Глава 1. Понятие и классификация функций менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине : «Менеджмент»

 

На тему: «Функции менеджмента , их взаимосвязь и динамизм»

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и классификация функций менеджмента………………..5

1.1 Основные и специфические функции менеджмента…………………….5

1.2 Делегирование полномочий как одна из функций эффективного менеджмента……………………………………………………………………...15

Глава 2. Принципы обеспечивающие взаимосвязь и динамизм в менеджменте………………………………………………………………………18

2.1   Организационная структура как объект управления……………………18

2.2 Роль руководства и координация в реализации эффективного менеджмента………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………………29

 

 

Введение

"Каждый солдат должен знать свой маневр"- А.В.Суворов

Эффективность управления в армии выявляется самым жестким образом - в борьбе с врагом. Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу - он погибает вместе со своей командой. Для обычного менеджера ситуация лучше - в крайнем случае разорится его фирма.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности:

1. во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать);

2.  во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

 

Рис.1. Поле управления

1.1.1 Прогнозирование и планирование

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

· перспективное;

· среднесрочное;

· текущее (бюджетное, оперативное).

Виды планов:

·  в зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы и др;

·  в зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

Текущее (оперативное) планирование заключается определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

 

Мотивация

Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей.

Мотивация, как один из методов функции управления персоналом, является составной частью процесса управления.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают,  что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

  «Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.[2]

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия и совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

Таким образом, задача менеджера, который должен мотивировать рабочих в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Термин «удовлетворение потребностей» отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание выполнено.

Контроль, учет и анализ

Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера.

Контроль можно также классифицировать:

· по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);

· по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);

· по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);

· по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

 

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 2).

Рис. 2. Основные составляющие критерия для решения о контроле

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант – агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рис.3.

 

Рис. 3. Классификация объектов контроля

Учет - необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая является основой принятия управленческих решений.

Различают три вида хозяйственного учета:

 

1. оперативный;

2. статистический;

3. бухгалтерский.

 

Оперативный – сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.

Статистический – изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.

Бухгалтерский учет – постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.

Анализ - середина между контролем и планированием в «кольце управления»(рис.4.). Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.

В результате анализа должны быть сделаны выводы:

· как реагировать на прогнозы;

· на ожидания связанных групп;

· по использованию возможностей;

· по предотвращению опасностей;

· по укреплению сильных сторон и их использованию;

· по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.

 

Рис. 4. Кольцо управления

Таблица 1

Результат

Преимущества делегирования Недостатки централизации Недостатки делегирования Преимущества централизации

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответствен­ности исполнителей Снижение затрат Возможность отсутствия менеджера Требуется высокая квалификация низших уровней управления Добавочные затраты на контроль принимаемых решений

Качество

Решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях Реальность принимаемых решений Далекие от реальности решения центра Недостаточная однородность принимаемых решений Однородность централизованного решения; Проблема квалификации низших уровней управления
продолжение Таблица 1  
Длительный процесс осуществления решений

Загрузка

Менеджмента

Разгрузка верхних уровней Ненужность штабов Разгрузка путей коммуникации Загрузка подчиненных уровней Увеличение объема решений

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления Их собственная ответственность Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях Возможность конфликта с нижними уровнями управления Повышение необходимости их контроля Социально- психологические эффекты

Дополнительные возможности развития низших уровней управления

Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров

Переживание за успех, удовлетворенность у них

Перепоручение подчиненным уровням управления (снятие ответственности) Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента Меньше возможности для принятия решений у руководства        

Рис.5 Организационная структура управления предприятием (фирмой)

