ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

1. Предмет, задачи и структура курса.

2. Информационный ресурс – основа информатизации управления.

3. Информационные системы и их классификация.

4. Информационные технологии, их развитие и классификация.

5. АРМ – как инструмент формирования управленческих решений.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

2. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике. – М.: Изд. МЭСИ, 1999.

3. Информационные системы / Петров В.Н. – СПб.: Питер, 2003.

4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.

 

Предмет, задачи и структура курса

Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компью­теры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в уп­равлении предприятием. Жизнеспособность и развитие информационных техно­логий объясняется тем, что современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опыта руководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым. Для принятия любого грамотного управлен­ческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно дер­жать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то: торговля, производство или предоставление каких-либо услуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств в информаци­онные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны быть по­добные вложения. Они являются жизненной необходимостью — в жесткой конку­рентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен и наиболее эффективно организован.

Именно по этой причине Государственный образовательный Стандарт, вступивший в силу в 2000 г., внес некоторые коррективы в процесс обучения студентов экономических специальностей. В частности были введены, там, где ранее не было, следующие дисциплины: «ИТ в управлении», «ИТ в экономике», «ИТ в маркетинге» и т.д.

Данные дисциплины должны сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области создания, функционирования и применения информационных технологий, средств коммуникаций, доступа к базам данных и базам знаний, использования современных пакетов прикладных программ, интеллектуальных технологий и систем для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений.

Эти знания обеспечат специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации. Полученные в результате изучения дисциплины знания и навыки могут использоваться студентами в курсовом и дипломном проектировании, а также в курсах:

· Управление общественными отношениями;

· Региональная экономика и управление;

· Управление персоналом;

· Социология управления;

· Разработка управленческого решения и т.п.

Задачи изучения курса

· изучение информационных процессов и тенденций их развития в управлении организаций;

· овладение методикой проектирования, функционирования автоматизированных информационных систем и технологий;

· изучение студентами назначения, методологии построения, структуры банков данных, баз данных и знаний, интеллектуальных информационных систем, локальных и глобальных информационных систем и технологий;

· обучение студентов методам работы с электронной почтой, способам поиска информации в сети Интернет;

· приобретение профессиональных навыков в технологии практического анализа, прогнозирования и планирования в среде специализированных программных средств.

Организация АИС и АИТ

ВОПРОСЫ:

1. Технологический и функциональный аспект АИС.

2. Виды обеспечения АИС.

 

Виды обеспечения АИС

Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволя­ет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функциони­рования (см. рис. 2).

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автома­тизирующих информационное обслуживание пользователей, реше­ние задач с применением ПЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Технологическое обеспечение АИТ, как правило, по составу однородно для различных систем, что позволяет реализовать прин­цип совместимости систем в процессе их функционирования. Обя­зательными элементами обеспечения АИТ являются информаци­онное, лингвистическое, техническое, программное, математиче­ское, правовое, организационное и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокуп­ность проектных решений по объемам, размещению, формам ор­ганизации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классифика­торов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носите­лях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, по­строения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помо­щью лингвистического обеспечения осуществляется общение чело­века с машиной. ЛО включает информационные языки для описа­ния структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулиро­вания данными информационной базы АИТ; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автомати­зации проектирования АИТ; диалоговые языки специального на­значения и другие языки; систему терминов и определений, ис­пользуемых в процессе разработки и функционирования автомати­зированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс тех­нических средств (технические средства сбора, регистрации, пере­дачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтех­ника и др.), обеспечивающих работу АИТ. Центральное место сре­ди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными эле­ментами технического обеспечения наряду с техническими средст­вами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих ус­тойчивую работу комплексов технических средств. В состав про­граммного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, зани­мающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ПЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность про­грамм, разрабатываемых при создании АИТ конкретного функ­ционального назначения. Оно включает пакеты прикладных про­грамм, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) это совокупность матема­тических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управле­ния, методы и средства решения типовых задач управления, мето­ды оптимизации исследуемых управленческих процессов и приня­тия решений (методы многокритериальной оптимизации, матема­тического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, тексто­вые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про­ектировщики АИТ.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в ус­ловиях функционирования АИС. В процессе решения задач управ­ления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работ­ников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализу­ется в различных методических и руководящих материалах по ста­диям разработки, внедрения и эксплуатации АИС и АИТ, в част­ности, при проведении предпроектного обследования, формирова­нии технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типо­вых проектных решений и прикладных программ, внедре­нии системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Правовое обеспечение на этапе разра­ботки АИС и АИТ включает нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика в процессе соз­дания АИС и АИТ, с правовым регулированием различных откло­нений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимо­стью обеспечения процесса разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирова­ния АИС и АИТ включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и АИТ и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других тех­нических средств, порядок создания и использования математиче­ского и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциони­рования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИТ входят: комплекс различной документации, со­держащей эргономические требования к рабочим местам, инфор­мационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требо­ваний и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документа­ции и технических средств, обеспечивающих обоснование форму­лирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИТ; ком­плекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффектив­ность деятельности человека в АИТ.

