Делегирование полномочий как одна из функций эффективного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В некоторых организациях сотрудники по всем вопросам обращаются к начальнику, и только он принимает решения. При этом начальник демонстрирует свою власть и получает удовлетворение от чувства собственной незаменимости, а подчиненные перекладывают часть своей работы и полностью свою ответственность на плечи начальника. Однако эффективность такой организации труда невелика. Начальник задыхается среди мелочей и не может найти время для той работы (например, по выбору стратегических приоритетов фирмы), которую только он может выполнить, а сотрудники полубездельничают, ожидая визита к начальству.

Более рациональна система "делегирования полномочий", при которой процесс принятия решений распределен по всей иерархической структуре управления. Задачи, стоящие перед организацией, разбиваются на более мелкие задачи, за решение которых отвечают те или иные подразделения и отдельные сотрудники. При этом каждый из них:

- "знает свой маневр", т.е. четко знает, за выполнение какой работы отвечает;

- знает, какими ресурсами может распоряжаться самостоятельно, в каких случаях имеет право обращаться за помощью к руководству;

- знает, что результат его работы оценивается по тому, как он делает свое дело, и имеет представление о величине и способе вознаграждения за труд.

Таким образом, происходит "распределение полномочий" между менеджерами различных уровней. Важно, что работа каждого оценивается самим выполняемым этим менеджером делом, в частности, не зависит от личных взаимоотношений с начальством. Известный отечественный менеджер и публицист Ю.И.Мухин называет такую систему распределения прав и обязанностей "делократией".[3]

Распространенным примером делократии является подрядный метод, при котором подрядчик получает от фирмы задание, правила приемки работы и ее оплаты в зависимости от качества, а также начальное финансирование, а все остальное - набор работников, организация трудового процесса, выбор поставщиков и т.п. - дело подрядчика, а не фирмы.

В процессе принятия решения возможны два направления распределения полномочий, одним из которых является делегирование.

Делегирование бывает ограниченное и высокое.

Ограниченное делегирование:

· решения по инвестициям в пределах бюджета;

· решение о персонале;

Высокое делегирование:

· текущие производственные вопросы;

· решения о сбыте продукции.

Таблица 1

Последствия делегирования и централизации решений

 

 

Результат

Преимущества делегирования Недостатки централизации Недостатки делегирования Преимущества централизации

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответствен­ности исполнителей Снижение затрат Возможность отсутствия менеджера Требуется высокая квалификация низших уровней управления Добавочные затраты на контроль принимаемых решений

Качество

Решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях Реальность принимаемых решений Далекие от реальности решения центра Недостаточная однородность принимаемых решений Однородность централизованного решения; Проблема квалификации низших уровней управления
продолжение Таблица 1  
Длительный процесс осуществления решений

Загрузка

Менеджмента

Разгрузка верхних уровней Ненужность штабов Разгрузка путей коммуникации Загрузка подчиненных уровней Увеличение объема решений

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления Их собственная ответственность Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях Возможность конфликта с нижними уровнями управления Повышение необходимости их контроля Социально- психологические эффекты

Дополнительные возможности развития низших уровней управления

Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров

Переживание за успех, удовлетворенность у них

Перепоручение подчиненным уровням управления (снятие ответственности) Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента Меньше возможности для принятия решений у руководства        

Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.