АХО — административно-хозяйственный отдел. БРИЗ — бюро рационализации и изобретательства. ВОХР — вооруженная охрана. ДДУ — детские дошкольные учреждения. ДОЦ — детский оздоровительный центр. ЖКО — жилищно-коммунальный отдел. ИВЦ — информационно-вычислительный центр. Медсанчасть — медицинская санитарная часть. ОАСУП — отдел автоматизированных систем управления производством. ОВЭС — отдел внешних экономических связей. ОГК — отдел главного конструктора. ОГМ — отдел главного механика. ОГМет — отдел главного металлурга. ОГМетр — отдел главного метролога. ОГТ — отдел главного технолога. ОГЭ — отдел главного энергетика. ОИХ — отдел инструментального хозяйства.   ОК — отдел кадров. ОКК — отдел кооперации и комплектации. ОКС — отдел капитального строительства. ОМА — отдел механизации и автоматизации. ОМТС — отдел материально-технического снабжения. ОНЗИС — отдел надзора за зданиями и сооружениями. ОНТИ — отдел научно-технической информации. ООТБ — отдел охраны труда и техники безопасности. ООТиЗ — отдел организации труда и заработной платы. ОООС — отдел охраны окружающей среды. ОПК — отдел подготовки кадров. ОСН — отдел стандартизации и нормализации. ОТД — отдел технической документации. ОТК — отдел технического контроля. ПДО — планово-диспетчерский отдел. ПЭО — планово-экономический отдел. ФО — финансовый отдел. ЦЗЛ — центральная заводская лаборатория.

Команда - основа успеха

Команда - это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы, взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не исполняются, письма теряются, встречи срываются из-за бестолковости сотрудников, которым поручено их организовать, то ожидать эффективной работы фирмы невозможно.

Создание команды - одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда - его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто "перетаскивает" за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.

Менеджер должен заботиться о членах своей команды, помогать им в различных ситуациях, поддерживать положительную мотивацию по отношению к команде, применяя как моральные, так и материальные стимулы. Команда должна быть дружной. Однако при этом полезно поддерживать некоторую дистанцию между членами команды, чтобы дружеские отношения не мешали деловым. Именно поэтому обычно не рекомендуют включать в команду родственников и друзей детства, поскольку в их отношении трудно отделить деловые отношения от иных.

 

Заключение

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Помимо выполнения всех функций, для принятия эффективного объективного решения в нынешних условиях нужно иметь адекватную точную информацию, единственным способом получения которой является коммуникация.

 

 

Список литературы

1. А.И. ОРЛОВ МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНИК М.: Знание, 1999.

2. Ю.И. Мухин Наука управлять людьми.Изложение для каждого: ФОЛИУМ; Москва; 1995

3. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.,2000. – с. 33 -36.

4. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент:уч.пособие-Омск:Изд.-во ОмГТУ, 2006.-76с.

 

Интернет ресурсы:

1. http://revolutionmanagement/00037850_0.html

2. http://www.ref.by/refs/54/38978/1.html

 

 


[1] А.И. ОРЛОВ МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНИК М.: Знание, 1999.

 

 

[2] http://www.ref.by/refs/54/38978/1.html

 

[3] Ю.И. Мухин Наука управлять людьми.Изложение для каждого: ФОЛИУМ; Москва; 1995

 

[4] Управление организацией. /Учебник. М., «Инфра-М», под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П. 2007

[5] http://revolutionmanagement/00037850_0.html

6Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент:уч.пособие-Омск:Изд.-во ОмГТУ, 2006.-76с.

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине : «Менеджмент»

 

На тему: «Функции менеджмента , их взаимосвязь и динамизм»

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и классификация функций менеджмента………………..5

1.1 Основные и специфические функции менеджмента…………………….5

1.2 Делегирование полномочий как одна из функций эффективного менеджмента……………………………………………………………………...15

Глава 2. Принципы обеспечивающие взаимосвязь и динамизм в менеджменте………………………………………………………………………18

2.1   Организационная структура как объект управления……………………18

2.2 Роль руководства и координация в реализации эффективного менеджмента………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………………29

 

 

Введение

"Каждый солдат должен знать свой маневр"- А.В.Суворов

Эффективность управления в армии выявляется самым жестким образом - в борьбе с врагом. Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу - он погибает вместе со своей командой. Для обычного менеджера ситуация лучше - в крайнем случае разорится его фирма.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности:

1. во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать);

2.  во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

 

Глава 1. Понятие и классификация функций менеджмента

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.[1]

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.