Методика «Шесть шляп мышления».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Вот уже на протяжении нескольких лет мне нравится применять на моих уроках методику «Шесть шляп мышления».

Пример: разработка урока в 5 классе по теме «Цвета» (Приложение 3)

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу.     По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные  и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп универсальна – например, я часто использую ее на своих уроках, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Приведу пример того, как я использую эту методику. С первого года обучения я знакомлю своих учащихся с этой методикой, рассказываю им про цветные шляпы, и что они означают. Многим она очень нравится. Практически на каждом уроке я предлагаю своим учащимся мысленно надевать цветные шляпы.
        Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Я предлагаю надеть  белую шляпу — это значит, что я жду от них полной информации и факты.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста.

Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы  в сложившейся ситуации

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся  появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, периодически предоставляет учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении».

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, я ее используют в начале урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и поставить новые цели.

       Преимущества такой методики очевидны:

1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять на уроках.

3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, при изучении любой темы.

 


Полученные результаты

 Работа в режиме развития критического мышления дала положительный эффект. Возрос уровень знаний, умений учащихся по моему предмету.

 

Таблица. Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся в 2007-2010годах

 

Учебный год

5 – 9 ый классы (%)

10 – 11ый классы(%)

Общая успеваемость Качественная успеваемость Общая успеваемость Качественная успеваемость
2007 -2008 100 68 100 69
2008 - 2009 100 71 100 70
2009 -2010 100 75 100 79

 

(Источник: классные журналы 5-11ых классов за 2007 – 2010г.)

Позитивные результаты показывают учащиеся по моему предмету при выполнении проверочных работ по заданию РМК.

 

Диаграмма. Динамика результатов контрольных работ по линии районного методического кабинета

      Результативность внеклассной работы можно отразить такими показателями, как:
призовые места на районной конференции по иностранному языку, которая проводилась в апреле 2010 года и олимпиаде окружного уровня, проводимой в феврале 2010 года, по результатам данной олимпиады мне была объявлена благодарность за подготовку победителей.(Приложение 4)

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.