Глава 1. Правовые основы деятельности правительства Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Понятие и основные принципы работы Правительства РФ.

Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Профессор  М.В. Мархгейм определяет, что «Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами[1]». «Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране[2]» так определяет профессор С.А. Авакьян. С принятием Конституции 1993г. качественно по новому встал вопрос о соотношении исполнительной власти и Правительства. Конституция РФ гласит: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации[3]. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[4]. Такое определение официально указано в законе. Прежде чем подробно переходить к рассмотрению Правительства РФ,  нужно остановиться на принципах, в соответствии с которыми оно осуществляет свою деятельность. Ведь принцип-это исходное положение, основа устройства, главное правило. Принцип как бы является центральным стержнем, отправным пунктом, на котором базируется все остальное строение и деятельность какого-либо органа государства, всей системы в целом.

Основные принципы деятельности Правительства совпадают с принципами всей нашей правовой системы в целом и закреплены в ст. 3. Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина[5].

Верховенство Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, Данный принцип означает признание Конституции Российской Федерации как главнейшего акта в организации деятельности Правительства, его взаимоотношении с другими органами государственной власти, строение иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Правительства на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законов[6].  

Принцип народовластия или демократии. Согласно Конституции 1993г носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Вся система государственной власти строится на данном принципе. Иными словами ничто не должно препятствовать, народу осуществить свою власть и Правительство России в нашем случае служит (косвенно) удовлетворению этого принципа и ни в каком случае не должно ему препятствовать.

Принцип федерализма обусловлен территориальным устройством Российской Федерации. Согласно Конституции - Россия федеральное государство, то есть применительно к власти, она строится на двух уровнях: федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

Исходя из этого, государственная власть должна четко разграничивать полномочия на собственные, на полномочия субъектов и на совместные полномочия. Правительство в своей деятельности должно быть стабильно ориентировано как на удовлетворение интересов Федерации, так и интересов ей субъектов, обеспечение реализации их прав и свобод.

Принцип разделения властей в деятельности федерального Правительства означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти, наряду с другими ветвями власти, взаимодействие с ними. Оно защищено от вмешательства других органов власти в свою компетенцию, но в тоже время не должно само вмешиваться в работу данных органов. К сожалению, данный принцип не всегда реализуется на практике, вызывая разногласия ветвей власти. Нередко Президент и Федеральное Собрание решают вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции Правительства РФ, однако есть и обратные случаи, когда Правительство вторгается в сферу деятельности других органов власти.

Принцип ответственности федерального Правительства Российской Федерации означает его «правовую связанность» и организационную и правовую подотчетность. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, которая выражается в сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, в принятии решения об отставки Правительства, освобождения от должности Председателя Правительства, его председателей и министров. Правительство информирует Президента о своей текущей деятельности, выполнении указов и законов. Имеет рычаги давления и законодательная власть, например выражение недоверия Правительству. Правительство также социально ответственно перед гражданами[7].

 

Гласность означает обеспечение открытости и доступа к информации о решениях и действиях Правительства. Систематическое информирование населения является обязанностью Правительства ввиду значимости его актов для страны, граждан. Принцип гласности реализуется посредством ряда гарантий: а) Конституция РФ устанавливает, что любой нормативно - правовой акт, затрагивающий права и свободы человека подлежит обязательному опубликованию[8]; б) Правительство регулярно и оперативно проводит встречи и дает информацию для прессы о своих заседаниях и принятых решениях; в) работники СМИ при планировании программной политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей (радиослушателей) о работе федеральных органов государственной власти, деятельности Правительства[9].

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина произволен от Конституционных положений о человеке как высшей ценности[10], о праве граждан участвовать в управлении делами государства[11], о правах и свободах человека и гражданина[12]. Это означает ориентацию Правительства на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности.

Можно конечно добавить многие другие, такие как профессионализм, компетентность, коллегиальность и т.д., однако основополагающими являются именно эти семь, прямо указанные в законе.

 

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.