АИС и АИТ реализуют решение функциональных задач управ­ления, совокупность которых составляет так называемую, функ­циональную часть деятельности экономического объекта как сис­темы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональ­ных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции - вы­деления самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач — являются: относительная самостоятельность каждой из них, т.е. наличие конкретного объекта управления; наличие соот­ветствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования; минимизация состава включенных в подсистему элементов; наличие одного или нескольких локальных критериев, способствующих оптимизации режима работы подсистемы и согласующихся с глобальным крите­рием оптимизации функционирования АИС и системы в целом.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВОПРОСЫ:

1. Структура и содержание информационного обеспечения. Классификаторы и коды.

2. Технология ведения электронного документооборота.

 

1. Структура и содержание информационного обеспечения.

Классификаторы и коды

Информационное обеспечение (ИО) — важнейший элемент авто­матизированных информационных систем — предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих ре­шений.

В теории автоматизированных систем обработки экономиче­ской информации ИО принято делить на: системы показателей данной предметной области (например, показатели бухгалтерского учета, финансово-кредитной деятельности, анализа и др.); системы классификации и кодирования; документацию; потоки информа­ции — варианты организации документооборота; различные ин­формационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на ма­шинных носителях и имеющие различную степень организации.

Наиболее сложной организацией является автоматизированный банк данных, включающий массивы для решения регламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между различными пользователями.

В ходе проектирования ИО, выполняемого совместно с пользо­вателями-экономистами, осуществляются следующие работы:

• определяются состав показателей, необходимый для решения экономических задач, их объемно-временные характеристики и информационные связи;

• разрабатываются различные классификаторы и коды; изучает­ся возможность использования общегосударственных классифика­торов;

• выявляется возможность применения унифицированной сис­темы документации для отражения показателей, проектируются формы новых первичных документов, приспособленных к требо­ваниям машинной обработки;

• ведется организация информационного фонда; определяются состав базы данных и его организация; проектируются формы вы­вода результатов обработки.

ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Основу информационной системы составляют классифика­торы и кодификаторы технико-экономической информации. Система классифи­кации — совокупность правил и результат распределения заданного множества объектов на подмножества в соответствии с признаками сходства или различия. Различают два метода классификации [3].

Иерархический метод — между классификационными группировками уста­навливаются отношения подчинения, последовательной детализации свойств типа: класс — подкласс — группа — подгруппа — вид и т. д. В иерархической классификации каждый объект попадает только в одну классификационную группировку, объединение группировок одного иерархического уровня дает исходное множество объектов. Глубина иерархии определяется классифика­ционными признаками.

Фасетный метод — исходное множество объектов разбивается на подмноже­ства в соответствии со значениями отдельных фасетов. Фасет — набор значе­ний одного признака классификации. Фасеты взаимно независимы. Каждый объект может одновременно входить в различные классификационные груп­пировки.

Группи­ровка информации осуществляется на основе систем классифика­ции и кодирования, позволяющих представить технико-экономи­ческую информацию в форме, удобной для ввода и обработки дан­ных с помощью вычислительной техники. Экономическая инфор­мация фиксируется в документах в виде цифр и букв.

