо низкой энергоэффективности и производительности труда в большинстве строительных организаций. Произошла серьезная дезорганизация рынков инвестиций, трудовых ресурсов, подрядных работ, недвижимости. В строительной отрасли изменился конкурентный ландшафт, практически не существует ипотеки и кредитования застройщиков. «Свободное падение» строительного сектора экономики Новосибирской области приостановлено, финансовый кризис заканчивается, а экономический все еще продолжается. По осторожным прогнозам аналитиков, его окончания можно ожидать во втором квартале 2010 г. В режим устойчивого развития Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) Новосибирской области войдет не раньше 2012 г., обеспечивая не менее 5…6% роста в год при определенных макроэкономических условиях. Ряд аналитиков справедливо считают, что об уверенном отходе от «дна» кризиса можно говорить при одновременном увеличении объема СМР, доступности кредитов, росте доходов и платежеспособного спроса населения. Пока же большая часть доходов субъектов хозяйствования и населения идет на потребление, погашение кредитов, обязательные платежи и взносы. В истории немало примеров, когда локомотивом вывода экономик из кризисов было строительство. Во времена Великой депрессии, в послевоенной Европе именно поддержка строительства, а через него – общее стимулирование потребления, давали наибольший экономический эффект. Поэтому надо строить жилье, дороги, инфраструктуру. По сути, финансовые институты, а также производители металла, цемента и энергетики являются обслуживающим персоналом девелоперов. Строительство инфраструктурных, жилищных и промышленных объектов позволит создать необходимый внутренний спрос в этих секторах экономики, который повлечет за собой рост внутреннего спроса в смежных секторах. Среднесрочная траектория саморазвития регионального ИСК обещает быть достаточно сложной. Потребуются ответственные системные действия по преодолению «болезни» строительной отрасли, заключающейся в сочетании ресурсной зависимости, высокой трудо- и материалоемкости, низкой производительности труда, хронического дефицита «длинных денег», слабости рыночных регуляторов, технологической отсталости и разобщенности делового сообщества.

Кризис должен вернуть строителей к более реалистичным взглядам на себя, свою роль и свое место в «перезагрузке» комплекса; заставить отказаться от спекулятивных и эгоистических соображений, поскольку прежних возможностей роста строительства, скорее всего, не будет. Для переустройства регионального ИСК, запуска проекта его модернизации, который определит цели и приоритеты, мобилизует ресурсы, устранит внутренние диспропорции и противоречия, необходимо формирование «большой коалиции». Эта коалиция должна быть деловой, а не бюрократической, должна дать консолидированный и ясный ответ на следующие вопросы:

1. Каким станет региональный ИСК в результате преобразования и обновления

(масштаб, структура и свойства комплекса, уровень и виды конкуренции, параметры эффективности, результативности и продуктивности, базовые социальные параметры, вклад в улучшение качества жизни населения).

2. Что необходимо предпринять для успеха преобразования (стратегические

направления саморазвития, модель модернизации, повестка дня средне- и долгосрочной инвестиционно-строительной политики, программа действий и меры по развитию институциональной, инвестиционной, инфраструктурной и инновационной сред, снижению издержек).

3. Какие инструменты и шаги (законодательные, политические, финансовые,

организационные и управленческие) предполагается применять для достижения целей и задач преобразования ИСК в целом и на отдельных этапах.

4. Сколько времени и ресурсов потребуется для основного этапа модернизации.

5. Какие резонансные бизнес-проекты в регионе работают по «стратегическим»

векторам и «дорожной карте» ускоренной модернизации будущего регионального ИСК.

В настоящее время региональный ИСК находится на развилке стратегических процессов и решений, и вопрос в том, что придет на смену «заемной» модели ведения инвестиционно-строительной деятельности и фрагментарному, разрозненному над организационному образованию, какой порядок и какие новые правила игры вырастут из окружающего хаоса. Исходя из анализа различных вариантов посткризисного устройства инвестиционно-строительной сферы наиболее реальными представляются:

• существенное сокращение посреднических структур – виновников оттока капитала из производственной сферы. Основные участники строительства и развития недвижимости в сложившейся ситуации крайне заинтересованы в пополнении денежных потоков и объективно будут замыкать их на себя;

• концентрация ИСД с целью реализации эффектов «портфелирования» реализуемых ИСП и объединение возможностей финансирования строительства и ускорения реализации объектов недвижимости;

• создание государственно-частных партнерств, обслуживающих завершение социально ориентированных и приоритетных ИСП и программ;

• реструктурирование трудовых ресурсов в строительстве, как по профессиональному и квалификационному составу, так и по страновой принадлежности;

• изменение структуры капитала, обслуживающего функционирование инвестиционно-строительной сферы, в направлении снижения прямых и долевых

инвестиций;

• возникновение сектора арендной недвижимости и существенное увеличение доли недвижимости, находящейся в государственной собственности;

• снижение сверх доходности ИСД и сближение норм прибыли различных отраслей и секторов национальной экономики, «очистка» строительства от расточительства и неоправданных рисков;

• ликвидация управленческого вакуума и создание системы управления инновационным развитием строительства как важнейшей фондообразующей отрасли.

В посткризисный период требуется выход за рамки принятой модели организации и ведения строительного бизнеса, привычных форм и образа действий, иначе, «если на выходе из кризиса мы будем в региональном ИСК иметь то же самое, что и до входа в него, то это будет лишь сомнительное выживание, а не развитие». Необходима разработка «встроенных» в структуру комплекса механизмов перманентного обновления (пионерной модернизации), решительность и последовательность инновационных инициатив, расширение пределов изменений. Стабильно высокий уровень функционирования регионального ИСК достигается исключительно на путях создания критической массы рентабельных и конкурентоспособных организаций, а также развитой инфраструктуры, обеспечивающей их нужды, поэтому «необходимо помнить, что инвестиционно- строительная сфера чрезвычайно чувствительна к внутреннему, внешнеполитическому и экономическому курсу в силу характерныхособенностей ИСД: значительной инерционности, высокой фондоемкости и капиталоемкости конечной продукции, дли тельных сроков ее амортизации, наличия временного лага между моментами осуществления затрат и сроками наступления их отдачи, отложенного экономического эффекта». При этом остается нерешенной важная проблема оценки реального модернизационного потенциала комплекса. Практика показывает, что модернизация собственными силами усиливает отсталость. Современная модернизация немыслима без высокообразованных работников строительных организаций, качественной инфраструктуры, обмена научно-технической информацией и технологиями; без серьезного спроса на высокотехнологичную строительную продукцию и услуги, открытости комплекса внешнему миру и готовности к нововведениям, предельного высвобождения творческой активности. В результате провинциализмами строительной науки и обесценивания высшего строительного образования снизился интеллектуальный потенциал инвестиционно- строительной сферы, резко сократился слой высококвалифицированных индустриальных рабочих, полностью разрушена система подготовки кадров для строительства. Степень образованности строителей низка, что не позволяет дать адекватный ответ на реальные вызовы настоящего и тем более будущего.

Пришло время перейти от фрагментарной модернизации регионального ИСК к комплексной. Следует учиться жизненному инновационному опыту у других секторов отечественной экономики, перейти к модели целостной модернизации – к массовому, добровольному, креативному участию в модернизации всех игроков на рынке подрядных работ и недвижимости. Это – инновационное движение комплекса «снизу–вверх» (горизонтальный проект), от «реакции к стимулу», от внешней детерминации поведения к внутренней, от неэкономического мышления к экономическому.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.