Количественно-суммовые основания показателей имеют циф­ровое выражение, а признаки — буквенно-цифровое. К таким при­знакам можно отнести, например, название учреждения (подразде­ления), фамилию работающего, вид операции, которые не всегда удобны для автоматизированной обработки. Чтобы сделать эту ин­формацию удобной для восприятия человеком и машиной, потре­бовалось создание специальных средств формализованного описа­ния экономической информации. Эти средства включают целый ряд разработанных классификаторов, входящих в Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК).  

Систематизация экономической информации вызывает необхо­димость применения самых разнообразных классификаторов:

Общегосударственных, разрабатываемых в централизованном порядке и являющихся едиными для всей страны.

Отраслевых, единых для какой-то отрасли деятельности. Как правило, отраслевые классификаторы разрабатываются в типовых проектах автоматизированной обработки. Например, для бухгал­терского учета составлены коды планов счетов, видов оплат и удержаний из заработной платы, видов операций движения мате­риальных ценностей и др.

Локальных, которые составляются на номенклатуры, харак­терные для данного предприятия, организации, банка (коды та­бельных номеров, подразделений, клиентов и др.). Разработка ло­кальных кодов ведется на местах.

Общегосударственные классификаторы (ОК) начали создавать­ся в стране по постановлению Правительства в 1970-х годах и в на­стоящее время их создано около четырех десятков. Условно Об­щегосударственные классификаторы делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

2. Классификаторы структуры отраслей (ОК отраслей народного хозяйства — ОКОНХ), органов управления (система обозначе­ний органов государственного управления — СООГУ), админи­стративно-территориального деления (система обозначений административно-территориальных объектов — СОАТО), предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности (ОКФС).

3. Классификаторы продукции (ОК промышленной и сельскохо­зяйственной продукции — ОКП, ОК строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), системы обозначений единиц измерения и др.

Приведем примеры построения некоторых ОК, имеющих наи­большее применение при автоматизированной обработке учетной и финансово-кредитной информации.

Идентифицированный номер налогоплательщика (ИНН) — де­сятизначный; первый и второй знак означают территорию, третий и четвертый — номер государственной налоговой инспекции, ос­тальные — номер налогоплательщика и контрольный разряд.

ОК отрасли (ОКОНХ) предназначен для анализа структуры от­раслей.

Код — пятизначный, построен по комбинированной системе и включает пять группировочных признаков: отрасль, подотрасль, вид, группа, подгруппа.

ОК предприятий и организаций присваивается органами госу­дарственной статистики предприятиям, организациям, фирмам любой формы собственности. Состоит из трех блоков: 1 — регист­рационный номер, 2 — наименование организации, 3 — ведомст­венная, территориальная и отраслевая принадлежность предпри­ятия, организации, фирмы. Регистрационный номер проставляется предприятиями и организациями в формах финансовой отчетно­сти. Два других блока используются органами государственной ста­тистики для автоматического ведения ОКПО в электронно-вычислительной машине. Регистрационный номер состоит из 7 знаков, построен по комбинированной системе, первые два знака означают принадлежность к отрасли, последние — порядковый номер предприятия, организации; например: отрасли промышлен­ности присвоен код — 01, лесному хозяйству — 05 и т.д.

Приступая к составлению классификаторов, прежде всего, сле­дует выяснить, какие общегосударственные и отраслевые класси­фикаторы можно использовать при решении данной задачи, и только затем приступают к составлению локальных кодов. Класси­фикаторы приобретают особое значение в компьютерных инфор­мационных системах, предусматривающих создание автоматизиро­ванных рабочих мест (АРМ). Кодированию в документах подлежат те признаки, по которым выполняется группировка информации в машине. Разработка кодов осуществляется при составлении техно-рабочего проекта. Наряду со специалистами по машинной обра­ботке в этом процессе заметную роль играют экономисты-пользователи.

ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

1. Предмет, задачи и структура курса.

2. Информационный ресурс – основа информатизации управления.

3. Информационные системы и их классификация.

4. Информационные технологии, их развитие и классификация.

5. АРМ – как инструмент формирования управленческих решений.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

2. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике. – М.: Изд. МЭСИ, 1999.

3. Информационные системы / Петров В.Н. – СПб.: Питер, 2003.

4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.